Антонина Смирнова
Развитие социально-бытовых навыков у детей с ОНР дошкольного возраста в условиях пребывания социального учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
А. С. Смирнова
Областное государственное казённое учреждение социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Ленинского района г. Иркутска», логопед (664020, г. Иркутск, ул. Мира, д. 124; тел. :(395) 37-27-05; Antonina-81@mail.
A.S. Smirnova
Regional state institution of social service "the Center of assistance to children left without parental care, Leninsky district, Irkutsk, speech therapist (664020, Irkutsk, Mira St., 124; phone :(3952) 32-27-05; Antonina-81@mail.ru)
Публикация «Развитие социально-бытовых навыков у детей с ОНР дошкольного возраста в условиях пребывания социального учреждения» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2017
Развитие социально-бытовых навыков у детей с ОНР дошкольного возраста в условиях пребывания социального учреждения
В статье рассматриваются вопросы развития социально-бытовых навыков у детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по формированию лексико-грамматических конструкций. Представлен опыт работы логопеда.
Ключевые слова: общее нарушение речи; навыки социально-бытовой ориентировки; формирование лексико-грамматических конструкций.
The development of social skills in children with General underdevelopment of preschool age in the conditions of stay, social institutions
The article deals the issues of development of social skills in children with General underdevelopment of preschool age in the classroom for the formation of lexical and grammatical constructions. The experience of work of a speech therapist.
Keywords : total speech; skills social orientation; the formation of lexical and grammatical constructions
Безотрадным социальным фактором последних лет является увеличение количества детей, поступающих на попечение государства. Ребенок – сирота и ребенок, оставшейся без попечения родителей так же, как и любой другой человек, живет в мире отношений между людьми, в котором каждый играет не одну, а множество ролей, осваивая эти роли, человек становится личностью. Основной задачей работы любого учреждения, где воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей является социализация воспитанников, и их интеграция в современное общество [5]. Речь является важнейшей социальной функцией и развивается в процессе общения. Потребность в общении формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими людьми. Особенно неблагоприятное влияние на развитие речи оказывает эмоциональная депривация, при которой с самого рождения ребенка имеет место недостаточное удовлетворение его аффективных потребностей, и, прежде всего потребностей в теплоте, ласке, любви. Подобная ситуация нередко складывается в неблагополучных семьях, при злоупотреблении родителей алкоголем, при отсутствии матери. В настоящее время показано, что употребление алкоголя и никотина во время беременности так же может привести к нарушениям физического и нервно-психического развития ребенка, одним из проявлений которых часто является общее недоразвитие речи [1].
В основном дети, пребывающие в центрах помощи детям имеют сочетанный дефект: нарушения речи, которое сопровождается задержкой психического развития. У детей отмечаются такие особенности как затруднения в дифференциации обобщенных словесных структур, речевая интактивность, несформированность программирования и грамматического структуирования речевого высказывания, трудности в пополнении словаря словами, выражающие сложные качества и отношения – это есть проявления особенностей познавательной деятельности детей, а не чисто речевые нарушения [4].
Поэтому чаще всего к моменту начала школьного обучения дети с ОНР, воспитывающиеся в условиях социального учреждения, не приобретают тех знаний, навыков и умений, которыми самостоятельно овладевают нормально развивающие дошкольники. У них недостаточно сформированы представления о предметах и явлениях окружающей действительности, элементарные социально-бытовые умения и навыки, ограниченный словарный запас. Все эти трудности негативно влияют на усвоение школьной программы, мешают благополучной социализации ребенка в обществе [3].
Необходимость проведения специальных занятий по формированию лексико-грамматических конструкций и социально – бытовой ориентации и адаптации детей не вызывает сомнения ни у учителей, ни у воспитателей, ни у специалистов, работающих с детьми данной категории. Это связано с тем, что дети, находящиеся в социальном учреждении в силу сложившихся условий воспитания и обучения, а так же в силу особенностей развития не могут самостоятельно приобрести необходимые для жизни знания и умения [2].
Организуемые логопедом занятия помогают преодолеть трудности социализации и интеграции в общество, а также готовит дошкольника 6-7 лет к более успешному усвоению учебного материала в школе.
Цель занятий: расширить и уточнить знание детей об окружающем, подготовить их к самостоятельной жизни, труду, сформировать знания и умения, способствующие социальной адаптации, повысить уровень речевой
активности, скорректировать (или компенсировать) отдельные недостатки развития.
Задачи:
1. Расширение знаний и представлений детей об отдельных предметах и явлениях природы и общества, а также развитие навыков анализирующего наблюдение активизация мыслительной деятельности и речи воспитанников;
2. Развитие сенсомоторики;
3. Формирование пространственных и временных представлений;
4. Развитие мнемических процессов;
5. Развитие межанализаторных систем и их взаимодействия;
6. Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности и речи;
7. Развитие речевой активности;
8. Воспитание осознанного отношения к изучаемым темам, трудолюбия;
9. Формирование навыков социально-нормативного поведения.
Данная работа велась на протяжении одного года (2015-2016 гг.) в соответствии с тематикой коррекционно-образовательных занятий и циклограммой реабилитационно-воспитательной деятельности учреждения.
В структуре каждого занятия мы выделяем два компонента: коррекционно-развивающий и реабилитационно - воспитательный.
Темы занятий были разбиты на шесть блоков: безопасность, питание, жилые помещения, культура, одежда и обувь, природа.
Результаты работы показали положительную динамику, уровень социальной адаптированности, речевой активности, приверженности к гуманистическим нормам жизнедеятельности у детей значительно выше, чем в начале года.
Так, в начале 2015-2016 учебного года было выявлено 0% детей с высоким уровнем, в конце учебного года - 12 %. Увеличился процент деетй со средним уровнем: в начале года - 36%, в конце - 57%. Снизился процент детей с низким уровнем : в начале года - 64%, в конце - 31%. Также, у детей повысился уровень речевой и познавательной активности.
Таким образом, педагогическая деятельность по развитию навыков социально-бытовой ориентровки у детей с ОНР старшего дошкольного возраста на занятиях по формированию лексико-грамматических конструкций показывает эффективные результаты.
Библиографический список
1. Кислякова Ю. Н. Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушениями развития. – М. : Владос, 2004.75 с.
2. Преодоление трудностей социализации детей-сирот : учебное пособие/ Под ред. Л. В. Байбородовой. – Ярославль, 1997. 250 с.
3. Психическое развитие воспитанников детского дома/ Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. – М. : Педагогика, 1990. 315 с.
4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. АЙРИСПРЕСС, Москва, 2004. 276 с.
5. Центр помощи детям, оставшимся родителей: содержание и организация деятельности: Пособие для сотрудников центров / Под ред. Иващенко Г. М. – М., Государственный НИИ семьи и воспитания, 1999. 192с.