теплая тамара
Развитие сообразительности и смекалки в процессе решения задач геометрического содержания
ГБДОУ № 50
Приморского района СПб.
Развитие сообразительности и смекалки в процессе решения задач геометрического содержания.
Теплая Т. П.
2020г.
«Развивающие математические игры»
Публикация «Развитие сообразительности и смекалки в процессе решения задач геометрического содержания» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Задачи. Составление и решение задач, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Почему так часто можно видеть картину: у малыша много игрушек, а он ими не играет? Причин тому, конечно, не одна, но чаще всего главная причинна в том, что игрушки из себя «исчерпали». Элемент новизны исчез. А он-то и привлекает ребенка в первую очередь. Дать задачку для ума, длительную интеллектуальную нагрузку готовая игрушка в не состоянии. В этом отношении я использовала такие развивающие математические игры, как «Кубики Никитина», «Танграм», «Колумбово Яйцо», «Палочки Кюизинера» и другие.
Каждая из этих игр представляет собой набор задач. Задачи этих игр имеют очень широкий диапазон трудностей, от доступных до непосильных, поэтому эти игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.
Постепенное возрастание трудностей задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, то есть развивать свои творческие способности.
Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме, в виде рисунка, узора или образца, то есть в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задания» с «решением» и самому проверять точность в выполнения задания.
Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий, то есть заниматься творческой деятельностью высокого порядка.
Развивающие игры позволяют каждому ребенку подняться до потолка своих возможностей, где развитие идет более успешно.
В развивающих играх - в этом и заключается их главная особенность - объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельностью самостоятельно по способностям.
Во - первых, их задания - ступеньки всегда создают условия, опережающие развития способностей.
Во-вторых, поднимаясь, каждый раз самостоятельно до своего «потолка» ребенок развивается наиболее успешно.
В-третьих, развивающие игры очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.
Здесь очень важно не мешать малышу, самому размышлять и принимать решение, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.
И так первое условие успеха, взаимодействие ребенка и взрослого, искренняя заинтересованность в прогрессе. Второе системность. Любые игры только тогда дают результат, когда дети играют с удовольствием, постепенно усложняя задания. Чем больше ребенок упражняется, тем больше у него интеллектуальное напряжение, какого эти игры обязательно требуют. И это надо развивать у детей, именно развивать, так, как само оно ниоткуда не появится. При этом, конечно, нельзя забывать похвалить ребенка при достигнутом успехе, но похвала не по заслугам – может и навредить. Всегда нужно уметь показывать ребенку, как бы резерв его возможностей, что можно и нужно делать еще сложнее. В этом отношении такие развивающие игры облегчают задачу, они сами создают такую перспективу развития своими заданиями, от простого к сложному. Это важно, чтобы дети были внимательными, наблюдательными, обладали пытливым умом, научились рассуждать, спорить доказывать свою правоту и преодолевать трудности. Именно поэтому я рекомендую использовать подобный матерьял.