Татьяна Топоркова
Развитие слухового восприятия у детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Экспериментирование со звучащими предметами — особая форма проявления детской активности, которая:
стимулирует познавательное отношение к миру, в том
числе и к миру звуков и звучанию разных предметов;
расширяет способность к различению звучания разных
предметов и дифференцированию звуков по высоте, интенсивности;
развивает мелкую моторику кистей рук;
формирует чувство ритма.
Публикация «Развитие слухового восприятия у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Возрастной особенностью детей двух-трех лет является то, что окружающую действительность они познают через собственный деятельный опыт. Поэтому хорошо, если у вас дома появляются различные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие и тому подобные предметы, каждый из которых имеет свой характерный «голос» :
- банки из-под кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками, камешками, щепочками, фантиками,песком, скрепками и пуговицами;
- шуршащие метелки из обрезков магнитофонной ленты, бумаги:
- погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц пластмассовых и металлических косточек, бусин, колокольчиков;
- шуршащие при трении друг о друга еловые шишки,
оберточная бумага, шумящие морские раковины, стучащие
палочки разной толщины из дерева разных пород;
- сосуды с разным количеством воды (наподобие ксилофона);
- перевернутые детские формочки, кастрюли, ведра, по которым можно ударять;
- нитки и резинки, натянутые по принципу струны так,чтобы ребенок мог сам менять силу их натяжения;
- свистки и дудочки из глины и дерева.
Занятия с этими звучащими предметами помогут вам открыть для детей хорошо известные предметы с совершенно новой стороны. Знакомить со звучащими игрушками можно постепенно. Желательно и делать их на глазах у детей. Ребята со временем с удовольствием и сами по мере сил примут участие в их изготовлении.
Необходимо постоянно развивать слуховое восприятие детей :
- в первую очередь слуховое внимание и память;
- умение выделять различные качества звуков и сравнивать звуки.
Очень полезно совершенствовать в детях присущую им чуткость к восприятию интонации. Мы знаем, что человек может произнести одну и ту же фразу с разными интонациями. В словах, например, «прошу вас» могут звучать искреннее расположение, угроза, мольба, издевка или полное равнодушие. Известно, кстати, что женщины больше доверяют интонации, жесту, взгляду человека, чем тому, что он говорит. Мужчины, напротив, менее склонны обращать внимание на невербальный канал коммуникации.
Детей важно научить слушать не только собеседников, но и самих себя; научить выражать сочувствие, радость, огорчение — любые эмоции так, чтобы это было понятно окружающим.
Немало людей смогли бы обойтись без услуг психотерапевта в зрелом возрасте, если бы в детстве их научили понимать состояние других и выражать свое собственное.
Обратите внимание, какая звуковая среда окружает вашего ребёнка.
Если это голоса самих детей, то создаётся шумовой фон, вызывающий утомление нервной системы. Поэтому надо стараться, чтобы в помещении, где находится много детей, все говорили негромко, безусловно следуя в этом положительному примеру взрослого.
Если это голос самого взрослого, то он воспринимается детьми как значимый источник информации, его интонация мгновенно отражается на душевном состоянии малышей. Поэтому говорить надо ласково, мягко, негромко, неторопливо, отчетливо произнося все звуки, так как дети следят за артикуляцией взрослого и на этой основе формируется их собственное звукопроизнесение. Используйте разнообразные ласковые обращения и формы слов — это очень смягчает язык. Чаще напевайте, что хотите, тихонечко, про себя.
Очень благотворно действующие шумы – это пение птицы, а так же журчание воды. Однако шум автодороги, работающих механизмов, гудение ламп дневного света, аквариумных компрессоров – неблагоприятно действующие шумы, которые необходимо устранить или ослабить.
Звучание магнитофона рекомендуется включать не более чем на пять (для младших, десять минут (для старших дошкольников) при условии, что это не фон, а звуки, которые вы вместе внимательно слушаете Прекрасно, влияет на детей звучание музыкального инструмента, если инструмент настроен, музицирующий владеем им, отобранное произведение соответствует данному моменту и понятно детям.
На улице по различным звукам и шумам также можно очень много узнать о мире. Водите детей не только смотреть — водите их слушать капель и журчание ручья, шелест листьев и скрип снега, пение птиц и колокольные перезвоны, благо они снова вошли в нашу жизнь. Эти звуки несут радость и здоровье вашим детям.
Слушание музыки решает в первую очередь задачу формирования у ребят эстетического вкуса и приобщения к миру музыкальной культуры. Прежде чем включить для детей музыку, которую вы хотите предложить детям, вам стоит:
• прослушать ряд музыкальных произведений и выбрать
из них те, которые нравятся вам и трогают лично вас. По
мните, что только ваше собственное чувство к данной конкретной музыке может пробудить интерес ребенка к звучащему;
• по возможности, прочитать о композиторе, чтобы
ваше собственное отношение к его музыкальному стилю,
самому композитору и его произведениям было осознанным;
• постараться избавиться от привычки обсуждать и объяснять детям, какое содержание несет та или иная музыка и «о
чем хотел сказать композитор» в данном произведении; пусть
просто слушают музыку.
Общими критериями отбора музыкальных произведений в этом случае можно считать:
преобладание выразительности над изобразительностью;
доминирование мелодической линии (голос, солирующий инструмент);
четко выраженное настроение;
истинную эстетическую ценность композиции.
Слушать музыку желательно каждый день. Если вы любите петь, хорошо иногда самим исполнить детям любимую лирическую песню или романс.
Развитие слухового восприятия у детей дошкольного возраста формирует предпосылки учебной деятельности и грамотность при обучении чтению и письму в дальнейшем.