Морозова Елена
Развитие слухового восприятия. Развитие речевого дыхания.
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие слухового восприятия. Развитие речевого дыхания.
Вам следует знать, что ребёнок будет правильно произносить звуки, чисто говорить только в том случае, если он хорошо слышит, может различать звуки на слух и стараться откорректировать своё произношение по услышанному. Поэтому нужно развивать слуховое внимание ребёнка развивать его способность распознавать как речевые, так и неречевые звуки.
Для этого вы можете использовать следующие задания.
Угадай, на чём играю?
Публикация «Развитие слухового восприятия, Развитие речевого дыхания,» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Побренчите на бубне, барабане, гармошке так, чтобы ребенок не видел, а только слышал, и попросите назвать источник звука.
Угадай, кто кричит?
Дайте малышу картинку с изображением разных животных или игрушек (трёх – пяти). Подайте голос, подражая крику одного из животных, и попросите показать, кто из них кричит.
Громко – тихо.
Объясните ребенку, что если он услышит громкое звучание бубна, то должен хлопать в ладоши, а если тихое – топать ножками.
Солнышко – дождик.
Объясните ребёнку, что вы будете бить в бубен, когда «идет дождь». Услышав бубен, малыш должен «спрятаться» от дождя, например, залезть под стол.
Кто идёт?
Объясните ребёнку, что, когда вы будете медленно бить в бубен (барабан, он должен идти медленно, как черепаха, а когда быстро – менять темп движения.
Угадай, близко или далеко поезд?
Дайте ребенку картинки с изображением поезда. Крупное изображение – поезд близко, маленькое – далеко. Погудите тихо – ребёнок должен указать на картинку, где поезд далеко, и, наоборот, погудите громко – ребёнок должен указать на картинку, где поезд близко.
Что звучит?
Попросите ребёнка определить, какой предмет производит звуки (стул, молоток, звон ложки о стакан, свисток и т. д.).
Узнай по голосу.
Эта игра требует участия других членов семьи, друзей. Ребёнок должен, не видя человека, определить кто он, по голосу.
Где звучит?
Попросите ребенка определить, откуда доносится звук и его источник. Это можно сделать на природе, в городе, на даче.
Кто это такой?
Произнесите ребёнку известные ему выражения – слова героев сказок (например, «Репка», «Теремок» и т. д.) и попросите определить, кто говорит, или показать картинку с изображением персонажа.
Качество речи, её громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания. Послушайте, как дышит ваш ребенок, не затруднено ли у него носовое дыхание, не приходится ли малышу держать рот открытым. Ведь для того чтобы можно было легко произнести развернутую фразу достаточно выразительно, с правильной интонацией, нужно владеть плавным, достаточно продолжительным выдохом через рот. При обыкновенном физиологическом дыхании вдох и выдох чередуются непрерывно, выдох равен вдоху, речевое же дыхание предполагает паузу между вдохом и выдохом и удлинение выдоха. Для тренировки речевого дыхания рекомендуются приведенные ниже упражнения.
Кто дольше?
Вместе с ребёнком дуйте, на лежащий, на столе ватный шарик. Следите за тем, чтобы выдох был ротовой, но не резкий, шумный, а плавный, легкий. Вдох производится через нос.
Буря в стакане
Предложите ребенку сделать вдох носом и выдохнуть в трубочку, конец которой находится в стакане, наполовину наполненном водой.
Буря в баночке
Предложите ребенку сделать вдох носом и выдохнуть в трубочку, конец которой находится в баночке, наполовину наполненные сыпучим изделием (манная крупа, сахар, соль).
Бабочка (птичка)
На веревочке укрепите бумажную бабочку (птичку). Предложите ребенку плавно подуть ртом, не надувая щек, - бабочка полетит.
Снежинка
Предложите ребенку легким, длительным ротовым выдохом сдуть с ладони ватку или папиросную бумажку.
Ветерок и листья
Вырежьте из тонкой бумаги несколько полосок (7 -10) и укрепите их на палочке, предложите ребёнку подуть «ветерком» и «листья» будут колыхаться.
Кораблики.
Предложите ребенку подуть на сделанные из бумаги кораблики, плавающие в тазу с водой, - то плавно, длительно, то побыстрее, и следить за движением корабликов.
Не забудьте, что ребенок не должен делать судорожных, резких вдохов с поднятием плеч и с напряжением. Вдох тоже должен быть спокойным.
Кроме того, упражнения на дыхание утомляют малыша, поэтому не следует заниматься ими долго, достаточно подуть несколько минут и отдохнуть.
Очень полезны для тренировки речевого дыхания задания, связанные с произнесением на одном выдохе гласных, согласных звуков, фраз, чистоговорок, коротких потешек.
Ау – ау – ау – ау.
Уа – уа – уа – уа.
Иа – иа – иа- иа.
Ай – ай – ай – ай.
Ой – ей – ей – ей.
Ту- ту- ту- ту- ту.
Ба – ба - ба – ба – ба.
Фу – фу – фу – фу- фу.
Пи – пи – пи – пи – пи.
Ко – ко – ко – ко – ко.
У ёлке удод, под ёлкой енот. У Тани ноты.
Аля ахала, а Оля охала. У Тони боты.
И я иду, и Юля идет.
Эхо эхо, эхо это.
Иголки у ёлки,
Колки иголки.