Светлана Иванова
Развитие слухового восприятия и фонематического слуха у детей раннего возраста
▼ Скачать
Развитие слухового восприятия у ребенка раннего возраста обеспечивает сформиирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук, как одну из важнейших характеристик о свойствах предметов и явлений о живой и неживой природы, овладение звуковыми характерами способствует целостности восприятия.
С самого рождения у ребенка формируются слуховые ориентировочные реакции.
В возрасте 10 дней малыш вздрагивает и мигает при резком звуке
Публикация «Развитие слухового восприятия и фонематического слуха у детей раннего возраста» размещена в разделах
в 20-ти дневном возрасте-успокаивается при сильном звук
в 1 месяц-прислушивается к звуку, к голосу взрослого
в 2 месяца-ищущие повороты головы при длительном звуке
в 4 месяца ребенок способен находить глазами невидимый источник звука
в 5 месяцев узнает голос матери, отличает строгую и ласковую интонацию
в 6 месяцев по-разному реагирует на свое и чужое имя
в 9 месяцев выполняет плясовые движения под плясовую музыку
Вслушиваясь в речевые звуки, в слова, сопоставляя их звучание ребенок начинает не только слушать, но и различать звуки родного языка.
Задачи по развитию слухового внимания и восприятия :
-расширятьь рамки слухового восприятия
-формировать способность дифференцировать неречевые и речевые звуки
-развивать слуховые функции, направленность сдухового внимания, памяти
Приемы коррекционной работы:
-привлечение внимания к звучащему предмету
-различение и запоминание цепочки звукоплдоажаний
-определение местонахождение звука
-знакомство с характером звучащих предметов
-различение звучания шумов и и простейших музыкальных инструментов
-запоминание последовательности звучаний (шумов предметов), различениеи голосов
- выделение слов из речевого потока, развитие подражания речевым и неречевым звукам
Работа по формированию фонематических представлений у детей раннегот возраста ведется по следующим направлениям:
-развитие способности локального восприятия
-оринтировочно-поисковой реакции на звук
-развитие слухового восприятия
-развите чувства ритма
Работа строится в два этапа:
1-ый этап-развитие слухового внимания
2-ой этап-формирование фонематического слуха
На подготовительном этапе, развитие слухового внимания осуществляется на неречевых звуках, включаются игры и упражнения на различение нерречевых звуков.
Цель: развитие слуховой памяти и слухового внимания.
Упражнения включают такие задания:
-прослушивание музыкальных инструментов (дудочка, бубен, колокольчие, трещетка)
-игры по извлечению звуков из этих инструментов
-знакомство со звуками, которые производят различные предметы (часы, мяч об пол, об стол)
-знакомство со звуками, которые нас окружают (топот ного, хлопанье в ладоши)
-распознавание звучащихтинструментов (колокольчик, бубен, деревянные ложки)
-звучащих предметов (погремушки, шуршащая бумага, шумелки)
-жмурки с колокольчиком
-узнанвание голосов животных
-узнавать из ширмы звучащие предметы и музыкальные инструменты
-узнавание неречевых звуков ("Кто как кричит", "Кто тебя позвал", "Кому открыть дверь", "Кто в коробочке")
На втором этапе проводится следующая работа:
-формирование ритмико-интонационной стороны речи
-знакомство с ритмико-интонационными характеристиками гласных звуков
Приемы коррекционной работы на втором этапе:
-различение силы голоса (громко-тихо)
-знакомство с илой голоса и различной интенсивностьюнеречевых и речевых звуков
-ритмичное произнесение гласных звукови речевых цепочек
-развитие интонационной активности
-формирование умения различать на слух высокий и низкий голос