Марина Городилова
Развитие словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста. Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст — время бурного развития высших психических функций. Каждый новый год и месяц приносит качественные изменения, меняются мышление, речь, внимание, эмоционально-волевая сфера. Поэтому развитие памяти у детей дошкольного возраста, наряду с другими функциями, является первоочередной задачей родителей, актуальность которой нельзя переоценить. Мыслительные способности развиваются по мере подготовке ребенка к школе, особенно если родители готовят его целенаправленно, чтобы осилить многократно возросшие умственные нагрузки. Мы получаем информацию благодаря разным органам чувств: зрению, слуху, обонянию, осязанию и вкусу. Соответственно выделяют: зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную и вкусовую память.
Публикация «Развитие словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста, Консультация для родителей» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Логическое мышление
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие памяти. Консультации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
Дошкольное детство - особый период в развитии личности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. В этот период память по скорости развития опережает другие способности, ребенок рассматривает картинку и вспоминает, видит необычный предмет и начинает рассуждать, припоминая что-то из своего жизненного багажа. Легкость, с которой дети дошкольного возраста запоминают стихи, считалки, загадки, сказки, мультфильмы, объясняется бурным развитием их природной памяти. Ребенок запоминает все яркое, необычное, красивое, привлекающее внимание.
Память – это психический процесс, который обеспечивает человека способностью накапливать, сохранять и воспроизводить знания и навыки.
Кратковременная память - это хранилище для небольших порций информации. Если она не имеет большого значения, то соответственно быстро забывается. Благодаря ей мы строим мыслительные процессы.
Долговременная память – хранилище важной информации (все, что вы знаете о мире). Специалисты утверждают, что она безгранична, и, чем шире кругозор человека, тем легче он запоминает новые данные.
Выделяют три типа памяти :
- наглядно-образную память, которая помогает хорошо запоминать лица, звуки, цвет предметов и т. д. ;
- словесно-логическую, при которой преимущественно запоминаются схемы, формулы, термины;
- эмоциональную, при которой лучше всего сохраняются пережитые чувства.
Очень часто виды памяти выступают в определенных сочетаниях:
Зрительно – моторная необходима для выполнения работы по образцу:
это списывание задания с доски или работа в тетради;
Вербально – моторная память необходима при работе по словесной инструкции с указанием порядка заданий, написание под диктовку;
Словесно - логическая память позволяет запоминать последовательность слов, действий в рассказах, своих мыслей в процессе, а затем воспроизводить их. Данному виду памяти принадлежит основная роль в усвоении знаний детьми в процессе обучения.
К концу дошкольного периода (6-7 лет) у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Элементы произвольного запоминания - это главное достижение дошкольного периода. Желание ребенка запомнить, надо всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, представления и воображения. Ребенку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания. Пожалуй, это является одним из главных условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.
Поскольку у детей дошкольного возраста преобладает непроизвольное запоминание (запоминание без цели) нужно помнить:
- лучше сохранится тот материал, который ребенка удивил, заинтересовал;
- хорошо запоминается материал, в соревновательной форме или игре;
- цель должна быть эмоционально значима для ребенка – по ее достижению ребенок должен получить похвалу от взрослого или его удивление.
Полезно знать: - разучивание похожего материала стирает предыдущий, поэтому перед тем, как приступить к изучению нового, необходимо сменить вид деятельности или отдохнуть, т. е. сделать «переменку»;
- для лучшего запоминания материал лучше учить на ночь и
задавать различные вопросы, типа: «Что про это говорится?»
Поскольку в дошкольном возрасте ведущая роль отводится игре, то с ее помощью и стоит проводить работу по развитию памяти. Благодаря ей, мы сможем стимулировать детскую активность, увеличить объем словесно - логической памяти, а так же сделать процесс обучения более эмоциональным и увлекательным.
Вот несколько игр для развития словесно – логической памяти.
«Парочки»
Взрослый записывает на листке пары слов (начать можно с 5 пар, связанных между собой по смыслу (вилка - ложка, дуб – дерево, белка – дупло, магазин – продавец, охотник – ружье, рыбак - рыба
лес – деревья, море – вода). После чего читает их ребенку 3 раза: с интонацией, не торопливо. Через небольшой отрезок времени взрослый называет ребенку первое слово из пары, а тот в свою очередь называет второе слово из пары. Таким образом, формируется кратковременная память. Для развития долговременной памяти следует выполнить то же упражнение, но уже через более длительный отрезок времени, например, через 30 минут.
«Со словами я играю, их запоминаю»
1.- Я назову слова, а ты запомни: жираф, кровать, кошка, собака, кресло (постепенно количество слов увеличиваем до 10). Повтори!
2.- На какие группы можно разделить эти слова? (Чем больше назовет, тем лучше мыслит ребенок. Но, мы постепенно подводим к мысли о 2 группах слов). - Теперь вспомни только животных, а потом назови мебель?
«Запомни–повтори»
Взрослый произносит несколько чисел (от 3 до 10, усложняется постепенно) и просит ребенка повторить. То же самое можно проводить с названием птиц, животных, месяцев, дней недели, словами с автоматизируемым звуком (миШка, ШиШка, Шапка, уШи, Шаль) и т. д. Важно, что бы ребенок при повторении слов соблюдал предложенную последовательность.
«Я начну, вы продолжайте»
Игра начинается с фразы: «Я начну, вы – продолжайте. Слова быстро называйте!» После чего ребенку предлагаются слова из группы родственных слов (домашние животные, мебель, игрушки и т. п.) : корова, лошадь… этот ряд нужно продолжить и назвать, как можно больше слов из данной группы.
«4лишний»
Ребёнку называют 4 слова (названия предметов). Из них 3 слова можно объединить в группу по общему признаку, а 4 лишнее. Ребенок находит «лишнее» и, объясняет свой выбор. «Лишний петух, потому что свинья, корова и лошадь – домашние животные, а петух – птица».
Логические задачи:
1. Рыбак поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Какая рыба поймана раньше всех? (Щуку).
2. Коля ростом выше Егора, но ниже Сережи. Кто выше Егор или Сережа? (Серёжа).
3. Маша купила 4 шара красного и голубого цвета. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько шаров каждого цвета купила Маша? (3 красных и 1 голубой).
«Предмет и его части»
Взрослый называете предмет, а ребенок — одну или несколько его частей, например: дом — крыша, дверь, стул,
• — стол — ножки, столешница,
• — корабль — палуба, штурвал, паруса,
• — велосипед — колеса, педали, рама,
• — часы — стрелки, циферблат,
• — пальто — карманы, воротник, рукава,
• — чайник — носик, ручка, крышка,
• — дерево — ствол, листва, корни,
• — гриб — ножка, шляпка,
• — бабочка — крылья, усики,
• — собака — лапы, хвост, нос и т. д.
«Продолжи предложение»
Взрослый говорить предложение: «Я положила в мешок яблоко». Первый ребё нок продолжает: «Я положил в мешок яблоко и банан». Второй: «Я положил в мешок яблоко, банан и грушу», и т. д.
«Перепутались»
Взрослый рассказывает ребенку: «На пароход стояла очередь: первым стоял слон, потом кукла Катя, за ней розовый поросенок, медведь, а за ним котенок. Вскоре пришел мороженщик, и все побежали к нему. А когда вернулись, то не могли вспомнить, кто за кем стоял. Помогите зверятам найти свое место». (Ребё нок называет зверей по порядку: слон, кукла Катя, поросёнок, медведь, котёнок).