Любовь Кудряшова
Развитие словесно-логического мышления ребёнка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте формируются все познавательные процессы: восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. Познавательные процессы – основа интеллектуального развития ребёнка. Особое место занимает развитие мышления и речи.
Публикация «Развитие словесно-логического мышления ребёнка дошкольного возраста» размещена в разделах
Словесно-логическое мышление - один из видов логического мышления, характеризующийся использованием языковых средств и речевых конструкций. Данный вид мышления начинает формироваться у дошкольников в возрасте 5 лет.
К средствам логического мышления относятся мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация. Именно способностью пользоваться данными операциями и определяется развитие мышления у детей дошкольного возраста.
Анализ - это разделение сложного предмета на составляющие его части или характеристики. Синтез - мысленный переход от частей к целому. Это взаимодополняющие друг друга процессы (яблоко – круглое, красное, сладкое).
Сравнение - установление сходства и различия между предметами (чем похожи и чем отличаются кошка и лиса)
Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам (куртка, футболка, платье - одежда)
Классификация – это разделение множества на группы по какому – либо признаку (по форме, цвету, величине и другим признакам).
Какие же игры способствуют развитию словесно-логического мышления малыша?
1. «Угадай по описанию». Для игры необходимы предметные картинки. Взрослый или ребёнок берет картинку и описывает предмет, который изображён на ней. При этом не показывая её и не называя. Другой игрок должен угадать по описанию, что изображено на картинке.
2. «Подбери пару». Для игры необходимы парные картинки. Взрослый берет картинку и описывает то, что на ней нарисовано. Ребёнок анализируя, предлагает свой вариант карточки, на котором, по его мнению, изображено то, что описывал взрослый.
3. «На что похоже?» Взрослый показывает картинку или предмет, а ребёнок находит предметы, на который он похож. Обязательно объясняя, чем он похож, т. е. называя признак. Например: взрослый показывает красное яблоко, а ребёнок находит мяч (одинаковая форма, красный кубик (одинаковый цвет) и т. д.
4. «Назови одним словом». Взрослый предлагает ребёнку охарактеризовать ряд слов, используя обобщающее слово :
• шуба, футболка, брюки, платье (одежда)
• бабочка, комар, муха, жук (насекомые)
• стул, кровать, шкаф, кресло (мебель)
• клён, берёза, ива, дуб (деревья, лиственные деревья) и т. д.
5. «Подберите слова по определениям».
• Голубые, карие, грустные … (глаза)
• Молочные, больные, коренные (зубы)
• Бурый, белый, косолапый … (медведь)
6. «Поставь по порядку». Взрослый предлагает ребёнку расположить слова по порядку.
• Февраль, декабрь, январь.
• Ночь, утро, вечер, день.
• Среда, пятница, вторник.
7. Задачи - шутки на сообразительность и смекалку.
• Над лесом летели три рыбки. Две приземлились. Сколько улетело?
• На столе лежало 2 яблока. Одно разрезали. Сколько стало яблок?
• Катится по столу колесо: один угол у него красный, другой зелёный, третий жёлтый. Когда колесо докатится до края стола, какой цвет мы увидим?
8. Логико-поисковые задачи.
• Собака догоняет кошку, а кошка мышку. Кто бежит впереди?
• Ствол у дуба толще, чем ствол у сосны. А ствол у сосны толще, чем ствол у берёзы. Что толще: ствол дуба или ствол берёзы?
9. Сочинение сказок. Взрослый предлагает ребёнку сочинить сказку. Если у ребёнка возникают затруднения, взрослый начинает, а ребёнок продолжает.
Эти и многие другие игры и упражнения позволяют весело и увлекательно развивать мышление малыша.