Ирина Катунина
Развитие скоростно-силовых качеств у дошкольников на занятии физической культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Статья посвящена развитию скоростно - силовых качеств у дошкольников на
Ключевые слова. Скоростно - силовые качества, быстрая сила, взрывная сила.
Скоростно - силовые качества характеризуются непредельными напряжениями мышц,
проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях,
выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной
Публикация «Развитие скоростно-силовых качеств у дошкольников на занятии физической культуры» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
величины. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной
силой мышц требуется и быстрота движений (например, отталкивание в прыжках в длину и
в высоту с места и с разбега, финальное усилие при метании спортивных снарядов и т. п.). К
скоростно - силовым качествам относят : быструю силу; взрывную силу. Быстрая сила
характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях,
выполняемых со значительной скоростью, не достигающей предельной величины. Так же,
быстрая сила — это способность развить как можно большую силу за единицу времени.
Быструю силу можно представить в виде реализованного импульса, или импульса силы,
который характеризуется продолжительностью, величиной пика и крутизной нарастания.
Быстрая сила зависит от высоты пика силы и крутизны нарастания этого пика на
протяжении одного импульса.
Взрывная сила отражает способность спортсмена по ходу выполнения двигательного
действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время
(например, при низком старте в беге на короткие дистанции, в легкоатлетических прыжках
и метаниях и т. д.) — Для оценки уровня развития взрывной силы пользуются скоростно -
силовым индексом I в движениях, где развиваемые усилия близки к максимуму:
I =
где - максимальная сила, проявляемая в конкретном упражнении; -
максимальное время к моменту достижения.
Взрывная сила характеризуется двумя компонентами: стартовой силой и ускоряющей
силой.
Другими словами, термин «скоростно - силовые качества» означает способность
человека проявлять максимум усилий в кратчайшие сроки при сохранении оптимальной
амплитуды движения.
Состояние нервно - мышечного аппарата зависит от систематических занятий
физической культурой и спортивной тренировки, которые ведут к морфологическим и
функциональным перестройкам нервно - мышечного аппарата. Скоростно - силовые
качества проявляются в действиях, в которых наряду со значительной силой требуется и
существенная скорость движения.
40
На уроках физической культуры в средней школе нет дополнительных весовых нагрузок,
поэтому основная часть силовых тренировок, особенно в детском возрасте, должна
проводиться с малыми весами отягощений, и чаще всего направленных на конкретные
мышцы. Силу мгновенно проявить нельзя. Мышцам необходимо время, чтобы проявить
максимальную силу.
Есть движения, где сила и скорость тесно взаимосвязаны. Они характеризуют
способность к быстрому проявлению силы. Проявления скоростно - силовых качеств
определяются различные физиологические механизмы.
Скоростно - силовые качества (быстрая сила) обеспечивают школьнику максимальную
мощность при выполнении всего двигательного действия при большом, но не предельном
напряжении мышц с непредельной скоростью при совместном действии нервной и
мышечной систем.
На уроках применяют отягощения, равные 15 - 25 % от максимальных, когда роль силы
невелика, а важна быстрота движения. Используя упражнения с отягощениями,
направленные в основном на воспитание силы, нельзя забывать о быстроте их выполнения,
иначе может снизиться быстрота всего движения. Особенность силовой подготовки, с
целью воспитания быстроты, состоит в том, что используются динамические упражнения,
т. е. упражнения с малым и средним весом, выполняемые с большой скоростью и
амплитудой, упражнения баллистического характера (метания, выпрыгивания с
отягощением) и с отрицательной нагрузкой. Эти упражнения должны сочетаться с теми,
которые обеспечивают воспитание общей и максимальной силы.