Николаева Кюннэй Константиновна
Развитие скоростно-силовых качеств старших дошкольников посредством использования якутских национальных видов спорта
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: Национальные виды спорта и народные игры, созданные талантом народа формировались и совершенствовались на протяжении тысячелетий, и передавались из поколения в поколение, обеспечивали потребность людей в физических упражнениях, тренировке организма, приобретении жизненных навыков и умений. Ряд авторов, Санников Н. Учись прыгать (якутские национальные прыжки) - Якт., 1974- 64с: ил. Шамаев Н. К. Вопросы специфики занятий физкультурой и спортом. - Якт., 1986 - 45с. Шамаев Н. К. Основы методики урочной системы физического воспитания в школах Севера: Учебное пособие - Якт. : Ягу, 1999 - 120с. Изучавших физическое развитие школьников Крайнего Севера, пришли к единому мнению, что скоростно-силовые качества северян значительно отстают от их сверстников центральной части России. Не исключено, что наши предки, зная эту особенность, отставание скоростно-силовых качеств, в своих традиционных физических упражнениях сохранили и развивали такие национальные виды спорта как якутские прыжки, перетягивание палки, борьбу «хапсагай», прыжки через нарты, народные игры «кырынаастыыр», «солондолуур» и т. д., которые направлены именно на развитие скоростно-силовых качеств.
Публикация «Развитие скоростно-силовых качеств старших дошкольников посредством использования якутских национальных видов спорта» размещена в разделах
На сегодняшний день национальные виды спорта Якутии включены в систему физического воспитания воспитанников детского сада, учащихся и студентов, в частности; в ДОУ «Кэнчээри» и в региональную комплексную программу физического воспитания учащихся 1- 11 классов общеобразовательной школы, в республиканский физкультурный комплекс нормативов «Эрэл», в республиканский стандарт образовательной области «Физическая культура», в программу детско-юношеских спортивных школ Республики Саха (Якутия). Использование национальных видов спорта позволяют не только развивать и возрождать народные физические упражнения, национальные традиции физической культуры, но и решать задачи физической подготовки учащихся.
Якутские прыжки “Кылыы”, “Ыстанга”, “Куобах” - один из самых популярных и любимых национальных видов спорта коренных народов Республики Саха. Использование национальных видов спорта позволяют развивать национальные традиции физической культуры, решать задачи физической подготовки учащихся. В последние годы национальные виды спорта стали применяться в системе физического воспитания учащихся общеобразовательной школы Республики Саха (Якутия). В настоящее время якутские прыжки “Кылыы”, “Ыстанга”, “Куобах” включены в официальные спортивные соревнования Республики Саха (Якутия, а также включены в содержание стандарта образовательной области “Физическая культура” в части требований к физической подготовленности учащихся.
Организация и методика исследований
Цель исследования: Развитие скоростно-силовых качеств дошкольников, посредством применения якутских национальных прыжков.
Задачи исследования:
1. Изучение литературных источников по физической подготовке дошкольников;
2. Разработка экспериментальной методики обучения с выявлением эффективности применения ее на практике.
3. Объект исследования: Физическая подготовка дошкольников в возрасте 6-7 лет.
Предмет исследования: Использование якутских национальных прыжков «Кылыы», «Ыстанга», «Куобах», «Прыжки через нарты» в физической подготовке дошкольников.
Применение якутских национальных прыжков в физической подготовке дошкольников позволит :
• повысить уровень развития скоростно-силовых качеств;
• повысить функциональные возможности организма дошкольника;
• содействовать формированию навыков ЗОЖ.
• Будет разработана модель физической подготовки учащихся дошкольного возраста и обоснованы подходы к ее использованию во время урока физической культуры и внеклассных занятиях физкультурно-оздоровительной деятельностью.
В результате проведенного исследования будут решены вопросы о целесообразности применения якутских национальных прыжков в физической подготовке дошкольников и разработаны методические рекомендации, которые позволят применять национальные прыжки на занятиях физической культуры и внеклассных занятиях физкультурно-оздоровительной деятельностью.
Перспективный план на 2021-22г.
Месяц Сроки Название подвижной игры Цель игры
Сентябрь 1-2 неделя «Тропинка» Упражнять детей на двух ногах по прямой. Укреплять мышцы ног.
«Пружинки» Учить детей выполнять ритмические пружинки и подскоки на двух ногах. Укреплять мышцы ног.
3-4 неделя «Скворечники» Упражнять детей в перепрыгивании из обруча в обруч. Развивать умение ориентироваться в пространстве.
«Поймай бабочку» Упражнять детей в подпрыгивании на месте с активным выпрямлением ног. Развить у детей ловкость.
Октябрь 1-2 неделя «Мой веселый звонкий мяч» Упражнять детей в подпрыгивании на месте, слегка сгибая ноги в коленях. Развивать ориентировку в пространстве.
«Спрыгни в кружок» Упражнять детей в спрыгивании с предмета. Развивать у детей ловкость.
3-4 неделя. «Через веревочку» Упражнять детей в прыжках на двух ногах на месте через скакалку. Развивать ответную реакцию на сигнал.
«Зайчик беленький сидит» Упражнять детей в прыжках на двух ногах с продвижением. Развивать ответную реакцию на сигнал.
Ноябрь 1-2 неделя «Ручеек» Учить детей прыжкам в длину с места через два шнура. Укреплять мышцы ног.
«Допрыгай до флажка» Учить детей прыгать на двух ногах с продвижением. Укреплять мышцы ног.
3-4 неделя «Лягушки» Продолжать учить детей прыжкам на двух ногах, перепрыгивать черту и присаживаться на корточки, воспитывать выносливость.
«Жеребята» Упражнять детей играть парами. Упражнять в ходьбе с высоким подниманием коленей и в прыжках галопом.
Декабрь 1-2 неделя «Лягушки-2» Упражнять детей в прыжках на двух ногах, спрыгивании со скамейки. Закрепить умение отталкиваться одновременно двумя ногами и мягко спрыгивать со скамейки. Учить умению занимать свободное место на скамейке.
«Воробьишки» Упражнять детей в спрыгивании со скамейки на две ноги. Развивать умение ориентироваться в пространстве.
3-4 неделя «Переселение лягушек» Упражнять детей в прыжках на двух ногах с заданием. Развивать выносливость.
«Спортивные лошадки» Упражнять детей в ходьбе с высоким подниманием коленей, в прыжках галопом. Развивать реакцию на сигнал.
Январь 3-4 неделя «Козочки» Упражнять детей в перепрыгивании двух шнуров на полу, с двух на две ноги. Развивать умение ориентироваться в пространстве.
«Воробьишки и кот» Развивать у детей умение мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, увертываться от ловящего, быстро убегать, находить всое место.
Февраль 1-2 неделя «Кролики» Продолжать учить детей прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, пролезать под ножками стульев. Развивать ловкость, уверенность.
«Птички и птенчики» Продолжать учить детей бегать, не задевая друг друга, выпрыгивая из круга на двух ногах.
3-4 неделя «Поймай комара» Продолжать учить детей прыгать на двух ногах, воспитывать ловкость, выносливость.
«Через ручеек» Продолжать учить детей прыгать на двух ногах, воспитывать ловкость, выносливость.
Март 1-2 неделя «Птички в гнездышках» Упражнять детей впрыгивании в обруч и выпрыгивании из него. Развивать умение ориентироваться в пространстве.
«Не наступи» Упражнять детей в перепрыгивании через различные предметы.
3-4 неделя «Петрушки-вертушки» Упражнять детей в перепрыгивании в прыжках: ноги врозь – ноги вместе и с поворотами кругом.
«Колодец» Упражнять детей в перепрыгивании круга диаметром 50 см. развивать мышцы ног.
Апрель 1-2 неделя «Кони» Упражнять детей на двух ногах по прямой. Укреплять мышцы ног.
«С кочки на кочки» Закрепить умение в прыжках из обруча в обруч сочетать направление, силу толчка и правильное приземление.
3-4 неделя «По дорожке по одной ножке» Упражнять детей на одной ножке по прямой. Укреплять мышцы ног.
«Повернись вокруг себя» Упражнять детей подпрыгивании на месте с активными выпрямлением ног. Развивать у детей ловкость.
Май 1-2 неделя «Зайцы и волк» Упражнять детей в прыжках на двух ногах с продвижением. Развивать реакцию на сигнал.
«Воздушные шарики» Упражнять детей в прыжках с ноги на ногу с продвижением. Развивать у детей умение ориентироваться в пространстве.
3-4 неделя «Кузнечики и лягушки» Упражнять детей в прыжках на двух ногах с предметом, зажатым между бедер. Развивать мышцы ног.
«Пингвины» Упражнять детей в прыжках на двух ногах с предметом, зажатым между бедер. Развивать мышцы ног.
Основная задача этой фазы прыжка — сохранить равновесие. Приземление должно быть мягким, эластичным, с легким сгибанием колен, предупреждающим сотрясение тела ребенка. У детей 3—7 лет недостаточно окрепшие мышцы, суставы и связки ног. Неумение координировать движения и сохранять равновесие часто приводит к приземлению на прямые, жесткие ноги, на всю ступню, пятку. Большая нагрузка на стопу в момент такого приземления может вызвать растяжение связок и мышц ног, послужить причиной образования плоскостопия.
С целью предупреждения травм перед прыжками сначала проводится разминка, которая позволяет разогреть мышцы стоп, голени, бедра. Поэтому с детьми мы проводим комплекс общеразвивающих упражнений :
1. Наклоны головой вперед, назад, в стороны, повороты головой, круговые движения.
2. Движения руками стоя на месте или в ходьбе, рывки руками, круговые движения вперед, назад, попеременные рывки вверх и т. д.
3. Упражнения для туловища: повороты, вращения, наклоны вперед, назад, в стороны, круговые движения, вращение тазом и т. д.
4. Для мышц ног: размахивание ногами, вперед, назад, в стороны, приседания, прыжки из положения глубокого приседа вверх, прыжки в длину, с места и т. д.
5. Гимнастика коленного сустава: круговые движения коленями вправо, влево, движения коленями вперед, назад, движение голеностопным суставом влево, вправо и т. д.
6. Упражнения на растягивание: выпады вперед левой и правой ногой, выпады в стороны, влево, вправо.
Период дошкольного детства – наиболее важный в становлении двигательных функций ребёнка, особенно его физических качеств. Поэтому необходима система контроля физического развития, физической подготовленности и работоспособности детей.
Педагогический контроль в физическом воспитании – это система показателей, дающих объективную информацию о динамике (положительной или отрицательной) физических параметров детей (физическое развитие, физическая подготовленность, работоспособность и состояние здоровья) в процессе их жизнедеятельности, определяющая перспективы роста и развития.
Целью педагогического контроля является:
- выявление уровня физического развития, физической подготовленности и работоспособности детей;
- осуществление индивидуально-дифференцированного подхода в физическом воспитании детей;
- упорядочение записей данных, сбор информации.
Обследование развития движений в нашем ДОУ проводится 2 раза в год - в начале учебного года (в сентябре) и в конце учебного года (в мае). Анализ данных этих обследований показывает уровень и динамику развития основных движений и двигательных качеств детей и помогает определить успешность освоения программного материала.
При тестировании прыжка в длину с места учитывается расстояние прыжка от линии до места соприкосновения пяток с грунтом. Приземление совершается на мягкий грунт или мат. Результат прыжка измеряется сантиметровой лентой или планкой с сантиметровой разметкой (длина 2м.). Выполняется 3 попытки подряд. Учитывается лучший результат.
Список литературы:
1. Креер, В. А. Тройной прыжок / В. А. Креер. — М. : Физкультура и Спорт, 1980. – 151 с.
2. Кочнев, В. П. Национальные вида спорта Якутской АССР / В. П. Кочнев. — Якутск, 1980. – 104 с.
3. Кочнев, В. П. Якутские прыжки : Учебное пособие / В. П. Кочнев. – Якутск : Изд-во ЯГУ, 1997. – 130с.
4. Кочнев, В. П. Игры состязания предков / В. П. Кочнев, И. Ю. Григорьев. – Якутск : ООО РИЦ «Офсет», 2003. – 39 с.
5. Кочнев, В. П. Национальные виды спорта, народные игры в современной системе физического воспитания и образования / В. П. Кочнев, И. И. Портнягин, Л. С. Ядрихинская. – Якутск, 2002. – 54 с
6. Кочнев, В. П. Летающие прыгуны земли Олонхо: от века к веку / В. П. Кочнев, А. Т. Прокопьев; Ассоц. нац. видов спорта и игр народов Якутии и др. – Якутск : Сахаполиграфиздат, 2001. – 64 с.
7. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М. : АРКТИ, 1999.
8. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста( 3-7 лет). – М. : ВЛАДОС, 2002
9. Попов, В. Б. Прыжок в длину / В. Б. Попов. – М. : Физкультура и Спорт, 1977. – 64 с.
10. Посельский, В. Ф. Якутские прыжки. От Манчаары к Манчаары / В. П.
11. Посельский, В. И. Алексеев; Федерация по якутским прыжкам Р. С. (Я). – Якутск : ЧП «Егоров», 2005. – 125 с.
12. Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М. : Мозаика – Синтез, 2002.
13. Шаповалова Н. С. Методическая разработка по физкультуре на тему: теория методики обучения прыжкам. -- https://nsportal.ru/
14. Шамаев, Н. К. Семейное физическое воспитание на национальных традициях / Н. К. Шамаев. – Якутск, 2003. – 94 с.