Наталья Бурдакова
Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста»
Программа дошкольного воспитания групп раннего и младшего дошкольного возраста в детском саду на первое место по значимости ставит сенсорное развитие ребенка. И обращает внимание на необходимость развития у ребенка восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов (их форме, цвете, величине, запахе, вкусе). С развитием сенсорики (от лат. sensus — ощущения, также, у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, поэтому сенсорные способности составляют основу умственного развития.
Публикация «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
Руководство взрослого, его непосредственное участие в формировании представления об окружающем мире облегчает, ускоряет, приводит в систему восприятие ребенка. Без формирования взрослым правильного восприятия и обучения ребенка основным умственным операциям, восприятие ребенком новых объектов и явлений может оказаться поверхностным и неполным. Все дети разные, и развитие каждого ребенка индивидуально.
Сенсорное развитие осуществляется целенаправленно посредством развития у детей сенсорных процессов : ощущений, восприятий, представлений. Чтобы в полной мере понять, что тот или иной объект собой представляет, ребенку нужно прикоснуться к нему или попробовать на вкус. Только так он в данный момент воспринимает понятия, характеризующие свойства: гладкий, шероховатый, сладкий, горький и. т. д.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
-обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- развивает внимание;
- развивает наблюдательность;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти;
- является основой для развития воображения;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- позитивно влияет на эстетические чувства;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
-готовит к реальной жизни.
В дошкольном возрасте развитие ощущений и восприятий происходит очень интенсивно. Дошкольный возраст- период первоначального ознакомления с окружающей действительностью: ребёнок познаёт предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдению. При этом правильные представления о предметах легче формируются в процессе их непосредственного восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного, различного рода действий с предметами. Кроме того, он получает от взрослого сведения словесным путё м: ему рассказывают, объясняют, читают. Оба эти пути познания тесно связаны между собой.
Восприятие окружающего всегда определяется теми или иными интересами, потребностями, замыслами. Разнообразную направленность восприятия следует развивать у детей, опираясь на их интересы и потребности.
В процессе всей жизни детей происходит накопление сенсорного опыта, обогащение их мироощущения, повышение эмоционального тонуса, активизация положительных эмоций, связанных с восприятием явлений окружающего, возбуждение интересов.
Сенсорное развитие в процессе обучения и в повседневной жизни осуществляется различными методами и средствами.
На занятиях в дошкольных образовательных организациях задачи сенсорного развития входят в дидактическую систему и решаются во всех видах деятельности.
Сенсорное развитие на занятиях является основой организации чувственного опыта детей. Именно на занятиях создаются все условия для планомерного руководства развитием способности к ощущению, восприятию и формированию представлений детей.
Умение рассматривать, воспринимать предметы формируется успешно лишь тогда, когда дети ясно понимают, зачем нужно изучать тот или иной предмет, слушать те или иные звуки. Потому, обучая восприятию различных предметов и явлений, необходимо четко объяснять детям смысл их действий.
Наибольший эффект для сенсорного развития даёт продуктивная деятельность, содержание и организация которой подчинены задачам умственного воспитания.
Любая содержательная деятельность детей включает как более простые познавательные процессы- сенсорные, так и более сложные- мыслительные. Успешное овладение мыслительной деятельностью в значительной мере зависит от сенсорного развития.
Включенное в дидактическую систему занятий сенсорное развитие является неотъемлемой частью умственного воспитания.
Сенсорное развитие влияет на :
• Умственное развитие;
• Эмоциональное развитие;
• Развитие самостоятельности;
• Развитие отношения ребенка к окружающему миру.
Задачи сенсорного развития детей раннего возраста :
• Способствовать развитию цветоразличения, умению воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;
•Способствовать формированию у детей зрительного способа обследования предметов;
•Способствовать развитию зрительной реакции на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет, величину;
• Способствовать развитию познавательных процессов;
•Способствовать развитию мелкой моторики.
Для повышения результативности сенсорного развития большое значение имеет использование в дидактическом процессе различных средств и форм организации обучения: учебные занятия, дидактические игры, дидактические упражнения.
Упражнения с дидактическими материалами и игрушками, как и упражнения с наборами обычных игрушек и мелких предметов, подобранных по определённым качествам (форме, величине и др., чаще всего включаются в занятия по математике, развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. Данные упражнения могут выступать в форме самостоятельного занятия, если проводятся в течение всего времени, отведённого для обучения. В том и другом случае воспитателю надо позаботиться о том, чтобы у каждого ребёнка был необходимый материал и организовать работу детей.
В зависимости от задач, возраста и опыта детей воспитатель может направлять деятельность детей на развитие ощущений, восприятий и представлений в наиболее подходящей для данного момента форме.
Под руководством воспитателя дети проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам; включаются в экспериментирование, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность; целенаправленно наблюдают за объектами организованного восприятия; выполнять простейший сенсорный анализ; стремятся передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной деятельности и конструировании.
Для успешного сенсорного развития в группе создаётся предметно - развивающая среда, оформляется сенсорный уголок, разрабатываются и конструируются нетрадиционные игры и пособия.
При руководстве дидактическими играми, направленными на сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте необходимо учитывать:
- у детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразней объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре несколько правил, то не следует сообщать их сразу.
- игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей.
- учить детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводить к умению играть небольшими группами и осознавать, что вдвоем играть интереснее.
- с детьми младшего возраста воспитателю необходимо самому включиться в игру. Вначале нужно привлекать детей играть с дидактическим материалом (пирамидки, башенки), разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызывать интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним.
- для детей этого возраста характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой материал (игрушки, который можно обследовать и активно действовать с ним.
- известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вводится что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.
- при объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре.
- чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре : обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках.
- подводя итоги игры с детьми младшего дошкольного возраста, воспитатель отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указывает конкретно что, убрали на место игрушки.
- интерес к игре усиливается, если воспитатель предлагает детям поиграть с теми игрушками, которые использовались во время игры.
С помощь дидактических игр в образовательном процессе, осуществляется сенсорное развитие детей, развиваются познавательные процессы: мышление, речь, воображение, память, расширяются и закрепляются представления об окружающей жизни. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми, учатся преодолевать отрицательные эмоции.
Таким образом, формирование сенсорных эталонов в младшем дошкольном возрасте обусловлено полноценным восприятием детьми окружающей действительности, служит основой познания мира. Можно сказать, что почти все дети обладают способностями с ярко выраженной сенсорной основой. Сензитивным периодом для развития сенсорного восприятия является ранний и младший дошкольный возраст. Упускать этот возраст ни в коем случае нельзя: он важен для дальнейшего развития ребёнка. Ребёнка необходимо знакомить со всем разнообразием сенсорных ощущений, потому что невозможно представить себе жизнь без визуальных. слуховых, зрительных ощущений и впечатлений. Для полноценного развития с самого рождения ребенку жизненно необходима тренировка органов чувств. Тогда во взрослой жизни он приобретет способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.
Дидактические игры:
Дидактическая игра “ Бассейн с сюрпризом”
Цель: воздействовать на различные точки кистей, пальцев, ладоней. Формировать основные сенсорные эталоны : форма, величина, материал, вес, звук, цвет, воспитывать усидчивость и терпеливость в работе; снимать эмоциональное напряжения.
Оборудование: тазик, капсулы от киндер-сюрприза, наполненные различными наполнителями (рис, горох, фасоль, пуговицы, мелкие гвоздики и др., мелкие игрушки, попрыгунчики, теннисные мячики и др.
Ход игры:1. Воспитатель просит детей искать в «сухом бассейне» различные мелкие предметы или игрушки. Выставлять их на стол, называя предмет или игрушку.
Сюда насыпали «сюрпризы», и пальцы запустили,
Устроив там переполох, чтоб пальцы не грустили.
Ведь тут не соль, и не фасоль,
а разноцветные «сюрпризы».
На дне – игрушки для детей,
мы их достанем без затей.
2. Воспитатель просит детей найти звучащие капсулы и сравнить их по звуку, по весу, цвету.
Данное пособие может сопровождаться музыкой. Так же можно сопровождать игру стихотворениям с движениями:
ЗАЯЦ В ЛЕСУ (игра с шумелками – капсулы от киндер – сюрприза наполненные разными наполнителями)
Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся.
Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах!
(шуршат в тазике содержимым)
Испугался заяц и бежать.
(стучим киндер – сюрпризом друг о друга)
Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!
(стучим по столу киндер-сюрпризами)
Бросился заяц бежать.
(стучим по столу ладошками (быстро)
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.
(шумим шумелками)
Побежал заяц из леса к речке
(стучим по столу (быстро)
А на берегу лягушки сидели.
Увидели они зайца - и скок в воду.
(хлопаем ладонями)
Тут заяц остановился и говорит:
- А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!
Сказал так и смело поскакал обратно в лес.
(стучим по столу (медленно) .
После этого, дети, ищут мелких животных в тазике, выставляют их на стол и играют с ними
Дидактическая игра «Весёлые пробочки»
Цели: развитие логического и наглядно-действенного, образного мышления; мелкой моторики рук; внимания, памяти.
Создания эмоционально положительного настроения.
Развитие интереса и побуждение к действиям с предметами.
Знакомство с разными свойствами предмета: величина (большой, маленький, форма (круг, цвет; формирование умения чередовать предметы по размеру и цвету.
Развитие умения понимать и правильно выполнять задания.
Оборудование: пробки разного цвета и размера, карточки-образцы выкладывания пробок.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть карточки и выбрать по одной, после этого дети перебирают в коробке пробочки и ищут для своей карточки одинаковые по цвету и размеру. Закрывая на карточках такие же кружочки.