Получи документы

Планирование кружковой деятельности по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе «Калейдоскоп»

Заркуа Алена
Планирование кружковой деятельности по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе «Калейдоскоп»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

В начале учебного года (2017- 2018г. г., нами была выбрана тема кружковой работы «Калейдоскоп», направленная на развитие сенсорных эталонов у детей первой младшей группы. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста, так как:

Публикация «Планирование кружковой деятельности по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе „Калейдоскоп“» размещена в разделах

Ранний возраст – это совершенно особый период становления всех органов и систем, и как совершенно справедливо писал Л. С. Выготский, - «ранний возраст сензитивен во всем».

Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

Ведущую роль сенсомоторики при восприятии и познании различных предметов с помощью активного осязания подчеркивали Б. Г. Ананьев, А. В. Запорожец и др. Сочетание работы кожно-механического и двигательного анализаторов обеспечивает информацию о размерах, форме, твердости, соотношении частей и других характеристик ощупываемых предметов. Развитие сенсорных действий ребенка происходит не само собой, а лишь в ходе усвоения общественного сенсорного опыта, под влиянием практики и обучения. Эффективность этого процесса значительно повышается, если ребенка специально обучают способом обследования предметов с применением соответствующих сенсорных эталонов.

Познание свойств и качеств предметов, явлений, овладение обобщенными знаниями и умениями, связанными с ориентировкой в окружающем, происходят в процессе различных видов содержательной деятельности (изначально — в процессе предметной деятельности). На этой позиции базируется современная система сенсорного развития детей в отечественной науке (В. Н. Аванесова, Л. А. Венгер, А. Н. Лебедева, Н. Н. Поддьяков, Н. П. Сакулина и др.).

Проанализировав литературу по истории дошкольной педагогики, мы сделали вывод, что на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Этот вопрос в своих трудах рассматривали такие видные представители дошкольной педагогики как Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. Тихеева. Ими были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.

Основными учебно-методическими материалами и пособиями, использованными при составлении кружковой работы, являются книга для воспитателя детского сада Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка»; Э. Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию»; Л. А. Венгер Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников; Монтессори М. Дидактические игры и упражнения.

Цель кружковой работы :

- Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения.

Задачи:

- Дать детям представления о сенсорных эталонах, являющихся образцами основных разновидностей каждого свойства: 6, затем 7 цветов спектра, 5 геометрических фигур, 3 градации величины.

- Формировать познавательную активность детей при проведении непосредственной обучающей деятельности (игры, дидактические упражнения, игровые задания и поручения).

- Закрепить четкие представления о разновидностях каждого свойства.

- Научить правильно, понимать слова: «форма», «цвет», «такой же». Т. к. «величина» не имеет «абсолютного» значения, учить воспринимать ее только в сравнении с другой величиной.

Длительность:

Данный курс состоит из 56 занятий по 10 минут каждое. Занятия проводятся 2 раза в неделю на протяжении всего учебного года. Раз в месяц на четвертой недели проводиться итоговое занятие на закрепление пройденного материала.

Методы:

- игровой метод (дидактические игры).

- наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).

- практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.

Формы организации:

- групповая

Ожидаемый результат:

- Дети различают и называют некоторые цвета спектра – красный, зеленый, синий, желтый.

- Различают и называют некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат).

- Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка).

- Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.

- Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.

Подготовительный этап:

Подготовка атрибутов для НОД, дидактических игр и пособий.

Основной этап:

Перспективное планирование игровых занятий по кружковой работе на период учебного года (октябрь 2017г. по май 2018г.)

Заключительный этап:

1. Диагностика детей по сенсорному развитию в 1 младшей группе на

окончание учебного года 2017 -2018г. г. – За основу в проведении работы по выявлению и оценке знаний детей в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины, уровня развития целостного образа предмета была взята методика Т. В. Николаевой.

2. Подведение итогов работы кружка.

Материальное обеспечение программы.

Основой специально созданной развивающей среды является уголок сенсорики : книги, иллюстрационный материал, цветная и белая бумага, карандаши, счетные палочки, губки, прищепки, мозайка, пирамидки, пазлы, шнуровка и др.

Развивающие игры : «Цвет»; «Форма»; «Величина»; «Что к чему»; «Соответствие», различные «Домино» и др.

Перспективное планирование кружковой работы на (2017-2018г. г.)

Октябрь 2017г.

1. Знакомство с цветами: желтый, красный, синий, зеленый, белый, черный. Дидактическая игра «Спрячь мышонка».

2. «Прыг – скок по дорожке». Закрепление знания цветов.

3. «Спрячь зайку от лисы» - цвет.

4. Знакомство с формой: квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, круг. Дидактическая игра: «Птичка в клетке».

5. Знакомство с параметрами трех величин. Дидактическое упражнение «Накорми мишек»

6. «Угости маленького и большого зайца морковкой».

7. «Пересыпание ложкой».

8. Интегрированная НОД: «Найди такой же по цвету и форме».

Ноябрь 2017г.

1. «Кто где спит» - форма.

2. «Вкладыши». Дидактическая игра «Вкладыши».

3. «Цветные палочки». Дидактическая игра «Цветные палочки»

4. «Шумящие коробочки».

5. «Игра с мячами» - величина.

6. Окраска воды – цвет.

7. Интегрированная НОД: «Чудесный мешочек» - форма и величина.

Декабрь 2017г.

1. «Волшебный поднос».

2. «Подбери по форме». Дидактическая игра «Геометрическое лото».

3. Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик).

4. Какой формы предметы в нашей группе.

5. Построим башню.

6. «Украшение для ёлочки» - цвет.

7. «Новогодние елочки» - величина.

8. Интегрированная НОД Разноцветные комнаты – цвет и величина.

Январь 2018г.

1. «Кто скорее соберет игрушки». Дидактическая игра «Игрушки».

2. «Счетные палочки».

3. «Золушка».

4. Дидактическая игра «Хвост у петуха» - цвет.

5. Дидактическая игра «Магазин» - форма.

6. «Составные картинки» – форма.

7. Лото «цвет и форма».

Февраль 2018г.

1. Дидактическая ига «Воздушные шары».

2. Пальчиковые игры с грецкими орехами: вращение между ладонями, катание по столу в разные стороны.

3. «Поможем зайке разложить игрушки».

4. Дидактическая игра «Кто выше» - величина.

5. Дидактическая игра «Живое домино» - цвет.

6. Игра – соревнование «Кто быстрее свернет ленту» - величина.

7. «Построим башню» - величина.

8. Интегрированная НОД «Радуга» - цвет и величина.

Март 2018г.

1. «Ткани».

2. «Строим башню».

3. «Что лежит в мешочке?». Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

4. «Подбери петушку перышко». Дидактическая игра «Подбери петушку перышко».

5. Игровые поручения – цвет и величина.

6. Дидактическая игра «Соберем фрукты» – величина.

7. Игровое упражнение «Найди свой домик» - форма.

8. Интегрированная НОД «Платочек для мамы» - форма.

Апрель 2018г.

1. «Сделаем куклам бусы».

2. Дидактическая игра «Спрячь мышку».

3. Игры со счетными палочками: выкладывание предметов по образцу.

4. «Сортировка».

5. Дидактическая игра «Разноцветные флажки» - цвет.

6. Дидактическая игра «Принеси и покажи» – форма и величина.

7. Игровое упражнение «Найди свою полянку» - цвет.

8. Дидактическое упражнение «Как звери выбирали себе место».

Май 2018г.

1. Закрепление – дидактическая игра «Пришла весна» - цвет, форма и величина.

2. Закрепление – коллективное рисование «Цвета весны».

Диагностика

Публикации по теме:

«Волшебный кактус». Игра для развития мелкой моторики и сенсорных эталонов у детей с нарушениями речи 3–7 лет«Волшебный кактус». Игра для развития мелкой моторики и сенсорных эталонов у детей с нарушениями речи 3–7 лет Цель: Формировать тонкие движения пальцев рук, развивать навыки зрительного контроля, связной речи, учить отбивать ритм, контролировать.

Дидактическая игра по развитию сенсорных эталонов у детей 2–3 летДидактическая игра по развитию сенсорных эталонов у детей 2–3 лет В раннем дошкольном возрасте очень важно проводить различные игры по развитию сенсорных эталонов. Дети начинают изучать основные цвета (синий,.

Формирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста посредством развития предметно-пространственной средыФормирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста посредством развития предметно-пространственной среды Исследования развития детей младшего дошкольного возраста показывают, что развитие сенсорных функций ребенка данного возраста определяется.

Из опыта работы «Развитие восприятия у детей раннего возраста с помощью сенсорных эталонов» Развитие восприятия у детей раннего возраста с помощью сенсорных эталонов. Сухарева Ольга Борисовна, воспитатель В рамках сенсорного развития.

Конспект интегрированной деятельности по развитию сенсорных эталонов у детей младшей группы «Поможем солнышку» Программное содержание: Образовательные задачи: • Продолжать учить детей сравнивать и соотносить предметы с сенсорными эталонами: умение.

Конспект НОД по формированию сенсорных эталонов «В гости к бабушке Метелице» для детей раннего возраста Цель: Познакомить детей с сенсорными эталонами Задачи: Продолжать учить различать цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный); побуждать называть.

Развитие мелкой моторики и сенсорных эталонов у детей раннего возраста с использованием методики Монтессори «Развитие мелкой моторики и сенсорных эталонов у детей раннего возраста с использованием элементов методики Марии Монтессори» (из опыта.

Развитие сенсорных эталонов у детей второй группы раннего возраста Выступление для воспитателей по теме: «Развитие сенсорных эталонов у детей 2 группы раннего возраста» Подготовила: Хазиева Р. Ф. Цель: обогащение.

Развитие сенсорных эталонов в игровой деятельности у детей с задержкой психического развития В. А. Сухомлинский писал: Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое.

Развитие сенсорных эталонов у детей с задержкой психического развития РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖСКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В современной психолого-педагогической литературе особую актуаль-ность.

Автор публикации:
Планирование кружковой деятельности по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе «Калейдоскоп»
Опубликовано: 10 сентября 2018 в 04:59
+45Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Планирование кружковой деятельности по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе «Калейдоскоп»» (включая файлы) размещена пользователем Заркуа Алена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД