Ольга Чичкина
Развитие сенсорных способностей детей 2–3 лет в ходе дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию опыт работы по теме: «Развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет в ходе дидактических игр».
Работая с детьми раннего возраста меня, заинтересовала проблема по развитию сенсорных способностей детей раннего возраста.
Публикация «Развитие сенсорных способностей детей 2–3 лет в ходе дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
Я начала работу со сбора и анализа информации по данной проблеме, изучила исследования ученых, педагогическую литературу, Интернет - ресурсы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста.
Мной был разработан план по самообразованию по данной проблеме, который был реализован в ходе работы.
Также своим опытом я делилась с коллегами ДОУ, в профессиональных педагогических сетевых сообществах.
При анализе методической литературы по данной теме, изучение содержания сенсорного воспитания в группе раннего возраста, были определены оптимальные условия сенсорного развития детей раннего возраста.
В соответствии с ФГОС ДО (п. 2.6.) познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) Так же, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, реализация образовательного процесса должна проходить в формах, специфических для детей раннего возраста, и прежде всего, в форме игры. Однако актуальность определяется возникшими противоречиями:
С одной стороны правильно подобранный дидактический материал, игрушки привлекают внимание малыша к свойствам предметов. С другой стороны отсутствие систематической, целенаправленной работы с детьми посредством дидактических игр, является причиной того, что дети не испытывают к ним достаточного интереса и уровень сенсорного развития низкий.
В связи с этим, основной формой взаимодействия с воспитанниками по сенсорному развитию мною была выбрана дидактическая игра.
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности.
Было выявлено, что у воспитанников уровень развития сенсорных способностей не достаточный : дети в большей степени затрудняются выделять особые свойства предметов, группировать предметы по сенсорным признакам.
Анкетирование родителей показало, что взрослые заинтересованы в вопросе развития сенсорных способностей детей раннего возраста.
Для реализации поставленных целей и задач мной была обогащена развивающая предметно-пространственная среда группы. В группе создан уголок сенсорного развития детей, где был размещен дидактический материал и пособия. Это цветные вкладыши, пирамиды различных видов,
«Занимательные коробки» разнообразных конфигураций (в форме «Домика», «Черепахи», наборы разноцветных столиков с отверстиями, плоскостные «Вкладыши», горки для прокатывания шариков, наборы для нанизывания бус разной величины и формы, матрешки, конструкторы и др.
В зону сенсорного развития мы так же поместили дидактические игры, некоторые из которых придумали сами. Это такие, как: «Цветочная поляна», «Волшебные прищепки», «Веселые крышки», «Разложи карандаши по стаканчикам» и др.
В целях систематизации развивающей работы с детьми разработала перспективный план использования дидактических игр для развития сенсорных способностей детей 2-3 лет.
Практическое ознакомление детей раннего возраста с сенсорными эталонами мы начали с первых дней посещения дошкольного учреждения детьми.
Работу по освоению дидактических игр и пособий строили поэтапно.
1 этап: Мотивационно – ориентировочный.
Цель данного этапа: заинтересовать детей игрой, создать радостное ожидание новой игры, вызывать желание играть. Использовались проблемные и проблемно-игровые ситуации, стимулирующие интерес детей к новой игре.
2 этап: Содержательно –деятельностный.
Ребенок учится выполнять игровую задачу, правила, действия игры. На данном этапе педагог выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнёр, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо поддержать поведение детей в игре.
Использовались проблемные ситуации, активизирующие стремление детей к игровой деятельности.
3 этап: Рефлексивный.
В этот период закладываются основы таких важных качеств как честность, целеустремленность, настойчивость, способность переживать горечь неудачи, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей. Важно на данном этапе подчеркнуть достижения, успехи каждого ребенка при решении игровых задач.
Дидактические игры сенсорного содержания использую на занятиях, в совместной деятельности и представляю возможность детям самостоятельно играть в дидактические игры. Совместную деятельность организую в утренние и вечерние часы, где инициатива играть исходит от детей.
При использовании наглядного материала, понятия становятся доступными, а практические задания выполнимыми благодаря развитию зрительной памяти.
Использование наглядного метода в той или иной степени переплетается со словесным методом. Посредством слова руковожу игрой: поощряю, направляю и помогаю осмыслить. Всегда показываю ребенку, что он может делать еще лучше.
Наряду с наглядным и словесным методом использую практический метод. Дети систематически участвуют в практической деятельности, направленной на усвоение определенных способов действия с предметами или их заместителями.
Так как вся работа с детьми построена на игровой деятельности с игровым занимательным материалом, то основным приемом является игровой.
Сенсорное воспитание на занятиях является основой организации чувственного опыта детей. Умение рассматривать, воспринимать предметы и явления формируется лишь тогда, когда дети ясно понимают, зачем нужно рассматривать тот или иной предмет. Этот смысл становится, особенно, понятен детям, если они затем используют свои представления в практической деятельности; в этом случае восприятие детей делается более осознанным и целенаправленным. Сенсорное воспитание осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью: игровой, продуктивной, двигательной.
Место данного материала в структуре занятия определялось в соответствии с индивидуальными особенностями детей, программным содержанием.
Проблему развития сенсорных способностей у детей раннего возраста посредствам дидактических игр невозможно решить без активного участия родителей. С родителями было проведено:
анкетирование с целью изучения семейного опыта на тему «Сенсорное развитие в семье»,
родительское собрание «Дидактические игры в жизни малышей», на котором родители познакомились с видами дидактических игр по ознакомлению с цветом, формой, величиной;
консультации по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного формирования сенсорных эталонов;
мастер-классы «Игры в развитии сенсорных способностей детей»
большую ценность имеют индивидуальные беседы с родителями об успехах детей, о том, что еще не совсем получается.
Радует, что родители активно оказывают помощь в обогащении развивающей среды в группе.
Проведенная работа благотворно отразилась на формировании сенсорных представлений малышей. Анализ деятельности по сенсорному развитию показал, что дети овладевают сенсорными эталонами в соответствии с программой. В результате сенсорного воспитания дети овладели способами чувственного познания мира, а так же наблюдается совершенствование различных видов детской деятельности, формируются самостоятельность в познавательной и практической деятельности. В ходе проделанной работы мои воспитанники с удовольствием включаются в игры со взрослыми, сверстниками, проявляют инициативу.
В своей работе использую представленные источники информации.
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года № 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384)
• Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. Кн. для воспитателей дет. сада. М. : Просвещение, 1991
• Высокова Т. П. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. Волгоград: Учитель, 2014
• Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников. - М. : Просвещение, 1996.
• Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – М. ; Мозаика-Синтез, 2009.
• Помараева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений (2-3 года) – М. : Мозаика-Синтез, 2018г
• Электронные:
• Детский портал «Солнышко»
• Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества
• Журнал "Дошкольное воспитание"