Анастасия Лопатина
Развитие сенсорной культуры детей дошкольного возраста
С первых дней своей жизни ребенок начинает накапливать свой жизненный опыт. Он сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. Поэтому ведущей целью программы по сенсорному развитию является накопление, обогащение личного опыта каждого ребёнка.
Публикация «Развитие сенсорной культуры детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Сенсорное воспитание, базирующееся на развитии ощущений и восприятий, в свою очередь, лежит в основе как умственного, так и эстетического воспитания ребенка. Выдающиеся зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Л. А. Венгер, а так же известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеев, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина и др.) справедливо считали, что в дошкольном возрасте сенсорному воспитанию отводится совершенно особая основополагающая роль.
Сенсорное воспитание - это целенаправленное развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.
Значение сенсорного воспитания :
это основа для интеллектуального развития;
оно развивает наблюдательность, внимание;
позитивно влияет на эстетическое чувство;
является основой для развития воображения;
обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, освоение навыков учебной деятельности;
влияет на расширение словарного запаса ребенка; на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти и готовит ребёнка к реальной жизни.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах. Это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, величины - метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения, свои - во вкусовом, обонятельном восприятии. Область пространственного расположения – это справа, слева, вверху, внизу.
Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс Для того чтобы усвоить сенсорный эталон - это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях.
Одним из основных средств развития сенсорики у детей являются дидактические игры и упражнения, которые в дошкольной педагогике с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Знакомство с формами, величинами, цветами, пространственными представлениями, звуками.
Одной из основных задач в достижении цели работы с детьми по сенсорному восприятию является развитие у детей познавательных интересов в различных формах образовательной деятельности. Одной из таких форм являются дидактические игры.
Для сенсорного развития детей в своей группе мы используем игры, направленные на:
- обогащение чувственного опыта детей разнообразными сенсорными впечатлениями
- закрепление знаний о величине, форме, цвете предметов
- сравнение, соотношение, группировка и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков.
- развитие мелкой и крупной моторики
- обучение играть вместе, без конфликтов
Сенсорное развитие ребенка – буквально с первых дней его жизни – является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во окружающей жизни: исследование предметов, их свойств и качеств (форма, строение, величина, пропорции, цвет, положение в пространстве и т. п.). Сенсорное воспитание направлено на развитие разнообразных перцептивных действий, в процессе которых дети выявляют свойства предметов, объектов, явлений.
Развитие ощущений и восприятий происходит успешнее в условиях целенаправленной содержательной деятельности. Которая не только создает благоприятные условия для развития ощущений и восприятий, но и вызывает потребность в овладении формой, цветом, пространственными ориентировками.
После реализации деятельности, направленной на сенсорное развитие детей была проведена диагностика по определению эффективности проделанной работы. Цель: выявление уровня развития детей средней группы в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины, сравнить результаты. Высокий уровень - 45% средний - 55%.
Сравнительный анализ промежуточной диагностики позволил сделать вывод о том, что планомерная систематическая работа по сенсорному развитию детей дошкольного возраста значительно влияет на сенсорное развитие и на развитие личности в целом.
Это выразилось в количественных и качественных показателях. Дети лучше стали различать цвета, выделять предметы по форме и величине.
Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные человеком сведения об окружающем мире. Таким образом, сенсорная культура ребёнка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности.
В заключении хотелось бы добавить, что мы планируем не останавливаться на достигнутых результатах, т. к. ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям.