МААМ-картинки

Развитие сенсорной культуры детей дошкольного возраста

Анастасия Лопатина
Развитие сенсорной культуры детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

С первых дней своей жизни ребенок начинает накапливать свой жизненный опыт. Он сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. Поэтому ведущей целью программы по сенсорному развитию является накопление, обогащение личного опыта каждого ребёнка.

Публикация «Развитие сенсорной культуры детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Сенсорное воспитание, базирующееся на развитии ощущений и восприятий, в свою очередь, лежит в основе как умственного, так и эстетического воспитания ребенка. Выдающиеся зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Л. А. Венгер, а так же известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеев, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина и др.) справедливо считали, что в дошкольном возрасте сенсорному воспитанию отводится совершенно особая основополагающая роль.

Сенсорное воспитание - это целенаправленное развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.

Значение сенсорного воспитания :

это основа для интеллектуального развития;

оно развивает наблюдательность, внимание;

позитивно влияет на эстетическое чувство;

является основой для развития воображения;

обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, освоение навыков учебной деятельности;

влияет на расширение словарного запаса ребенка; на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти и готовит ребёнка к реальной жизни.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах. Это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, величины - метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения, свои - во вкусовом, обонятельном восприятии. Область пространственного расположения – это справа, слева, вверху, внизу.

Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс Для того чтобы усвоить сенсорный эталон - это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях.

Одним из основных средств развития сенсорики у детей являются дидактические игры и упражнения, которые в дошкольной педагогике с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Знакомство с формами, величинами, цветами, пространственными представлениями, звуками.

Одной из основных задач в достижении цели работы с детьми по сенсорному восприятию является развитие у детей познавательных интересов в различных формах образовательной деятельности. Одной из таких форм являются дидактические игры.

Для сенсорного развития детей в своей группе мы используем игры, направленные на:

- обогащение чувственного опыта детей разнообразными сенсорными впечатлениями

- закрепление знаний о величине, форме, цвете предметов

- сравнение, соотношение, группировка и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков.

- развитие мелкой и крупной моторики

- обучение играть вместе, без конфликтов

Сенсорное развитие ребенка – буквально с первых дней его жизни – является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во окружающей жизни: исследование предметов, их свойств и качеств (форма, строение, величина, пропорции, цвет, положение в пространстве и т. п.). Сенсорное воспитание направлено на развитие разнообразных перцептивных действий, в процессе которых дети выявляют свойства предметов, объектов, явлений.

Развитие ощущений и восприятий происходит успешнее в условиях целенаправленной содержательной деятельности. Которая не только создает благоприятные условия для развития ощущений и восприятий, но и вызывает потребность в овладении формой, цветом, пространственными ориентировками.

После реализации деятельности, направленной на сенсорное развитие детей была проведена диагностика по определению эффективности проделанной работы. Цель: выявление уровня развития детей средней группы в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины, сравнить результаты. Высокий уровень - 45% средний - 55%.

Сравнительный анализ промежуточной диагностики позволил сделать вывод о том, что планомерная систематическая работа по сенсорному развитию детей дошкольного возраста значительно влияет на сенсорное развитие и на развитие личности в целом.

Это выразилось в количественных и качественных показателях. Дети лучше стали различать цвета, выделять предметы по форме и величине.

Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные человеком сведения об окружающем мире. Таким образом, сенсорная культура ребёнка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности.

В заключении хотелось бы добавить, что мы планируем не останавливаться на достигнутых результатах, т. к. ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Проект «Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста»Проект «Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста» Проект: «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (2 – 3 года) Паспорт проекта:Тип проекта: групповой, долгосрочный. По содержанию:.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Мастер-класс для родителей «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста»Мастер-класс для родителей «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» Форма проведения: собрание мастер класс. Цель: повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах «Использование дидактических.

Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста "Если с ранних лет дети будут понимать всю необходимость заботы об окружающем.

Презентация «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры» СЛАЙД 1. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры СЛАЙД 2. В настоящее время в образовательном стандарте выделяется.

Творческий отчёт «Воспитание Экологической культуры у детей дошкольного возраста» Экология_ это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Мир разноцветный,яркий. Но любимый цвет экологов- зелёный.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста» Каждый родитель желает, что бы его ребёнок вырос вежливым, порядочным человеком. Правила хорошего тона следует прививать детям с раннего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие сенсорной культуры детей дошкольного возраста
Опубликовано: 9 марта 2021 в 14:58
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие сенсорной культуры детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Лопатина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД