Наталья Валентиновна Третьякова
Развитие семейных форм устройства. Программа воссоединения с кровной семьей воспитанников детского дома
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие семейных форм устройства
Программа воссоединения с кровной семьей воспитанников
КГКУ «Красноярский детский дом №1»
«Дорога домой»
Жизнь без детей - бессмысленна,
Жизнь без родителей - бесчеловечна!
Публикация «Развитие семейных форм устройства, Программа воссоединения с кровной семьей воспитанников детского дома» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Приоритетом государственной и краевой политики в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются семейные формы устройства : усыновление, опека, попечительство, семейные дома, патронатное воспитание, возвращение в кровную семью (восстановление в родительских правах и воссоединение с семьей.) Наши дети были лишены самой главной потребности в своей жизни – внимания, заботы и любви со стороны родителей.
Родная семья - это естественная среда для здорового развития ребенка, и ее потеря – тяжелейшая травма для детской психики. Воспитание ребенка в кровной семье наиболее полно отвечает его потребностям и интересам, обеспечивая сохранность чувства родства и привязанности и постоянства отношений, что является основой полноценного развития личности. Проблемы, возникающие в процессе возврата ребёнка в семью невозможно решить силами одного специалиста, и даже учреждения в целом. Возвращение воспитанника детского дома в кровную семью - это целостный процесс поэтапной деятельности команды специалистов, заинтересованных государственных органов, и конечно самих родителей. Реабилитация семьи, формирование позитивного образа кровной семьи, положительной мотивации ребенка и «бывших» родителей, своевременно оказанная помощь в разрешении возникших проблем позволит сохранить семью для ребенка и ребенка для семьи.
Без инициативы и желания самих родителей специалисты детского дома не могут разрешить проблему. Работа специалистов направлена на понимание и осознание родителями истинной природы их проблем. Помощь специалистов (психолога, социального педагога, разработанные индивидуальные программы, позволят снизить процент отказа и возврата детей в учреждения.
Воссоединение с кровной семьей, восстановление в родительских правах или снятие ограничения допускается, если родители (один из них) осознали и изменили:
свое поведение;
образ жизни;
отношение к воспитанию ребенка.
Для восстановления родительских прав учреждению и суду необходимо удостовериться в наличии всех трех перечисленных обстоятельств. Каждого из них в отдельности для восстановления в родительских правах недостаточно. О восстановлении родительских прав могут просить только родители. Никто другой, даже прокурор или органы опеки и попечительства, просить об этом не могут. Возврат ребенка родителям, вернувшимся из мест лишения свободы, возможен без участия суда, если администрация детского дома и органы опеки уверены, что все условия необходимые для полноценного воспитания ребенка выполнены и будут выполняться.
Мы понимаем что, результативность процесса возвращения воспитанника детского дома в кровную семью зависит от следующих педагогических условий:
наличия профессиональной готовности педагогов детского дома создания в детском доме поддерживающей среды для возвращения ребенка в кровную семью;
выявления и учета особенностей личностного статуса родителей, лишенных или ограниченных в родительских правах, степени их готовности к выполнению родительских функций при принятии решения о возвращении ребенка;
реализации индивидуальной для каждого воспитанника программы восстановления отношений с кровными родителями и родственниками;
привлечение позиционеров к решению проблем, возникших в процессе возврата ребенка в кровную семью;
создания системы мониторинга и управления данным процессом.
В учреждении разработана программа семейного устройства воспитанников.
При поступлении в детский дом несовершеннолетнего, специалистами изучается личное дело каждого ребёнка, и определяется индивидуальный план работы для дальнейшего его жизнеустройства. Работа с семьей требует длительного времени и включает в себя внимательное диагностирование, наблюдение. Диагностика семьи важна, она требует компетентного подхода к каждой проблеме. Внимательное диагностирование: наблюдение, составление портрета семьи и заполнение социальной карты (приложение №1) позволяет оценить возможности родителей и разработать индивидуальную программу психолого-социально-педагогического сопровождения и поддержки воспитанников и их семей.
Цель:
максимально способствовать возвращению ребёнка в родную (кровную) семью.
После лишения родительских прав После ограничения родительских прав После освобождения
из мест лишения свободы
Для достижения поставленной цели, специалисты учреждения ставят перед собой следующие задачи:
1) Создать реестр семей, с которыми необходимо проводить работу по восстановлению в родительских правах и возврате ребёнка в кровную семью.
2) Выявить проблемы, с которыми сталкиваются родители, желающие вернуть ребёнка в свою семью, оказать содействия в разрешении возникающих проблем.
3) Разработать индивидуальные программы психолого-социально-педагогического сопровождения и поддержки родителей и детей.
4) Оказать помощь в восстановлении старых и построение новых позитивных социальных связей.
5) Содействовать в гармонизации детско-родительских отношений, в восстановлении доверия между родителями и ребёнком.
6) Организовать взаимодействия всех заинтересованных учреждений по вопросу возврата ребёнка в семью родителей, изменивших свой образ жизни и желающих самостоятельно воспитывать своего ребёнка (РОВД, ПНД, УО).
При поступлении в детский дом несовершеннолетнего, специалистами изучается личное дело каждого ребёнка, и определяется индивидуальный план работы для дальнейшего его жизнеустройства. Анализ документов, проведение мониторинга и оценки развития ребенка, составление социально-психологического профиля семьи и воспитанника позволяет наиболее эффективно разработать индивидуальную программу определения воспитанника в семью.
Анализ проблем
1. Низкая мотивация по восстановлению в родительских правах, возврату ребёнка.
2. Юридическая безграмотность по вопросам восстановления родительских прав.
3. Педагогическая неграмотность по вопросам воспитания и ухода за ребенком.
4. Социальное иждивенчество.
5. Сложность трудоустройства и низкий доход семьи.
6. Отсутствие, или аварийность жилья, для проживания детей.
7. Проживание совместно с родственниками-алкоголиками инаркоманами.
8. Трудности в адаптации родителей к условиям общества, особенно после освобождения из мест лишения свободы.
9. Проблема устройства детей дошкольного возраста в детский сад, или организации присмотра за ребёнком после возвращения из детского дома в семью.
Созданный реестр, выявленные проблемы, организация взаимодействия всех заинтересованных лиц, способствует эффективной реализации индивидуальных программсопровождения ребенка и семьи. Методика разработки индивидуальных программ зависит от контингента поступающих детей в учреждение, формпо восстановлению в правах, и проблем, возникающих в процессе сопровождения.
Программа имеет гибкую структуру и корректируется в процессе реализации.
Формы работы с семьей и ребенком
Администрацией детского дома поддерживается связь с родителями и учреждениями, где они отбывают наказание. Ведется постоянная переписка, в которой сообщаются все сведения о ребенке (состояние здоровья и развития, успехи и достижения) и периодически отправляются фотографии с различных мероприятий. Общение с детьми в телефонном режиме и организация свиданий, помогает поддерживать детско - родительские отношения. Это способствует осознанию степени своей вины, за проживание ребенка в детском доме, и стимулирует их к активным действиям, по будущему возврату ребенка в семью. Выстроенная работа в этом направлении позволяет знать дату освобождения родителей и наметить план работы с ребенком, а в дальнейшем с семьей.
Принцип разработки индивидуальной программы по возвращению воспитанников в семью родителей отбывших наказание отличается тем, что ребенок возвращается не по решению суда, а по общему согласию и разрешению детского учреждения и органов опеки.
При обращении родителей в учреждение, после освобождения, проводится социально - психологическая работа:
1. Диагностика (в процессе собеседования и анкетирования, заносятся недостающие сведения в социальную карту родителей и воспитанника, она позволяет определить особенности личностного статуса родителя, его семейной истории и социальные контакты. Оценить возможности и готовность выполнять родительские обязанности. Готовность создавать условия и удовлетворять потребности ребенка в семье.
2. Планируются встречи (совместные игры, занятия, праздники, что позволяет установить контакт с ребенком. Наши воспитанники в силу своего возраста, и длительного срока отсутствия родителей, не испытывают глубокого чувства привязанности и не осознают что это их кровные родители, поэтому задача специалистов наладить тесный контакт с семьей.
3. Проводится консультативная и информационно - просветительская работа по социальным, социально-правовым, социально-педагогическим, социально-медицинским, социально-психологическим вопросам (Р. Ротенберг "Расти здоровым", С. Э. Семенова "Домашняя юридическая энциклопедия. О детях"). Педагоги помогают в выборе необходимой литературы, для повышения педагогической грамотности. Знакомят родителей с особенностями развития ребенка. Чаще всего у родителей возникают вопросы, что необходимо предпринять и какие документы предоставить, для возврата ребенка в семью.
4. Подготовка родителей к исполнению своих обязанностей в воспитании ребенка. Тематика проводимой работы выбирается в соответствии с основными проблемами семьи («Роль примера родителей в воспитании и формировании личности детей», «Трезвый образ жизни – выбор каждого человека», «Право детей на достойные условия проживания», «Забота о детях – главная задача родителей», «Моя жизнь – мой выбор», «Алкоголь и семейное неблагополучие»). Используемые методы групповой и
индивидуальной реабилитационно - коррекционной работы с членами семьи по рефлексии прошлого опыта воспитания ребенка, анализ допущенных ошибок, способствуют формированию семейных ценностей. Семья стремится к позитивным изменениям и планирует совместное будущее с ребенком.
5. Члены попечительского совета принимают активное участие в решении проблем (помощь в трудоустройстве, получение специальности, помощь в ремонте жилья, избавление от раннее пагубных привычек и т. д., возникающих в процессе сопровождения семьи. Сталкиваясь с трудностями, родители получают поддержку со стороны социума и учреждения. Участие людей, не равнодушных к проблемам ребенка и семьи, способствует формированию ответственности и уверенности в выборе правильного пути. Положительное отношение окружающих, наличие системы поддержки, мотивирует родителей к преодолению трудностей.
Психолого-педагогическая работа с ребенком.
Реализация индивидуальной, для каждого воспитанника, программы восстановления отношений с кровными родителями и родственниками способствует формированию привязанности к родителям, эмоционально-психологической готовности ребенка к проживанию в семье.
Сопровождение кровной семьи после воссоединения с ребенком
Использование различных способов в поддержании контакта с ребенком и его кровной семьей : по телефону, e-mail, приглашения на развивающие тренинги и праздники. Организации встреч воссоединенных семей, с целью обмена положительным опытом, консультации по вопросам социального, психологического, медицинского и правового плана. Длительное психолого - педагогическое сопровождение воссоединенной семьи, систематическое отслеживание безопасности условий и эмоционального благополучия, помогает избежать рецидива повторного возврата ребёнка в детский дом.
Критерии эффективности работы по воссоединению кровной семьи.
В учреждении разработаны педагогические и социально - психологические критерии готовности родителей и детей.
Оценка способности родителей выполнять родительские функции:
осознание ответственности за судьбу собственного ребенка;
удовлетворение базовых потребностей ребенка – в пище, жилье, чистоте, обеспечение одеждой, гигиене, предоставление медицинской помощи;
обеспечение безопасности ребенка (угроза нанесения ребенку вреда, отсутствие доступа к опасным предметам в быту и др.);
эмоциональное тепло (как родители проявляют свою привязанность, есть ли необходимый физический контакт, комфорт, расположение; уважение привязанностей ребенка к другим людям, предоставление контактов с ними);
обеспечение познавательного интереса и интеллектуального развития ребенка (обеспечение его доступа к играм, кружкам, спорту, дополнительному обучению);
руководство поведением и установление границ в поведении ребенка;
обеспечение стабильности (стабильность отношений, поддержка контактов со значимыми людьми).
Эмоционально-психологическое благополучие ребенка в семье
стабильный, индивидуализированный и эмоционально насыщенный контакт с близким взрослым (преимущественно с положительным фоном настроения);
развитие познавательной мотивации;
разнообразная, когнитивно - насыщенная среда;
эмоциональная поддержка и понимание взрослых;
адекватная самооценка;
ориентация на успех в достижении целей;
эмоциональный комфорт в семье и вне семьи.
Участие попечительского совета в решении проблем ребенка и семьи позволяет качественно организовать работу учреждения, обновить содержание, и внедрить новые технологии, направленные на психолого - педагогическое сопровождение воспитанников и кровных семей, на всех этапах становления семьи.