Лучший педагог года Итоги 2024

Развитие саморегуляции у детей дошкольного возраста для успешного обучения в школе

Черникова Екатерина Александровна
Развитие саморегуляции у детей дошкольного возраста для успешного обучения в школе
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие саморегуляции у детей дошкольного возраста

для успешного обучения в школе

Дошкольный период жизни является периодом интенсивного психического развития, закладывается фундамент базовых свойств личности. Почему дети бывают такими непослушными? Почему их так трудно приучить к организованности, порядку, дисциплине? Дошкольники бывают такими непослушными, потому что не умеют владеть собой, не управляют своим поведением.

Что значит управлять своим поведением, и кто им может управлять, кроме тебя самого?

Темочки:

Главное в управлении своим поведением - уметь остановить то, что происходит как бы само собой, задержать импульсивный ответ, привычную реакцию на тот или иной раздражитель. Без этой способности невозможно выполнять указания взрослого, следовать нормам поведения, сосредоточиться на каком-нибудь деле и довести его до конца, планировать свои действия. Все эти действия требуют произвольности поведения, т. е. способности владеть и управлять собой. В этой связи острую актуальность приобретают исследования саморегуляции детей в современных условиях, негативные тенденции которых сегодня приняли особенно острый характер. Необходимо осуществлять целенаправленное педагогическое руководство развитием саморегуляции, как качественной характеристики психологической готовности к школе, проявляющейся в различных видах деятельности.

Становлению произвольного поведения ребёнка способствует игра. Хорошо подобранная и правильно организованная игра, является сильным средством развития детей дошкольного возраста. Механизм управления своим поведением – подчинение правилам – складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности. Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому следует ребёнок, и контроля. В игре образцом служат не моральные нормы или иные требования взрослых, а образ другого человека, чьё поведение копирует ребёнок.

Самоконтроль только появляется к концу дошкольного возраста, поэтому первоначально ребёнку нужен внешний контроль – со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом – каждый самого себя. Внешний контроль постепенно выпадает из процесса управления поведением, и образ начинает регулировать поведение ребёнка непосредственно.

В каждой, даже самой простой игре есть правила, которые организуют и регулируют действия ребенка. Эти правила определенным образом ограничивают спонтанную, импульсивную активность, ситуативность поведения.

Если правила поведения, которые постоянно декларируют взрослые, обычно плохо усваиваются детьми, то правила игры становятся необходимым условием интересной совместной деятельности, просто и естественно входят в жизнь детей, становятся регулятором их поведения.

ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ:

1. «Сова». Дети сами выбирают водящего — «сову», которая садится в «гнездо» (на стул) и «спит». В течение «дня» дети двигаются. Затем ведущий командует: «Ночь!» Дети замирают, а сова открывает глаза и начинает ловить. Кто из играющих пошевелится или рассмеется, выходит из игры (того сова «съела»)

2. «Черепашки». По сигналу дети начинают медленное движение к противоположной стене. Побеждает тот, кто оказался последним.

4. «Наоборот». Ведущий показывает различные движения (руки вверх, вправо и т. д., а остальные изображают движения, только с точностью до «наоборот» (руки вниз, влево и т. д.) .

5. «Найди и промолчи». Детям необходимо, передвигаясь по комнате, найти спрятанный мяч и вернуться на своё место. Запрещено показывать мяч, говорить кому-то, или брать его в руки.

6. "Сохрани слово в секрете". Вы будете называть детям разные слова, а они их четко повторять. Но нужно помнить об одном условии: названия цветов - это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, ребенок должен молча хлопнуть один раз в ладоши.

Примерный список слов:

окно, стул, ромашка, ириска, просо, плечо, шкаф, василёк, книга и т. д.

Примечание.

Основная задача упражнений на развитие произвольности и саморегуляции - научить ребенка длительное время руководствоваться в процессе работы заданным правилом, "удерживать" его, как говорят психологи. При этом безразлично, какое именно правило вами выбрано - подойдет любое. Варианты:

- нельзя повторять слова, начинающиеся на звук [р];

- нельзя повторять слова, начинающиеся с гласного звука;

- нельзя повторять названия животных;

- нельзя повторять имена девочек;

- нельзя повторять слова, состоящие из 2-х слогов, и т. д.

Когда ребенок станет хорошо и постоянно удерживать правило, переходите к игре с одновременным использованием двух правил.

Например:

- нельзя повторять названия птиц, надо отмечать их одним хлопком;

- нельзя повторять названия предметов, имеющих круглую форму (или зеленый цвет, надо отмечать их двумя хлопками.

Введите элемент соревнования. За каждую ошибку начисляйте одно штрафное очко. Результат игры записывайте и каждый последующий сравнивайте с предыдущим. Ребенок должен убедиться, что чем больше он играет, учитывая правила, тем лучше у него получается. Не забывайте меняться с ребенком ролями.

7. «Как превратить "о" в "и"».

Ребенок доброй феи говорил: "Я не волшебник, я только учусь". Эти слова относятся и к нам: мы еще не умеем делать серьезных превращений, но превратить одну букву в другую нам под силу. Детям, умеющим читать, можно дать напечатанные слоги. Они должны не просто читать их, но во всех случаях, когда встречается звук [о], меняй его на [и].

Столбики со слогами:

ПО ОРХ КРОТ

РИ КРА СЛАМ

КА ФРЕ ПОРТ

ТУ ШКА ГРИБ

ТО БЛО ШКАФ

ПА ПРЕ КАРТ

ВА КРО СТОЛ

ГО ТРО ТОРТ

ДЕ ФРУ ИРИС

КО СЛЕ ОКНО

Примечание.

Работая с этим упражнением, можно задать ребенку самые разнообразные задания:

- пропускать (не читать) все слоги, начинающиеся на звук [п] или [к] или на гласный звук. Вместо этого надо произносить слово "лишний";

- менять в слогах звук [п] на звук [с];

- слоги, оканчивающиеся на гласный, читать наоборот.

8. «Хочукалки». Ведущий кончиком карандаша медленно рисует в воздухе какую-нибудь известную детям букву. Детям предлагается угадать букву, но не закричать тут же правильный ответ, а преодолев своё «хочу выкрикнуть», дождаться команды ведущего и ответ прошептать.

9. «Якалки». Ведущий загадывает лёгкие загадки, дети, отгадав загадку, сигналят ведущему поднятой рукой. Отвечает тот ребёнок, которого назовёт ведущий. Можно усложнить задачу, введя сигнал для ведущего (поднимать руку детям только после сигнала ведущего, например, поднятой карточки) .

10. «Да» и «Нет» не говорите». По ходу игры ведущий задает ее участникам такие вопросы, на которые проще всего ответить словами «да» или «нет».

11. «Шепотком». Игра в вопросы, ответ на которые дети уже знают Задача дошкольников – ответить на вопрос хором только после сигнала ведущего (поднятая красная карточка) и только шёпотом.

Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия с взрослыми и сверстниками, и конечно, для комфортного обучения в школе.

Список литературы:

1. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 1999.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте – М. : Просвещение, 1968.

3. Выготский Л. С. Собр. соч. [Текст] / В 6 т. Т. 3. - М., 1983

4. Сиротюк А. Л. «Обучение детей с учётом психофизиологии», «Сфера», Москва 2001г.

Публикации по теме:

Дидактические игры из фетра для обучения детей дошкольного возраста удмуртскому языкуДидактические игры из фетра для обучения детей дошкольного возраста удмуртскому языку Гольянский детский сад структурное подразделение МБОУ №»Гольянская СОШ» Дидактические игры из фетра для обучения детей дошкольного возраста.

Консультация для родителей ДОУ к Дню Арт-терапии на maam «Развитие у дошкольников саморегуляции в двигательной сфере»Консультация для родителей ДОУ к Дню Арт-терапии на maam «Развитие у дошкольников саморегуляции в двигательной сфере» Развитие у дошкольников саморегуляции в двигательной сфере. Одной из задач образовательной области «Физическое развитие» является задача.

Лэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамотеЛэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамоте Лэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамоте. Автор: Кайтан И. М. В условиях модернизации образования каждый.

Схемы для обучения хореографическим перестроениям детей дошкольного возраста с ОВЗСхемы для обучения хореографическим перестроениям детей дошкольного возраста с ОВЗ Потребность в таких пособиях возникла в работе с детьми с ОВЗ, у которых недостаточно развиты чувство ритма, ориентирование в пространстве,.

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами» Мастер - класс с педагогами на тему "Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие саморегуляции у детей дошкольного возраста для успешного обучения в школе
Опубликовано: 20 ноября 2024 в 19:37
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие саморегуляции у детей дошкольного возраста для успешного обучения в школе» (включая файлы) размещена пользователем Черникова Екатерина Александровна (УИ 553090) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 февраля 2025 понедельник
Покормите птиц зимой!

Дипломы!
Добавьте фото кормушки!
04 февраля 2025 вторник
Секреты хорошего настроения
Читаем произведения Пришвина



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД