Татьяна Буяновская
Развитие саморегуляции и планирования у младшего школьника
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий родительского собрания
Развитие саморегуляции и планирования
у младшего школьника
Цели и задачи:
• дать родителям информацию об обучении ребенка планированию своих действий;
• обучить приемам проверки и оценки своей работы;
• дать советы по организации дня младшего школьника.
Публикация «Развитие саморегуляции и планирования у младшего школьника» размещена в разделах
Предварительная подготовка: оформить «Рекомендации по организации дня младшего школьника» в виде памятки для родителей на отдельном листке и раздать в конце собрания.
Ход собрания:
I. Обучение ребенка планированию своих действий
• При несформированности умения планировать и организовывать деятельность ребенка нужно обязательно учить этому.
• Планирование должно стать обязательным, но коротким этапом, предваряющим каждое действие.
«В двух словах скажи, как будешь решать эту задачу» — подобными предложениями взрослый может побуждать ребенка к планированию своих действий. Однако, выделяя в каждом детском действии отдельный этап планирования как подготовки к действию, взрослый должен следить за тем, чтобы планы были реализованы, чтобы действие не подменялось его планированием.
• Планировать следует не только умственные, но и бытовые, повседневные действия. Так, принимаясь за уроки, ребенок должен решить, в какой последовательности он их будет выполнять.
Этот общий план нужно не только составить, но и материально закрепить: достать все, что нужно для приготовления уроков, сложить учебники и тетради на рабочем месте именно в той последовательности, которая намечена в плане.
Все организационные моменты деятельности должны быть доведены до автоматизма — подобные островки действий-автоматизмов позволяют упорядочить хаотичное поведение неорганизованного ребенка.
С чего начать, какой именно участок детской неорганизованности упорядочить и автоматизировать в первую очередь — приготовление уроков, утренний ритуал сборов в школу, вечернюю уборку игрушек, собирание портфеля, — решайте сами.
Главное — не хвататься за все сразу и не рассчитывать на быстрый успех, но последовательно отрабатывать каждый отдельный автоматизм.
Родители должны хорошо понимать, что ребенок, не владеющий навыками самоорганизации, нуждается сначала в максимальной, а потом в постепенно убывающей помощи взрослых.
Однако будьте внимательны: если малышу все время трудно выполнять даже самые доброжелательные организационные требования взрослых, то он их выполнять не станет. Следовательно, завышены требования, взрослые торопятся, проявляют неуместное нетерпение. И вероятно, не отдают себе отчета в том, что низкий уровень организации деятельности школьника — это расплата за их собственные педагогические упущения в дошкольном воспитании ребенка.
II. Обучение ребенка приемам проверки и оценки своей работы
Для развития навыков успешной учебы наиболее важны:
1) привычка к регулярному и точному исполнению своих обязанностей;
2) самоконтроль.
Первое качество гарантирует аккуратное и добросовестное выполнение всех очередных и внеочередных заданий, который учащийся получает в школе и дома.
Второе качество позволяет постоянно соотносить выполняемую работу с теми задачами, которые ставятся перед ребенком.
Если у младшего школьника есть проблемы с вниманием и самоконтролем, его нужно обучить различным приемам проверки и оценки своей работы.
Прием «Найди мои ошибки» :
Родители могут сформировать операции контроля у своего ребенка с помощью такого простейшего приема.
Сначала взрослый пишет небольшие тексты (желательно занимательные для ребенка) с множеством грубых ошибок. Нельзя делать ошибки на орфографические правила, еще не известные ребенку. Можно использовать не только орфографический, но и математический материал: выписывать столбики примеров с решениями, примерно треть которых неверна.
Ребенок должен выполнить роль учителя: красным карандашом исправить ошибки.
После того как ребенок научится находить по крайней мере половину ошибок, сделанных взрослым, малышу предлагается взять на себя роль взрослого: «Давай-ка теперь ты сам будешь делать ошибки. Сегодня спиши вот эти три предложения, но сделай в них побольше ошибок, чтобы завтра или послезавтра тебе было что исправить. Только смотри, чтобы ты смог догадаться, что должно было быть написано. А то если ты вместо «береза» напишешь «осина», то потом сам не догадаешься, что там было».
Теперь ребенок сам пишет тексты с нарочитыми ошибками и на несколько дней откладывает эти задания самому себе, а потом проверяет собственную работу.
Родители, конечно, должны активно интересоваться, как их сын или дочь пользуются этим приемом. При каждом положительном сдвиге хвалить, поощрять, эмоционально поддерживать.
На третьем этапе самоконтроль, организованный в шутливо-игровой форме, переходит в серьезный, деловой самоконтроль домашних заданий (до этих пор домашние работы проверяют родители). Поручить ребенку проверить собственное домашнее задание следует лишь после того, как будут хорошо отлажены приемы проверки.
Самоконтроль должен быть сформирован заранее, привычку к постоянному контролю следует вырабатывать лишь на фоне достаточно сформированной техники.