Морозова Галина
Конспект занятия «Развитие ритма речи» у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
у детей дошкольного возраста
Ритм речи - регулярное повторение ударных и безударных, долгих и кратких слов.
Ритм играет организующую роль в тексте, он служит одним из средств формирования текста.
Младший дошкольный возраст
Замок
(пальчиковая игра)
Цель: развивать умение согласовывать речь с движениями.
Публикация «Конспект занятия „Развитие ритма речи“ у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
(Руки необходимо скрепить в замок, при этом переплетая пальцы. Произносить считалочку и раскачивать полученный замок в стороны)
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Постучали, (во время того как произносите слово «постучали» – касаетесь ладошками друг друга, при этом не расцепляя сплетенных пальчиков).
Покрутили, (так же, не расцепляя замок, одной ручкой тянетесь к себе, другой от себя, последовательно меняя их).
Потянули, (на этом слове следует потянуть ручки в разные стороны, пальцы при этом выпрямляя, но не расцепляя замок окончательно).
И открыли, (отпустив ручки, разводите их широко в стороны).
Здравствуйте, ладошки
(речевая игра)
Цель: развитие чувства ритма
- Здравствуйте, ладошки! - хлоп, хлоп, хлоп!
- Здравствуйте, ножки - топ, топ, топ!
- Здравствуйте, щечки - плюх, плюх, плюх!
- Пухленькие щечки - плюх, плюх, плюх!
- Здравствуйте, губки - чмок, чмок, чмок! (поцелуйчики)
- Здравствуйте, зубки - чок, чок, чок! (стучат зубками)
- Здравствуй наш носик - пип, пип, пип! (нажимают на носик)
- Здравствуйте малышки — всем привет!
Средний дошкольный возраст
Тук-тук
(ритмическая игра)
Цель: Развитие чувства ритма движений и речи
(Отхлопывать ритм, проговаривая слова)
Тук, тук, туки-тук.
Туки-туки-туки-тук.
Туки-тук, туки-тук.
Туки-туки, тук, тук.
Туки, тук, тук, тук.
Тук, туки, туки, тук.
Хлопки в ладоши
Цель: развитие темпа и ритма речи.
Материалы: картинки с изображением ладошек разной величины.
Паша очень любит хлопать в ладоши. Посмотри на картинки и повтори за ним.
(Большая ладошка — громкий хлопок, маленькая — тихий)
Старший дошкольный возраст
Ножки
Цель: развитие чувства темпа и ритма
Ножки, ножки, вы шагали?
Мы шагали, мы шагали! - ритмичные удары палочками по полу
Ножки, ножки, вы бежали?
Мы бежали, мы бежали! - ритмичные удары в темпе бега
Ножки, ножки, вы стучали?
Мы стучали, мы стучали! - удары свободными концом палочки об пол
Ножки, ножки, вы плясали?
Мы плясали, мы плясали! - удары палочкой крест на крест
Ножки, ножки, вы устали?
Мы устали, мы устали! - удары лежащих палочек друг о друга
Ножки, ножки, отдыхали?
Отдыхали, отдыхал! - движения палочек в ритме перед собой, без звука.
И опять всё начинали! - ритмичные удары по полу
Разведчики
Цель: развитие чувства темпа и ритма
Взрослый отхлопывает несложный ритм (например, 2 медленных и 2 быстрых хлопка) и предлагает ребенку повторить этот «тайный шифр».
Когда задание станет получаться без ошибок, ритм уже не отхлопывается, а играется на музыкальном инструменте. (бубен, барабан, ксилофон)
Усложнение: взрослый отхлопывает ритм руками, а ребенок повторяет его на инструменте.
Азбука морзе
Цель: Развивать умение воспринимать чувство ритма и воспроизводить его самостоятельно.
Материал: По одной деревянной палочке на каждого ребёнка.
Педагог предлагает всем детям стать радистами и вслед зa ним передавать, простукивать разные сообщения.
ООооОО ОоооОО оооОО ОооОоо
Усложнение: дети придумывают ритмический рисунок самостоятельно, обозначают его символами и простукивают с другими детьми
Подготовительный к школе возраст
Веселые четверки
Цель: развитие чувства темпа и ритма
Дети делятся на группы по четыре человека и встают в свою четверку, образуя фигуру ромба. Ведущий четверки стоит спиной к своей группе, а остальные ее участники повернуты лицом к спине ведущего.
С началом звучания ведущий начинает воспроизводить ритмический рисунок на ложках (бубне) под музыку веселого быстрого танца, а остальные участники четверки повторяют ритм хлопками за своим ведущим. Когда ведущему надоест его роль, он поворачивается вправо или влево и отдает роль ведущего соседу. Четверка перестраивается под нового ведущего.
Мебель
Цель: Развивать чувство ритма, умение согласовывать движения и текст.
Материал: мяч.
(На каждое слово считалки - один удар мяча об пол)
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем мебель мы считать:
Кресло, стул, диван, кушетка,
Полка, шкаф, кровать, банкетка.