Надежда Иванова
Развитие речи в старшей логопедической группе «Осень»
Тема: Осень.
Цель: обобщение и закрепление знаний об осени. Активизация словаря по лексической теме «Осень».
Коррекционно — образовательные задачи:
активизировать и расширить словарь по теме: «Осень», «Фрукты — овощи, «Перелётные птицы»
стимулировать речевую активность детей
совершенствовать речевые навыки и умения
совершенствовать навыки согласования слов в предложении
совершенствовать грамматический строй речи
Публикация «Развитие речи в старшей логопедической группе „Осень“» размещена в разделах
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Материалы для воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно — развивающие задачи :
развивать фонематическое восприятие
развивать способность к самоконтролю
развивать координацию в системе «глаза — рука», т. е. развитие синхронности движений глаза и ведущей руки, а так же укрепление межфункциональной связи
развивать длительность и плавность речевого выдоха
развивать умение детей оценивать свою деятельность, обобщать, делать выводы, высказывать своё мнение
Коррекционно - воспитательные:
формировать навыки сотрудничества на занятии, умение слушать своих товарищей, бережное отношение к окружающему нас миру
• воспитывать умение правильно вести себя
Здоровьесберегающие технологии:
Упражнение для коррекции глаз «Мы листочек увидали»
Ход занятия
Организационный момент.
- Дети, к нам сегодня в гости пришли ваши родители. Давайте поздороваемся с ними (Здравствуйте). А теперь хором повторим:
Пальчиковая гимнастика. «Здравствуй».
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю —
Всех я вас приветствую!
Объявление темы занятия.
Детям предлагается отгадать загадку:
Пусто в поле, дождь идёт.
Ветерок срывает листья.
С севера туман ползёт,
Тучи грозные нависли.
Птицы движутся на юг,
Чуть крылом касаясь сосен.
Догадайся, милый друг,
Что за время года?.
(Осень)
Основная часть
1. Назовите какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
В конце лета, в начале осени люди собирают урожай: на полях жнут пшеницу и рожь, в лесу собирают грибы, в огородах - овощи, в садах – фрукты.
Хоть Осень и не такое веселое время года как лето, но грустить - то
особенно некогда. Столько вкусных овощей и фруктов созрело на соленья
и компоты. У меня их вон целый поднос (показывает). Ой, что же это я
наделала! Все перепутала! Вы помогите мне, ребята, разложите мой
урожай. Овощи в одну сторону, фрукты — в другую.
Игра “Разложи фрукты и овощи” - дифференциация «фрукты - овощи»
Назовите фрукты со звуком [А]
Назовите овощи со звуком [О]
Звуковой анализ слова «лук»
2. Середину осени называют «золотой» - золотыми становятся травы, листья на деревьях и кустарниках. В чистом голубом небе золотятся верхушки берез, лип и осин. Начинается листопад.
(раздать детям листочки, или они лежат у них под стульчиками)
Упражнение для коррекции зрения - «Мы листочек увидали»
Мы листочек увидали и с листочком поиграли
(дети берут листок в руку, надо вытянуть руку вперед перед собой,
сфокусировать на ней взгляд)
Листочки вправо полетели, глазки вправо посмотрели
(отвести листик вправо, проследить движение взглядом)
Вот листочки полетели, глазки влево посмотрели
(Отвести листик влево, проследить движение взглядом)
Ветер вверх поднимал и на землю опускал…
(поднимать листики вверх и опускать вниз, дети смотрят вверх и вниз)
Всё! На землю улеглись.
(Покружиться и присесть, опустив на пол)
Глазки закрываем, глазки отдыхают (закрыть глаза)
3. Подвижная игра «С какого дерева листок?»
4. Солнце выглядывает всё реже, дни становятся пасмурными, часто идут холодные затяжные дожди. Животные готовятся к зиме. Птицы улетают в теплые края.
Детям предлагается вспомнить перелётных птиц. Подобрать родственные слова к слову журавль.
5. Коллективная работа детей «Журавлики»
(на экране появляется клин журавлей, звучит курлыканье - музыка журавлей)
6. Позднюю осень называют «серебряной». Лужи затягивает первый тонкий ледок, летят на мерзлую землю серебряные звездочки — снежинки.
Упражнение на координацию речи с движением :
«Солнышко греет уже еле-еле
Перелётные птицы на юг улетели
Голы деревья, пустынны поля.
Река покрывается льдом в ноябре,
Поздняя осень стоит на дворе».
Итог. Оценка деятельности детей.