Ирина Филиппова
Развитие речи в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы речевого развития
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей.
Публикация «Развитие речи в младшей группе» размещена в разделах
Речь – это инструмент развития высших отделов психики.
С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов.
Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе.
Главной задачей развития связной речи ребёнка в дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи.
Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.
Речевое развитие (ФГОС ДО)
• Обогащение активного словаря
• Развитие связной диалогической и монологической речи
• Овладение речью как средством общения и культуры
• Развитие речевого творчества
• Развитие звуковой и интонационной культуры
• Знакомство с книжной культурой и детской литературой
• Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
Приемы, развивающие речевую активность
СЛОВЕСНЫЕ РЕЧЕВОЙ ОБРАЗЕЦ, ПОВТОРНОЕ ПРОГОВАРИВАНИЕ, ОБЪЯСНЕНИЕ, ВОПРОС.
НАГЛЯДНЫЕ ПОКАЗ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРУШЕК И ДРУГИХ НАГЛЯДНЫХ МАТЕРИАЛОВ.
ИГРОВЫЕ ИГРОВОЕ СЮЖЕТНО — СОБЫТИЙНОЕ, РАЗВЕРТЫВАНИЕ, ИГРОВЫЕ ПРОБЛЕМНО- ПРАКТИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ, РОЛЕВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ ИГРЫ, ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.
Средства развития речи
Художественная литература
Изобразительное искусство
Музыка и театр
Общение взрослого с ребенком
Занятия по речевому развитию
Культурно языковая среда
Занятия по другим разделам программы
Занятия по речевому развитию и чтение художественной литературы.
Одним из основных средств речевого развития является обучение. Это – целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений. Без специальных обучающих занятий невозможно обеспечить на должном уровне речевое развитие детей. Обучение на занятиях позволяет выполнить задачи всех разделов программы. Нет ни одного раздела программы, где бы не существовала потребность в организации всей группы. На занятиях по развитию речи активно используем наглядное моделирование, используем мнемотаблицы, опорные картинки и т. д для составления рассказов, заучивания коротких стихов, рассказывания сказок и выполнения других задач в соответствии программой. Сформировать грамотную речь у детей помогает приобщение к книге, которая представляет богатейший материал нашей русской культуры и национальных традиций. Дети ежедневно слушают сказки, рассказы, стихи. Привлекают их и скороговорки, произносимые воспитателем, и считалки, потешки. Знакомые сказки начинаем обыгрывать.
Книжный центр и уголок театрализации.
Для осуществления и выполнения задач нами созданы уголки книжный и театрализации, которые постоянно пополняются. Здесь есть все необходимое. В уголок книги специально подбираются произведения детской художественной литературы, которые позволят развить у детей умение оценивать поступки персонажей и соотносить их со своими поступками. Книги периодически меняются в соответствии с темой и возрастом.
В уголке театрализации есть и опорные мнемотаблицы по сказкам, создана картотека по сказкам, пальчиковый, настольный театр, а так же маски и куклы БИ-БА-БО.
Музыкальные занятия, утренники, театр.
Особенно большую роль в развитие речи играет обучение пению. Условно, обучение пению проходит с трех сторон, это работа над дыханием, работа над дикцией и постановка голоса.
Музыкальные занятия играют огромную роль в речевом развитии. Заучивание стихов, песен к утренникам, просмотр регулярных кукольных театров
Большое значение для развития речи имеет обогащение словаря в процессе ознакомления с окружающим миром и природой.
На занятиях по ознакомлению с окружающим ребята учатся употреблять словосочетания с прилагательными, знакомятся с описанием, пополняют словарный запас и в процессе наблюдений за изменениями в природе. На прогулке в подвижных играх закрепляем материал,а так же заучиваем речевки к играм. Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры.
Речевое развитие на других занятиях ООД
Развитие речи и продуктивная (художественная) деятельность. Развивает понимание речи, учит выполнять инструкции, помогает «оречевлять» свою деятельность. После занятия например по рисованию, аппликации можно обсудить работу, описать её, придумать рассказ об объекте.
В процессе строительно-конструктивных игр, дети учатся наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию.
Дети овладевают словарем, то есть обогащается речь, выражающая названия геометрических тел, пространственных отношений, развивается диалогическая речь.
Сюжетно - ролевые игры в речевом развитии
Другой ключевой задачей развития речи является развитие диалогической и монологической речи. Эту задачу, прежде всего, решаем в индивидуальных разговорах с ребенком. Ещё одним средством диалогической речи, помогающим нам в работе, являются стихи – диалоги, а также ролевые диалоги, где дети слышат не только формулы речевого этикета, но и учатся высказывать свои мысли, привлекая опыт ролевых отношений, который дети осваивают в сюжетно– ролевых играх.
Развитие мелкой моторики пальчиков играет огромную роль в формировании речи ребенка:
• застегивание и расстегивание пуговиц;
• игры с прищепками;
• шнуровка на специальных рамках; нанизывание колец на тесьму;
• игры с мозаикой;
• сортировка мозаики по ячейкам;
• игры с конструкторами;
• перебирание круп, зерен (например, фасоль и горох)
Развитие речи в процессе организации режимных моментов
Сообщение детям о том, что они сейчас будут делать (например, одеваться, умываться и т. д.) комментирование действия детей
- предложение одному из воспитанников рассказать о том, что он делает (здесь формируется комментирующая речь ребенка)
-предложение ребенку самостоятельно рассказать, как он будет выполнять тот или иной режимный момент
-использование художественного слова (потешки, короткие стихи) для обсуждения режимных моментов
Дыхательная, артикуляционная и пальчиковая гимнастики используются
для речевого развития и с этой целью создана картотека игр.
Дидактические и настольно - печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Дидактические игры, настольные игры, картотека игр с мячом, которые используются в работе регулярно пополняются.
Основа речевой развивающей среды
Речь педагога
Насыщенность среды
Методы и приемы речевого развития.
Используемая методическая литература по развитию речи в работе
Заключение
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что:
Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, в контексте образовательных областей, является развитие речи детей.
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка.
От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
Качество работы зависит от слаженности всех субъектов образовательного процесса «воспитанник-педагог-родитель»