Марина Биянова
Развитие речи у дошкольников 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи ребенка 3-4 лет.
В возрасте 3-4-х лет дети очень любознательны, активно изучают все, что их окружает. К этому времени они накопили достаточно знаний о различных предметах и явлениях, могут высказывать простые суждения о них и делать собственные умозаключения. Идет активное развитие способности к обобщению – дети начинают объединять несколько предметов, похожих по какому-либо признаку или назначению в одну группу. Совершенствуются речевые навыки – речь усложняется, становится более понятной.
Публикация «Развитие речи у дошкольников 3–4 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Особенности речевого развития детей 3-4-х лет
Давайте поближе познакомимся с нормами развития речи детей 3-4 лет. Эти показатели являются строго индивидуальными, не существует строгих ограничений.
Словарный запас ребенка 3 лет составляет примерно 800-1000 слов. К 4 годам в норме он увеличивается до 2000 слов.
В активном словаре ребенка появляются почти все части речи : существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, числительные, наречия, предлоги, частицы, союзы.
Дети:
• начинают говорить сложными предложениями;
• используют предложения, состоящие из 4-5 слов;
• задают большое количество вопросов;
• употребляют некоторые предлоги и союзы;
• рассказывают, какими признаками обладают окружающие предметы, например, мама красивая, яблоко грязное и так далее.
• начинают группировать предметы (одежда, животные)
• стараются четко и правильно проговаривать слова, как взрослые;
• пытаются придумывать стихи и рифмы к словам, активно создают собственные словоформы;
• внимательно прислушиваются к новым для себя словам и звукам, стараются их воспроизвести;
• правильно употребляют глаголы в прошедшем времени.
• с удовольствием пересказывают сказку, мультфильм, который смотрели.
• обладают способностью разговаривать тихо или громко.
Понимание речи :
• слушают длинные сказки и рассказы;
• понимают сложноподчиненные предложения;
• способны выполнить просьбу, например, принести что-то, даже если предмет находится вне поля зрения.
В речи детей 3-4-х лет могут сохраняться недостатки в произношении некоторых слов, особенно длинных и незнакомых, перестановка слогов, а также нечеткое произношение ряда звуков. Не совсем правильно строят предложения, переставляют слова.
Повышенного внимания требуют следующие случаи, когда:
• речь ребенка трудна в понимании и похожа на лепет;
• скудный активный словарный запас – малыш не может назвать предметы и явления, с которыми сталкивается ежедневно;
• скудный пассивный словарный запас – ребенок с трудом может понять, что от него требуют, и не может ответить даже на простые вопросы;
• плохо развито звукопроизношение;
• выражения односложны, а составление предложений вызывает затруднения.
• ребенок говорит очень быстро или наоборот замедленно;
• не может построить даже простое предложение;
• у малыша часто приоткрыт рот, обильное слюнотечение.
Все эти признаки могут указывать на речевые отклонения, и в этом случае родителям необходимо обратится к специалистам. Консультация педиатра, детского невролога и логопеда поможет выяснить причину речевых отклонений и вовремя начать лечение и коррекцию.
С детьми необходимо больше общаться.
• Спрашивайте малыша о том, как он провел выходной день, куда ходил с мамой, что интересного он увидел.
• Говорите правильно и четко произнося слова. Активно артикулируйте во время общения с малышом.
• Хвалите кроху за любые попытки произнести новые звуки или слова.
• Мягко поправляйте малыша, если он произносит слова и звуки неправильно, но не ругайте.
• Учите ребенка формулировать описания предметов и явлений : что это? или кто это? какого цвета?
• Используйте разную речь – тихую и громкую, быструю и медленную.
• Сказки и рассказы старайтесь читать выразительно, следите за тембром и интонацией.
• Стимулируйте общение малыша с другими детьми. Вовлекайте его в игру.
• Читайте детские потешки, стихи, загадки, они прекрасно воспринимаются малышами, при этом их проговаривание способствует речевому развитию.
• Предлагайте крохе поиграть с конструктором, мозаикой, пластилином.