МААМ-картинки

Развитие речи у детей старшего возраста с учетом национально-регионального компонента

Светлана Гожина
Развитие речи у детей старшего возраста с учетом национально-регионального компонента
▼ Скачать + Заказать документы

На современном этапе одной из актуальных проблем в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста является то, что многие воспитанники испытывают серьёзные трудности при развёрнутых ответах, пересказах текстов, составлении рассказов. Это связано с недостаточным развитием связной речи у детей.

Публикация «Развитие речи у детей старшего возраста с учетом национально-регионального компонента» размещена в разделах

Главная цель в речевом развитии дошкольного возраста - научить ребёнка пользоваться родным языком до поступления в школу. И осуществляет решение основных задач, которые определены этой целью:

формирование словаря,

формирование грамматического строя речи,

воспитание звуковой культуры речи,

развитие связной речи,

ознакомление детей с художественной литературой.

Осуществлять решение этих важных задач, в данной консультации, предлагается через знакомство старших дошкольников с историей, культурой, географическими особенностями нашего Ставропольского края, с традициями и бытом народа, живущего в нашем регионе.

Речь нашего народа отличается певучестью, художественной образностью, яркостью. Это связано с тем, что Ставропольский край в силу специфики своего исторического развития является уникальным регионом, в котором тесным образом переплелись культуры многих национальностей (русские, татары, чуваши, мордва и т. д.). Такое смешение культур и традиций народов, оставило потомкам богатейшее культурно-духовное, речевое наследие - устное народное творчество.

Наш край богат пословицами, поговорками, сказками и песнями, потешками и пестушками, скороговорками и считалками, народными играми и загадками. В устном народном творчестве нашего края ярко отражены быт, труд, обычаи наших земляков, народная мудрость и история Ставрополья.

Именно поэтому воспитателям надо использовать в своей работе с детьми фольклор. Язык - душа народа, а фольклор, несомненно, является уникальным и традиционным средством выражения его души и богатым речевым материалом для наших детей.

При ознакомлении старших дошкольников с пословицами, поговорками, сказками, загадками, песнями и играми народов Ставрополья, педагог значительно обогащает и формирует словарь детей, с помощью новых и незнакомых для них слов, часто встречающихся в фольклоре нашего края. Эти слова называют предметы быта, орудия труда, их одежду.

Познавательная деятельность детей дошкольного возраста основана на интересе и любознательности, а сказка всегда была и будет интересна для ребят. Учитывая эту особенность, рекомендую воспитателям использовать этот ценный вид устно-поэтического творчества в своей работе с детьми. Сказки народов раскрывают большие возможности для развития связной речи у детей. Пересказывая народные сказки, дошкольники учатся грамотно и правильно строить предложения и связный текст. При обсуждении и анализе сказки у детей появляется возможность развивать свою связную диалогическую речь, учиться чётко и лаконично выражать свои мысли в ней.

Неотъемлемой частью устно-поэтического творчества нашего народа являются пословицы, поговорки, пестушки, потешки и чистоговорки. Заучивая с детьми этот устный фольклор, педагог способствует развитию и воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников. Кроме того параллельно ведётся работа над интонацией и дикцией речи детей.

Издавна большой любовью и влиянием пользовалась в Ставропольском крае песня. Ставропольский край - живописный, поэтический, песенный край. Песня играет большую роль в работе с детьми. Во-первых, она является богатым речевым материалом для дошкольников. Во-вторых, через песню ребёнок знакомится с жизнью, бытом и традициями своего народа, в третьих песня вызывает у детей положительное, радостное эмоциональное состояние.

Игровому фольклору народов Ставрополья свойственны ярко выраженная трудовая направленность, в них показаны обычаи и традиции. Игры отличаются бытовым содержанием, юмором, находчивостью, добродушием и смекалкой.

Игра - это основной вид деятельности детей дошкольного возраста. В процессе игры ребёнок не только получает эмоциональное удовольствие, но и знакомится с историей своего народа, развивает свою речь, внимание, память, мышление, восприятие, а также в результате двигательной деятельности совершенствует физические качества: быстроту реакции, ловкость, меткость, скорость и координацию движений.

Осуществлять речевое развитие у детей старшего дошкольного возраста, с учётом национально - регионального компонента, можно через систему методов и приёмов, которая включает беседы с детьми на темы: «История возникновения Ставропольского края», «Традиции и быт народов Ставрополья», «Богатая природа Ставропольского края», «Промышленность». А так же использовать дидактические игры и упражнения, которые помогут детям самостоятельно делать умозаключения и развивать связную речь : «Что мы знаем о нашей малой Родине?», «Как называют наш край?», «Что означает символ?», «Что выращивают в нашем крае?», «Назови животных наших лесов».

Проблема формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста

актуальна и значима. Патриотизм важнейшее нравственное качество любого человека,

выражающееся в глубокой осознанной любви к родному краю, городу. Процесс

познания Родины реализуется в предметно – наглядной, активной форме, когда

ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающей мир. Так воспитывается

любовь к Родине, ее природе, истории, культуре, людям Родина для человека – это

прежде всего место, где он родился. Для наших детей это город Георгиевск. Помочь детям увидеть, узнать то, что они раньше не видели, не

замечали, не слышали, развить интерес к своему городу – задача всех педагогов,

работающих в Дошкольных учреждениях.

Рекомендую включить в работу рассматривание иллюстраций, слайдов с использованием ИКТ по темам: «Орудия труда народов Ставропольяья», «Карсунские гончары», «Символика края», «Мой красивый город», «Флора и фауна нашего региона», «Сельскохозяйственный труд в родном крае». Читать дошкольникам литературу о родном городе, о Ставропольском крае, о природе родного края. Заучивать с детьми стихотворения местных поэтов.

Публикации по теме:

Обновление содержания регионального компонента в ДОУ В условиях демократизации общества закономерен процесс пробуждения национального самосознания народов России. Значит, система образования.

Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников посредствам национально-регионального компонента Актуальность : В системе образования в последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует.

Комплексное занятие в подготовительной группе «Чудеса матушки-природы» с учетом регионального компонента Комплексное занятие в подготовительной группе «Чудеса матушки – природы» (явления природы с учетом регионального компонента) Цели: - Закрепить.

Конспект занятия по развитию речи «Моя Малая Родина» в подготовительной группе с учетом регионального компонента Конспект занятия по развитию речи «Моя Малая Родина» в подготовительной группе с учетом регионального компонента. Цель: Закрепить знания.

Проект по развитию речи «Развитие речи детей в игровой деятельности» для детей старшего дошкольного возраста МДОУ Старомайнский детский сад № 5 Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Развитие речи детей в игровой.

ППРС в старшей логопедической группе с учетом регионального компонента РС (Якутия)ППРС в старшей логопедической группе с учетом регионального компонента РС (Якутия) УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ОКРУЖНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «город Якутск» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Развитие познавательных интересов дошкольников на основе регионального компонента. ФотоотчетРазвитие познавательных интересов дошкольников на основе регионального компонента. Фотоотчет В МДКОУ "Детский сад №5 "Теремок" в марте 2019 года был проведён конкурс - смотр развивающей предметно - пространственной среды в групповых.

Реализация регионального компонента в ДОУ с учётом ФГОС Краеведение в ДОУ является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных.

Реализация регионального компонента воспитателя Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования, использование которого направлено на достижение.

Организация ОД в ДОУ по сохранению и укреплению здоровья детей с учетом национально-регионального компонента Семинар-практикум для педагогов «Организация образовательной деятельности в ДОУ по сохранению и укреплению здоровья детей с учетом национально.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи у детей старшего возраста с учетом национально-регионального компонента
Опубликовано: 1 декабря 2019 в 19:45
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи у детей старшего возраста с учетом национально-регионального компонента» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Гожина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД