Инна Сантаева
Комплексное занятие в подготовительной группе «Чудеса матушки-природы» с учетом регионального компонента
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексное занятие в подготовительной группе
«Чудеса матушки – природы» (явления природы с учетом регионального компонента)
Цели: - Закрепить знания детей об основных явлениях природы;
- умение различать явления природы в разное время года (по сезонам);
- способствовать развитию связной речи, логического мышления.
Программные задачи:
Публикация «Комплексное занятие в подготовительной группе „Чудеса матушки-природы“ с учетом регионального компонента» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2019
Воспитательные: - воспитывать экологическую культуру, любовь к природе;
- умение объяснять и различать основные явления природы;
Образовательные: - учить детей анализировать и делать выводы;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- закреплять умение классифицировать различные природные явления по временам года;
- активизировать словарь по теме; воспитывать эстетическое восприятие природы.
Предварительная работа: - наблюдения за сезонными изменениями;
- чтение экологических сказок;
- опыты с водой; статическим электричеством; флюгером.
- беседы по теме.
Методы и приемы: - игровой, наглядный, использование художественной литературы
Материалы и оборудование:
Ход занятия:
Дети приветствуют гостей.
Восп. :- Ребята, сегодня я хочу предложить вам отправиться в сказку, а что бы попасть в сказку,
послушайте очень красивое стихотворение Марины Семкиной:
Посмотри, мой юный друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле,речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром,туманы и роса,
Человек и время года-
Это МАТУШКА-ПРИРОДА! (слайд)
Восп. : Ребята! Наша сказка будет называться «Чудеса матушки – природы».
- Слушайте: - Жила-была матушка-природа. И все у нее было в порядке. Весной журчали ручьи. Зимой землю укутывал снег, осенью лили дожди, а лето радовало теплым солнцем. Но однажды случилась беда. Появилась злая колдунья Темнота, ее очень раздражали и злили яркие краски Природы. Она все явления заколдовала и спрятала в разных местах. Исчезли дожди и ветры, грозы и туманы.
Предлагаю вам превратиться в отважных путешественников! Мы отыщем спрятанные чудеса и вернем Природе все явления. Но путь к сокровищу долог и труден, чтобы добраться до спрятанного клада. Вы согласны? Тогда – в путь!
Восп. : Когда колдунья Темнота улетала в свой замок. Она обронила свою волшебную книгу, в этой книге заколдованные явления природы, которые мы с вами расколдуем. (слайд)
1 ЧАСТЬ ЗИМА:
Воспитатель: Колдунья Темнота специально появилась зимой, когда природа спит. Но мы отважные ребята и поможем Матушке-природе.
(открывает книгу)
Восп. : Первое задание - отгадайте загадку
«Он все время занят делом, он не может не идти.
Он идет и красит белым все, что видит на пути.» (снег)
Восп. : что такое снег?
Ребенок: Снег – это вид атмосферных осадков. Зимой воздух холодный, и капельки воды, которые скапливаются в тучах, зимой замерзают и превращаются в снежинки. В мире не существует двух снежинок, похожих друг на друга!
(слайд)
Восп. : Посмотрите, здесь есть еще заколдованные снежинки. Чтобы они вернулись природе на них нужно подуть (дыхательная гимнастика – снежинки на ниточках для каждого ребенка).
Восп. : ребята, когда идет снег и дует сильный ветер, как называют это явление природы?
Дети: Это явление природы называется – метель. Сильный ветер поднимает кучи снежинок с земли, словно метлой. Снег с ветром так и называется метель. Иногда в народе её называют вьюгой.
Восп: А что же происходит на реках и озерах зимой?
Ребенок:. Когда зимой температура воздуха опускается до нуля градусов, вода замерзает. Это явление называется ледостав.
Восп. : нам надо выполнить задание – собрать из льдинок озера (пазлы).
(слайд)
Восп. : Ребята, в книге колдуньи есть две картинки, мы должны правильно назвать эти явления природы. Они очень похожи. Но имеют разное происхождение и называются по- разному.
(Дети сравнивают картинки изморозь и иней) :
(1я картинка)
Ребенок: Пар поднялся от земли, и от холода замерз.
Превратился в иней он – вот такой метаморфоз!
Иней – тонкий снежный слой, образующийся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности в холодные ночи. (слайд)
(2я картинка)
Упал туман, пришел мороз – все покрыла изморозь,
Все деревья, провода…
Красота – вот это да!
Изморозь — белоснежный пушистый налет, нарастающий на ветвях деревьев, проводах в тихую морозную погоду, главным образом при тумане, появляющийся с первыми резкими похолоданиями. (слайд)
Восп. : Правильно ребята. Изморозь часто путают с инеем, но иней это -(замерзший пар, а изморозь – замерзший туман)
2 часть ВЕСНА
Воспитатель: После зимы наступает какое время года?
Дети: После зимы наступает время года – весна.
Воспитатель: Что происходит со снегом весной?
Дети: Снег начинает таять… и называется это явление природы – СНЕГОТАЯНИЕ (слайд)
Воспитатель: Ребята, здесь есть картинка, на которой написано «песня», нам надо спеть песню про это явление природы. Что здесь изображено?
Дети: явление природы – КАПЕЛЬ (слайд)
(исполнение песни про капель 1 куплет)
Воспитатель: Снег растаял, солнце светит!
Просыпайтесь все на свете!
Как тепло, в природе – пир
Распахнитесь почки.
Просыпайтесь от сна – пусть наступит весна!
Воспитатель: Когда природа просыпается, все вокруг расцветает – как называется это явление природы?
Дети: Это явление природы называется – ЦВЕТЕНИЕ (слайд)
3 часть ЛЕТО
Воспитатель: Проснулась природа! И после весны наступило время года?
Дети: Наступило время года – ЛЕТО
Воспитатель: Давайте поиграем в веселую – летнюю игру, которая называется -
«Круговорот воды в природе» (игра имитация – физ. минутка)
Туча по небу летела, - дети встают в круг, руки лежат на плечах друг у друга,
Сверху вниз на всех глядела. Идут по кругу
Поглядела, а потом,
Пролилась она дождем - останавливаются, стучат пальчиками по ладошке
Капли прыгают по ветке,
По забору, по беседке.
В хороводе капли кружат - кружатся вокруг себя
И ныряют прямо в лужу. – «ныряют»
Солнце теплое выходит - поднимают руки снизу- вверх, пальчика раскрыты…
И лучом по луже водит. – руки вперед - машут
Золотого солнца жар
Превращает воду в пар.
Пар поднимается выше и выше, - руки вперед, ладошками кверху поднимают снизу-вверх
Облачко вдруг появилось над крышей… - руки в кольцо над головой
Ветер их сгоняет в кучу, - дуют «ветерок»
Превращает снова в тучу. – круг, руки на плечах друг у друга
Загремит веселый гром, - топают
Туча выпадет дождем. – стучат пальчиками по ладошке
Воспитатель: давайте назовем явления природы, с которыми мы играли
Ответы детей: ( слайды: солнце, облака, туча, дождь, ветер)
Воспитатель: Ребята расскажите, как появляется дождь.
1й ребенок: Под действием солнечных теплых лучей вода начинает испаряться. Этот пар скапливается в небе. Так появляются облака. Они становятся все больше и больше. Из белых облачка превращаются в темные тучи. Это значит, что пара уже в них скопилось столько, что они не могут больше удерживать ее в воздухе. И вот края тучи темнеют, а скопившаяся вода начинает выливаться обратно на землю. И начинается дождь.
Воспитатель: а что вы знаете про молнию и гром?
2й ребенок: Кроме воды тучи накапливают еще и электричество. Ветер гонит тучи, сталкивает их друг с другом. И от этого столкновения происходит электрический разряд. Так возникает молния.
А гром – это тот звук, который получается в результате этого электрического разряда.
(слайд – дождь, молния, звук грома)
Воспитатель: Нам нужно отгадать еще одну загадку про летнее явление природы
«В платье семицветном, на холсте небесном дружит с дождиком она, озорная…» (радуга)
(слайд)
Воспитатель: Радуга — одно из красивейших явлений природы, возникающее в результате преломления солнечного света в капельках воды
Воспитатель: Закончилось лето, природа готовится ко сну. Какое время года наступает?
Дети: наступает время года – ОСЕНЬ.
Воспитатель: Какое очень красивое явление происходит с растениями осенью?
Дети: Листопад!
Листопад – это биологический процесс сбрасывания листвы растениями, характерный для осенней природы. Так природа готовится к отдыху, к встрече зимних холодов.
(слайд)
Воспитатель: Итак, мы нашли самые главные явления природы. Но явлений этих намного больше. Порой природа творит настоящие чудеса. Многие из этих явлений вы знаете.
Ребята, наука которая изучает явления природы называется МЕТИОРОЛОГИЯ, а ученых, которые изучают явления природы называют МЕТЕОРОЛОГАМИ.
Есть еще необычные явления природы, которые не связаны с сезонными изменениями
«Как красивы полюса, там сверкают небеса!
Яркий всполох там и тут, только это не салют.
В небе сверкают краски разные,
Как называют это явление прекрасное?»
Дети: Северное сияние… (слайд)
Воспитатель: «Посмотрите, что за чудо – с неба звездочки летят!
Это Матушка-природа подарила…. (звездопад).
Ну скорее не зевайте – вы желанье загадайте!» (слайд)
Наши ребята приготовили для гостей звездочки (конструктивная деятельность, давайте подарим звездочки гостям (звучит песня «Мне звезда упала на ладошку) – дети дарят звездочки.
Воспитатель: Вот и закончилась наша сказка. Мы помогли Матушке-природе вернуть природные явления, а злая колдунья Темнота пропала! (слайд)
Итог занятия :
Ребята, как называлась наша сказка?
Дети: «Чудеса матушки-природы»
Воспитатель: Какие чудеса мы помогли вернуть Матушке-природе?
Дети: Явления природы …
Воспитатель: Что нового вы узнали? Как называется наука о природных явлениях?
Дети: Метеорология…
Воспитатель: Вы так хорошо справились с заданием, мне очень хочется на память вам подарить маленькие солнышки -шоколадки, что бы они вам дарили радость, и вы были здоровы и счастливы.