Татьяна Пнёва
ППРС в старшей логопедической группе с учетом регионального компонента РС (Якутия)
▼ Скачать + Заказать документы
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ОКРУЖНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА «город Якутск»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - Детский сад №16 «Золотинка»
Чернышевского 8/ 2 тел: 45-02-44; 45-01-65.e-mail zolotinka_2012 @mail.ru
Описание ППРС
Старшей логопедической группы №3 "Пчёлки"
Воспитатель: Пнёва Т. А.
ППРС
Публикация «ППРС в старшей логопедической группе с учетом регионального компонента РС (Якутия)» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Республика Саха. Якутия
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» апрель 2019
Развивающая предметно-пространственная среда — часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. Предметно-пространственная среда в нашей группе служит развитию детской деятельности, прежде всего, игровой. Ведь во время игры рождается мощный познавательный мотив, который является основой учебной деятельности. Через предметно-пространственную развивающую среду мы формируем зону ближайшего психического развития ребёнка. Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта. Мы стараемся, чтобы среда, окружающая детей в детском саду, обеспечивала безопасность их жизни, способствовала укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них, а также стимулировала детей к развитию познавательных и художественно-эстетических способностей.
Предметно-пространственная развивающая среда содержит следующие принципы:
Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
В группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
При создании развивающего пространства в групповом помещении учитывалась ведущую роль игровой деятельности.
Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Наша группа оснащена :
материалами и оборудованием для игровой деятельности;
материалами и оборудованием для продуктивной деятельности;
материалами и оборудованием для познавательно-исследовательской деятельности;
материалами и оборудованием для двигательной активности.
Наша работа начинается с утреннего приёма детей в группу. Приём детей осуществляется на свежем воздухе в теплое время и в группе, где находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям; доска для детского творчества.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Уголок развития речи.
Цель: привитие детям любви к художественному слову, уважение к книге, развитие стремления общаться с ней, развитие связной речи
Для речевого развития созданы: серии сюжетных картинок для составления рассказов, картотеки, лото, дидактические игры; детская библиотека с подборкой книг по программе, любимыми произведениями детей, детскими журналами; дидактические игры.
Имеются игры на развитие звуковой культуры речи, грамматический строй речи, формирование словаря.
Сделаны пособия, раздаточный материал на развитие устной речи, игры по звуковой культуре речи, игры на звукоподражание: «Звуковой куб», кубик «Кто кричит», «Мамы и малыши»
Игры и пособия на развитие речевого дыхания: «Надуй шарик», «Снежинка», «Мыльные пузыри», «Вертушка», «Султанчики», «Кораблики».
Игры и пособия на развитие фонематического слуха и звукопроизношения: «Чьи игрушки», «Звуковой поезд», «Звуковое лото», «Логопедическое лото», «Чудесный мешочек», «Ромашка», «Кто в домике живёт», «Подбери картинку», «Шумящие коробочки», картотека артикуляционных игр и упражнений, игры на развитие словаря и грамматического строя речи «Учимся использовать предлоги», «Предлоги», «Назови одним словом», «Четвёртый лишний», «Подбери слова к картинке», «Где я это видел», «Тактильные дощечки», «Тактильные мешочки», игры на развитие связной речи «Расскажи сказку», «Истории в картинках», «Что сначала, что потом», «Иллюстрации к сказкам», «Алгоритм для составления описательного рассказа», «Предметы из сюжетов»…
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
В игровой зоне располагается театрально-музыкальный уголок, стимулирующий творческие замыслы, индивидуальные творческие проявления детей. В создании театра, игрушек-самоделок активное участие принимают сами дети, а атрибуты для театра и режиссёрских игр (элементы костюмов) шьют воспитатели и родители. Театрально-музыкальный уголок способствует формированию интереса к театру и музыке, знакомит с музыкальными инструментами. Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах, инсценируют сказки. Музыкальный уголок оснащен магнитофоном, детскими музыкальными инструментами.
Для эстетического развития созданы: - уголок художественного творчества с разными видами бумаги, книжками-раскрасками, карандашами, фломастерами, пластилином, мелками, трафаретами, пособиями для нетрадиционного рисования.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Уголок природы расположен в доступном месте.
Цель: обогащение представления детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями, птицами и животными, формирование начал экологической культуры. Здесь мы создаём условия для наблюдения за комнатными растениями (рядом с группой расположен «Зеленый сад») учим детей правильному уходу за ними.
Также имеется: 1. Календарь природы. 2. Цветы – герань, фикус, аспарагус, колеус, бегония, фиалка. (в «Зеленом саду») 3. Плакаты – «Ягоды», «Фрукты», «Птицы», «Животные». 4. Карточки «Времена года», «Насекомые», «Подводные жители», «Птицы», «Животные» 5. Альбомы «Цветы», «Домашние и дикие животные», «Фрукты и овощи», «Насекомые» и многое другое 6. Фигурки животных. 7. Природный материал.
Рядом расположен центр экспериментирования, где мы проводим простейшие опыты, развиваем мышление детей, любознательность, познавательную активность. Предметное наполнение центра экспериментирования включает в себя: 1. Нитки 2. Лупа 3. Ёмкости для воды 4. Ёмкость с песком. 5. Камешки плавающие и тонущие. 6. Шарики воздушные. 7. Формочки с крышками. 8. Палочки разной длины. 9. Набор форм для игр с песком и водой. 10. Трубочки. 11. Прищепки. 12. Пипетки, медицинские маски.
Уголок дидактических игр. Игрушки среднего и мелкого размера дети используют по своему усмотрению для самостоятельной игры. В свободном доступе, на полочках открытых и закрытых шкафчиков хранятся мозаика, кубики, настольно-печатные и дидактические игры.
Для умственного развития созданы: Математический уголок с раздаточным счетным материалом, комплектами цифр, математических знаков, геометрических фигур, занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры, схемы и планы, набор объемных геометрических фигур; Имеется разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания, игры «Числа и цифры». «Учись считать», «Цвет», «Форма», «Размер». Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Геометрическое домино», «Чудесный мешочек», «Геометрическая мозаика», «Целое из частей», «Сложи фигуру», счётные палочки и схемы к ним.
Образовательное пространство для познавательной деятельности оформлено с учетом психолого-педагогических, эстетических и санитарно-гигиенических требований. Большое внимание уделено освещению групповой комнаты, ведь помимо физиологического, оно имеет и психологическое значение.
Для обеспечения богатства сенсорных впечатлений создан уголок сенсомоторного развития, предназначенный также для развития мелкой моторики, тактильных ощущений. Здесь дети учатся застёгивать пуговицы, завязывать ленточки, шнурки и др. Подбирая игрушки, оборудование мы стремимся максимально обеспечить условия для сенсорного развития ребёнка и для того, чтобы он чувствовал себя комфортно, испытывал положительные эмоции.
Патриотический уголок способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны, города. Так же учитывается национальный компонент, который широко представлен в якутских настольных играх, музыкальные инструменты, тематические лэпбуки.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Физкультурный уголок:
Задачи:
• развитие движений и совершенствование двигательных функций;
• достижение необходимой для возраста физической подготовленности;
• предупреждение нарушений опорно – двигательного аппарата;
• создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях;
• приобщение детей к занятиям физической культуры и спорту.
Одной из основополагающих областей развития ребенка является «Физическое развитие». Создавая условия для реализации задач этой области в группе, мы делали акцент на охране жизни и укреплении физического и психического здоровья ребенка. Дошкольники обязательно должны двигаться, поэтому в группе есть спортивный уголок, который оснащен нестандартным оборудованием для развития основных видов движений имеются комплексы утренней гимнастики и гимнастики после дневного сна, картотеки пальчиковой, глазной и дыхательной гимнастик, профилактики плоскостопия, картотека подвижных игр, загадки о спорте, карточки и наглядные пособия по видам спорта. Имеется спортивный инвентарь. В небольшом количестве присутствуют мячи, обручи, скакалки, ленты, платочки, кегли, массажные коврики и мячики.
В бытовой зоне располагается уголок дежурства.
Цель: формирование умения выполнять обязанности дежурных, воспитывать положительное отношение к труду, самостоятельность.
Большое значение в развитии личностных качеств ребенка имеет труд. Трудовые поручения и дежурства становятся неотъемлемой частью образовательного процесса в старшей группе. Для дежурства по столовой в группе есть уголок, где дети сами видят, кто дежурный.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
Основной целью этой области является позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В связи с этим стоит задача создания условий для усвоения общепринятых моральных и нравственных ценностей и норм. Неотъемлемой частью в приобретении ребенком социального опыта является семья, именно там ребенок приобретает свой первый социальный опыт. Основные этапы формирования личностных качеств ребенка закладываются именно в дошкольном возрасте и преимущественно посредством игры. Используются разные виды игр: дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно – ролевые.
Уголки для сюжетно-ролевых игр: гендерный уголок для девочек; гендерный уголок для мальчиков; больница; аптека; магазин; парикмахерская; семья.
Для сюжетно-ролевых игр в группах имеются атрибуты в соответствии с возрастом и половой принадлежностью детей. Ребята с увлечением играют конструктором, включая в игру фигурки животных, людей, машинки…
Уголок безопасности:
Задачи:
• Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, правилах поведения на улице, в быту;
• Показать на примере, к чему может привести нарушение правил дорожного движения;
• Вырабатывать привычку правильно вести себя на дороге;
• Развивать внимание, фантазию, умение придумывать игровую ситуацию, сосредоточенность, логическое мышление;
• Воспитывать грамотного пешехода.
В нашей развивающей среде существует уютное место для отдыха. В спальне находятся кровати для дневного сна детей, а также уголок уединения и релаксации. Предметное наполнение уголка включает в себя мягкий диванчик, игрушки. Здесь ребёнок может отдохнуть от шума. Все игрушки и игровой материал размещён таким образом, чтобы дети могли свободно им играть и убирать на место. Для этого имеются полочки, шкафы.
Игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей и требованиям СанПиНа. Создавая нашу развивающую среду, мы постарались сделать её информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты развивающей среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей
Вся созданная предметно-развивающая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста. Работу по оснащению и оформлению группы мы ведем совместно с родителями воспитанников. Они идут навстречу и с удовольствием делают удобную домашнюю атмосферу в группе для своих детей. Мы будем стараться обновлять оборудование предметно-пространственной развивающей среды по мере необходимости, в связи с возрастными особенностями развития детей.