Алла Кудрявцева
Развитие речи у детей с ЗПР посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи у детей с ЗПР через театрализованную деятельность.
Актуальность:
В последние годы, к сожалению, увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи. А ясная, правильная речь – это залог продуктивного общения, уверенности, успешности в жизни. Речь является важным средством самовыражения ребенка, она делает его интересным собеседником и желаемым участником разных видов деятельности, он может просто и понятно выразить свои мысли, чувства. Но у детей с ЗПР речь является слабым звеном. У таких детей наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико – грамматической стороны.
Публикация «Развитие речи у детей с ЗПР посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- ЗПР. Сценарии праздников и мероприятий
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Сценарии развлечений
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театрализованные игры – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. В процессе теарализованной игры у ребенка в речевом развитии :
- совершенствуются диалоги и монологи,
- осваивается выразительность речи;
- ребенок самовыражается и самореализуется.
Таким образом, театрализованная деятельность ребенка дошкольного возраста с ЗПР, способствуя развитию, стимулирует коррекцию многих психических процессов:
-совершенствует пластичность тела,
-реализует потребность в творческой активности,
- создает предпосылки для обогащения творческих способностей,
-обеспечивает укрепление здоровья,
- преодоление имеющихся отклонений в эмоционально-поведенческой и познавательной сферах.
Для развития связной речи самая благодатная почва, имеющая большие развивающие и воспитательные возможности – сказка. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи. Все дети любят сказки. Из сказок они черпают свои первые представления об окружающем мире, пространстве и времени, о связи человека с природой и т. д.
Использование сказки в развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития способствует :
развитию активности — от потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в речевом действии;
развитию самостоятельности — от ориентации в средствах выразительности, проблемных ситуациях сказки, к поиску адекватных способов самовыражения в речи и движении;
развитию творчества — от подражания взрослому в действии, выразительном слове к совместному составлению словесных описаний;
развитию эмоциональности — от восприятия образов сказки к адекватному воплощению собственного опыта в действии, ритме и слове;
развитию произвольности — от переживания эмоциональных состояний сказочных героев, понимания образных выражений к оценке собственных устных сообщений и эмоциональных поступков;
развитию связной речи — от продолжения фраз взрослого к рассуждениям о сказочных образах.
Основными требованиями к организации театрализованной деятельности дошкольников с ЗПР являются:
-содержательность и разнообразие тематики;
- постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка;
-сотрудничество детей со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
Коррекционная работа строится по принципу усложнения:
1 Этап. Сначала дети являются просто слушателями и зрителями. Речь взрослого в этот момент служит образцом для подражания. Дети наблюдают, как взрослый действует за персонажей, имитирует ролевые движения, как говорит. Одним из наиболее простых и доступных способов эмоционального погружения ребенка в произведение — это выразительное прочтение произведения педагогом с созданием определенной атмосферы (волшебство, таинственность). При чтении произведения педагог передает эмоциональное отношение к рассказываемому, и берет на себя функцию образца. После ознакомления с произведением необходимо предоставить ребенку некоторое время прожить с ним.
2 Этап. На следующем этапе педагогом готовятся вопросы для закрепления текста произведения, совместно с ребенком рисуются схематичные предложения, эпизоды сказки и т. д., а затем на последующих занятиях оречевляют нарисованное.
3 Этап. Завершающим этапом работы по произведению является его драматизация. Она проявляется в самых разнообразных формах (инсценирование готового произведения, импровизация сценок по хорошо знакомым сказкам, театральная постановка сказки и т. д.). Этот этап может быть использован как при индивидуальной (герой произведения — ребенок и педагог, так и при подгрупповой и групповой работе.
Но каким бы не был завершающий этап он всегда должен соответствовать возрасту ребенка и его индивидуальным особенностям, его желаниям и потребностям. На этом этапе творческая активность детей увеличивается.
Ребята пытаются изображать героев сказки, проговаривают реплики персонажей с разной интонацией, имитируют ролевые движения. А движения в свою очередь повышают активность речедвигательного анализатора. Активность детей нарастает от игры к игре, они запоминают текст, перевоплощаются, “входят в образ”, овладевают средствами выразительности. Воспитатель является активным участником процесса. Своими пояснениями он направляет внимание детей на те предметы и явления, которые надо уточнить, закрепить в их сознании.
Для решения поставленных задач используются следующие приемы:
-выразительное рассказывание сказки,
- беседа по содержанию,
-артикуляционная гимнастика,
-отгадывание загадок,
- упражнения – этюды,
-дидактические игры;
-проговаривание чистоговорок,
-дыхательные упражнения.
При работе в данном направлении важно помнить, что эмоциональное погружение ребенка в произведение должно быть плавным, постепенным. Особое внимание в этот период уделяется разбору действий и поступков героев, сравнительной характеристике героев, выявлению отличительных признаков персонажей. В этот период используются мнемотаблицы, фланелеграф и картинки к сказке, настольный театр и т. д.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья после общения с театром дает качественные изменения в своем развитии : у него проявляются положительные изменениями в эмоциональной и познавательной сферах, развивается связная речь, формируется уважительное отношение детей друг к другу, развивается чувство коллективизма.
Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:
• В процессе театрализованных игр расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире.
• Развиваются внимание, память, воображение, восприятие.
• Происходит развитие различных анализаторов: слухового, зрительного, речедвигатеьного, кинестетического.
• Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, темп, выразительность речи.
• Совершенствуется моторика, координация.
• Происходит коррекция поведения.
• Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга.
• Стимулирется развитие творческой активности, самостоятельности.
• Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, увлекает их.
Существует несколько классификаций игр в кукольный театр для детей дошкольного возраста:
• - настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, на кружках, магнитный настольный, конусный, театр игрушки (готовая, самодельная);
• - стендовый театр (фланелеграф, теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка);
• - театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней);
• - верховые куклы (на ложках, бибабо, тростевые);
• - напольные куклы (марионетки, конусный театр);
• - театр живой куклы (театр с " живой куклой", ростовые, люди-куклы, театр масок).
Необходимо соблюдать следующие правила подготовки к спектаклю:
• - не перегружать детей;
• - не навязывать своего мнения;
• - предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях.
Система работы по организации театрализованной деятельности включает следующее :
1) построение развивающей предметно-пространственной среды. Для этого в группе нужно иметь различные виды театров, ширмы для показа кукольного театра, теневого, дидактические игры, иллюстрации к сказкам, картотека подвижных игр со словами, игр - драматизаций, народных игр, аудиозаписи, маски-шапочки, набор игрушек, художественные произведения, мини-гримёрная и уголок ряженья.
2) перспективное планирование и реализацию: занятий по театрализации, театрализованных представлений, развлечений, проектной деятельности;
3) взаимодействие с педагогами;
4) работу с детьми;
5) взаимодействие с родителями.
Условия для успешной работы с детьми
Чтобы справиться с решением столь трудных задач, необходимо выполнение ряда условий.
1. Знание психофизических и речевых особенностей детей, учет этих особенностей, состава группы и ее речевого профиля при планировании работы.
2. Знание «Программы воспитания и обучения в детском саду» как основного документа, в котором в частности, изложен объем навыков по всем видам музыкальной деятельности для каждой возрастной группы.
3. Совершенствование взаимосвязи музыкального руководителя с воспитателями и специалистами, работающими в специальном дошкольном учреждении: учителями-дифектологами, психологами, инструктором по физической культуре, медицинскими работниками, специальными педагогами.
Такая взаимосвязь необходима в начале и конце года при диагностировании детей всеми специалистами с обсуждением особенностей каждого ребенка, основных направлений работы с ним и выбора используемых методических приемов, а также при обсуждении результатов работы, итогов в конце учебного года, оценки эффективности используемого материала и методических приемов.
Весьма полезно обговаривать с логопедами и воспитателем речевой материал (стихотворения, тексты песен, предлагаемый детям для разучивания, учитывать их замечания и пожелания.
Вместе с воспитателем, а иногда через него (показ, индивидуальную помощь детям на занятиях и в повседневной жизни) нужно работать над формированием навыков театральной деятельности. Воспитатель – первый помощник музыкального руководителя при проведении занятий, развлечений и праздников, а самое главное – при решении коррекционных задач:
1. Укрепление здоровья детей, их психоэмоционального и физического состояния. И без укрепления их здоровья исправления дефектов речи, требующих немало усилий со стороны ребенка, ждать не приходится.
2. Требовательность к себе, которая предполагает выдержку в работе с детьми и взрослыми (педагогами, родителями, творческий подход при выборе материала, методических приемов, внимание к своему поведению, своей речи (речь педагога должна быть неторопливой, выразительной и эмоциональной, простой и доступной). Необходимо также помнить о дозировке речи взрослых : им не следует говорить много, они должны активизировать речь детей. Требования, предъявляемые к речи учителя-логопеда, с полным правом можно отнести ко всем педагогам, которые работают с детьми, страдающими речевыми нарушениями.
3. Соблюдение дидактических принципов обучения: систематичность, последовательность, повторность, сознание и активность, наглядность, доступность и постепенное повышение требований.
Главный же принцип, которым следует руководствоваться педагогу, - внимание к каждому ребенку, учет его возрастных, речевых, индивидуальных особенностей и потребностей.
Литература
1. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — М., 1997. — Гл. 6.
2. Артемова Л. В. Театрализованная деятельность. – М: Просвещение, 1996.
3. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников : Кн. для воспитателя дет. сада. – М. : КНОРУС, 2003.
4. Бочкарева Л. П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. – Ульяновск, ИПКПРО, 1993.
5. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ “Сфера”, 2001.