оксана покатисова
Развитие речи у детей с нарушением зрения на занятиях по социально-бытовой ориентировке
▼ Скачать + Заказать документы
Наиболее распространённой формой детской глазной патологии в дошкольном возрасте являются амблиопия и косоглазие, характеризующиеся разной степенью нарушения остроты зрения, бинокулярностью зрения, фиксации взора и других функций зрительной системы.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- ОНР, нарушение речи
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Социализация. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
В силу нарушения деятельности зрительного анализатора у слабовидящих детей может проявляться своеобразие речевого развития, которое часто не укладывается в обычные возрастные границы и выражается в особенностях речи.
У детей с нарушением зрения отсутствует необходимый запас слов, нарушено понимание смысловой стороны слова, оно не соотносится со зрительным образом предмета. В результате недостаточности предметных образов действительности отмечается сложность удержания в речевой памяти развёрнутых высказываний и правильного грамматического конструирования предложений
Восприятие окружающей действительности у детей с нарушением зрения имеет специфические особенности. При значительном снижении остроты зрения у детей отмечается замедленность восприятия, фрагментарность, страдает полнота обозрения, наблюдательность.
Важным условием коррекционно-педагогической работы является перспективное планирование коррекционной работы на занятиях по развитию речи и развитию познавательной деятельности детей.
Перспективное планирование даёт учителю-дефектологу возможность решать задачи развивающего обучения в соответствии с требованиями программы и индивидуальными особенностями дошкольников с нарушениями зрения, дифференцированный подход не только по дефекту зрения, но и по индивидуальным особенностям личности
Вся коррекционно-педагогическая работа учителя-дефектолога включает основные коррекционные задачи:
1. Восполнить недостатки развития всех сторон познавательной деятельности.
2. Развивать сохранные анализаторы
3. Формировать представления о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие фонематического восприятия.
4. Расширять чувственный опыт на основе ознакомления с окружающим миром.
Необходимо проводить систематические занятия по развитию речи по подгруппам и индивидуально. Осуществляя работу по развитию речи, педагог внимательно прислушивается к тому, о чём и как говорят дети с нарушением зрения, учит их строить фразы, последовательно излагать мысли, правильно по смыслу употреблять слова.
На занятиях по социально-бытовой ориентировке развитие речи у детей занимает ведущее место. Это обусловлено тем, что через познание детьми окружающей действительности идёт развитие психики и формирование личности. В процессе знакомства с внешним миром развиваются умственные способности и речь ребёнка, воспитывается любовь, интерес и уважение к человеку и его труду, любовь к родному краю. При организации ознакомления с действительностью и при обогащении словаря детей с нарушением зрения надо помнить об особенностях зрительных возможностей, так как не все предметы и явления доступны им для непосредственного визуального восприятия.
Педагоги специализированных детских садов при ознакомлении детей с окружающим на занятиях по социально-бытовой ориентировке должны обогащать сенсорный опыт детей, особенно зрительный. В связи с нарушением зрительных функций детей процесс наблюдения в природе следует организовывать с учётом доступности для их зрительного восприятия.
При проведении социально-бытовой ориентировке и развитию речи необходимо использовать различный иллюстративный материал (картинки, диапозитивы, реальные предметы).
При фронтальном показе детей с низкой остротой зрения надо посадить ближе или пригласить подойти. Изображение на картинках не должно быть перенасыщено объектами. Для развития грамматически правильной речи учитель-дефектолог предлагает предметные и сюжетные картинки, по которым дети учатся называть, рассказывать, описывать. Такая работа учит детей видеть на картине главное и развивает их умение составлять рассказы.
Речь только тогда несет компенсаторную функцию, когда она точно соотнесена с образом предмета, его признаками.
Поэтому одной из первостепенных задач учителя – дефектолога в работе с детьми с нарушениями зрения по развитию речи – формирование эффективных способов восприятия окружающего.