Оксана Хорева
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста
Статья по теме "РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
В младшем возрасте общение является основной формой воспитательного воздействия на детей. Общение – это взаимоотношение взрослого и ребёнка, которое включает обращение взрослого к ребёнку и ответную реакцию ребёнка.
Публикация «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Общение ребёнка с взрослыми и с другими детьми способствует тому, что он учится более сложным формам общения, не только просит или помогает, но и соотносит свои действия с действиями других. Необходимо внимательно следить за речью ребё нка: слушать, как он говорит, повторять за ним все слова и фразы, ведь при повторении мы подтверждаем правильность произносимых слов, а в случае необходимости даём верные образцы для усвоения. Этот приём имеет большое значение для упражнения в правильном звукопроизношении и употреблении грамматических форм. Важными также являются приёмы договаривания (потешки, стихотворения) и подсказывания нужного слова (ребёнок в ходе пересказа или чтения наизусть может испытывать затруднение в употребления какого-то слова, необходимо вовремя помочь ему).
В младшем возрасте целесообразно применение артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Примеры авторской артикуляционной гимнастики на весеннюю тематику.
«Весеннее солнышко»
Солнышко идёт по кругу –
Улыбаемся друг другу!
Как весною хороши
Наши крохи, малыши!
Цель: выработка умения держать губы в улыбке, обнажая зубы. Укрепление мышц губ, развитие их подвижности. Развитие произвольных движений языка, укрепление его мускулатуры и развитие подвижности. Самомассаж мышц губ и щек.
Описание: рот открыт. Языком водим по губам, стараясь нарисовать круг (солнышко). Сначала в одном, потом в обратном направлении. После улыбаемся без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении до окончания стихотворения.
«Мишка любит сладкий мёд»
Мишка любит сладкий мед
В пасть его он наберёт.
Косолапый по весне
В гости с мёдом шёл к лисе.
Цель: укрепление мышц губ и развитие их подвижности. Укрепление мускулатуры щёк. Развитие координации движений. Развитие произвольных движений языка, укрепление его мускулатуры.
Описание: Открыть рот и языком облизывать нижнюю губу, совершая движение справа и налево, а потом в обратном направлении («Мишка любит сладкий мёд»). Потом набираем воздух в рот, надуваем щёки («В пасть его он наберёт»). На щечки легонько нажимаем пальчиками, сдуваем щёчки. При этом дети должны попытаться сымитировать топот медведя (воздух выпускаем изо рта со звуком, на выдохе). Другой вариант: смыкаем губы и размываем, при этом получается звук (причмокивания, которым дети могут имитировать ходьбу медведя: косолапый идёт медленно или ускоряется.
«Бежал по полю волчок»
Бежал по полю волчок,
Держал в лапах он сачок.
Лучше был бы он молчок!
Но цокал-цокал язычок -
Волк споткнулся о пенёк
И сломал он свой сачок!
Цель: развитие произвольных движений языка, укрепление его мускулатуры.
Укрепление мышц губ и развитие их подвижности. Укрепление мускулатуры щёк. Развитие координации движений. Расслабление языка.
Описание: Рот полуоткрыт, язык вытащен максимально, располагается на нижней губе (волк запыхался). Потом язык убирается, рот открывается широко (изображаем, какой круглый и большой сачок). Сомкнули губы («Лучше был бы он молчок!»). Язычок прикасается к верхнему нёбу, цокает («Но цокал-цокал язычок»). Сомкнули губы («Волк споткнулся о пенёк»). Широко открыли рот, изображая удивление или снова, какой большой и круглый сачок был у волка («И сломал он свой сачок!»).
Дыхательная гимнастика - неотъемлемая часть процесса. Примеры дыхательной гимнастики по теме «Весна».
«Весенний дождик»
Попеременно выставлять прямые руки вперёд – «ловить капли». Вдох. На выдохе произносить: «Кап – кап – кап». Попеременно выставлять прямые руки вперёд – «ловить капли» - вдох; на выдохе произносить «Так – так – так!» Повторить 3 – 4 раза.
«Идём по лужам»
Ходьба на месте – вдох; на выдохе произносить «Хлюп – хлюп – хлюп!».
Ходьба на месте – вдох; на выдохе произносить «Шлёп – шлёп – шлёп!».
Повторить 3 – 4 раза.
«Прогулка в весеннем лесу»
Воспитатель окликает детей. Каждый ребёнок, услышав своё имя, делает вдох, складывает руки рупором и произносит: «Ау!». Педагог следит за длительностью выдоха, звучностью голоса («Откликнись тише, громче», точностью артикуляции.
«Дерево»
Дети поднимают руки над головой, делают вдох, пауза в 3 секунды, затем, покачивая руками, произносят звук [ш]. После дети опускают руки вниз («ветер затих»).
Повторить 3 – 4 раза.
«Вода в лужах»
На вдохе плавно покачивать руками внизу вправо – влево; на выдохе произносить «Буль – буль – буль!» Повторить 3 – 4 раза.