МААМ-картинки

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста

Оксана Хорева
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста

Статья по теме "РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

В младшем возрасте общение является основной формой воспитательного воздействия на детей. Общение – это взаимоотношение взрослого и ребёнка, которое включает обращение взрослого к ребёнку и ответную реакцию ребёнка.

Публикация «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Общение ребёнка с взрослыми и с другими детьми способствует тому, что он учится более сложным формам общения, не только просит или помогает, но и соотносит свои действия с действиями других. Необходимо внимательно следить за речью ребё нка: слушать, как он говорит, повторять за ним все слова и фразы, ведь при повторении мы подтверждаем правильность произносимых слов, а в случае необходимости даём верные образцы для усвоения. Этот приём имеет большое значение для упражнения в правильном звукопроизношении и употреблении грамматических форм. Важными также являются приёмы договаривания (потешки, стихотворения) и подсказывания нужного слова (ребёнок в ходе пересказа или чтения наизусть может испытывать затруднение в употребления какого-то слова, необходимо вовремя помочь ему).

В младшем возрасте целесообразно применение артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Примеры авторской артикуляционной гимнастики на весеннюю тематику.

«Весеннее солнышко»

Солнышко идёт по кругу –

Улыбаемся друг другу!

Как весною хороши

Наши крохи, малыши!

Цель: выработка умения держать губы в улыбке, обнажая зубы. Укрепление мышц губ, развитие их подвижности. Развитие произвольных движений языка, укрепление его мускулатуры и развитие подвижности. Самомассаж мышц губ и щек.

Описание: рот открыт. Языком водим по губам, стараясь нарисовать круг (солнышко). Сначала в одном, потом в обратном направлении. После улыбаемся без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении до окончания стихотворения.

«Мишка любит сладкий мёд»

Мишка любит сладкий мед

В пасть его он наберёт.

Косолапый по весне

В гости с мёдом шёл к лисе.

Цель: укрепление мышц губ и развитие их подвижности. Укрепление мускулатуры щёк. Развитие координации движений. Развитие произвольных движений языка, укрепление его мускулатуры.

Описание: Открыть рот и языком облизывать нижнюю губу, совершая движение справа и налево, а потом в обратном направлении («Мишка любит сладкий мёд»). Потом набираем воздух в рот, надуваем щёки («В пасть его он наберёт»). На щечки легонько нажимаем пальчиками, сдуваем щёчки. При этом дети должны попытаться сымитировать топот медведя (воздух выпускаем изо рта со звуком, на выдохе). Другой вариант: смыкаем губы и размываем, при этом получается звук (причмокивания, которым дети могут имитировать ходьбу медведя: косолапый идёт медленно или ускоряется.

«Бежал по полю волчок»

Бежал по полю волчок,

Держал в лапах он сачок.

Лучше был бы он молчок!

Но цокал-цокал язычок -

Волк споткнулся о пенёк

И сломал он свой сачок!

Цель: развитие произвольных движений языка, укрепление его мускулатуры.

Укрепление мышц губ и развитие их подвижности. Укрепление мускулатуры щёк. Развитие координации движений. Расслабление языка.

Описание: Рот полуоткрыт, язык вытащен максимально, располагается на нижней губе (волк запыхался). Потом язык убирается, рот открывается широко (изображаем, какой круглый и большой сачок). Сомкнули губы («Лучше был бы он молчок!»). Язычок прикасается к верхнему нёбу, цокает («Но цокал-цокал язычок»). Сомкнули губы («Волк споткнулся о пенёк»). Широко открыли рот, изображая удивление или снова, какой большой и круглый сачок был у волка («И сломал он свой сачок!»).

Дыхательная гимнастика - неотъемлемая часть процесса. Примеры дыхательной гимнастики по теме «Весна».

«Весенний дождик»

Попеременно выставлять прямые руки вперёд – «ловить капли». Вдох. На выдохе произносить: «Кап – кап – кап». Попеременно выставлять прямые руки вперёд – «ловить капли» - вдох; на выдохе произносить «Так – так – так!» Повторить 3 – 4 раза.

«Идём по лужам»

Ходьба на месте – вдох; на выдохе произносить «Хлюп – хлюп – хлюп!».

Ходьба на месте – вдох; на выдохе произносить «Шлёп – шлёп – шлёп!».

Повторить 3 – 4 раза.

«Прогулка в весеннем лесу»

Воспитатель окликает детей. Каждый ребёнок, услышав своё имя, делает вдох, складывает руки рупором и произносит: «Ау!». Педагог следит за длительностью выдоха, звучностью голоса («Откликнись тише, громче», точностью артикуляции.

«Дерево»

Дети поднимают руки над головой, делают вдох, пауза в 3 секунды, затем, покачивая руками, произносят звук [ш]. После дети опускают руки вниз («ветер затих»).

Повторить 3 – 4 раза.

«Вода в лужах»

На вдохе плавно покачивать руками внизу вправо – влево; на выдохе произносить «Буль – буль – буль!» Повторить 3 – 4 раза.

Публикации по теме:

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник.

Доклад «Развитие речи посредством дидактических игр детей младшего дошкольного возраста»Доклад «Развитие речи посредством дидактических игр детей младшего дошкольного возраста» Доклад на тему «Развитие речи посредством дидактических игр детей младшего дошкольного возраста» Чем богаче и правильнее речь ребенка,.

Консультация для родителей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста» Консультация для родителей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»Составитель: Шакирова Ю. Р. Воспитатель младшей группы Прекрасна.

Курсовая работа «Развитие диалогической речи детей младшего дошкольного возраста» Глава I. Теоретические основы формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста (3-4 года) 1.1 Понятие «диалогическая речь».

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста 3–4 лет Развитие речи детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет Актуальность темы. Приоритетной задачей воспитателя при работе с детьми младшего.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность Речь – одна из основных линий развития ребёнка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открываются широкие возможности для общения.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить.

Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры Организация работы по развитию связной речи посредством дидактической игры у детей младшего дошкольного возраста. Свою работу по развитию.

Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 19 ноября 2019 в 23:02
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Хорева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД