Наталья Евграфова
Консультация по развитию речи у детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация по развитию речи у детей 4–5 лет
Содержание
Введение….3
Параграф 1. Методика работы с детьми 4-5 лет….5
Параграф 2. Характеристика речи детей 4-5 лет…7
Параграф 3. Методы и приемы развития речи у дошкольников 4 – 5 лет.
3.1. Развитие мелкой моторики рук…12
3.2 Артикуляционные упражнения…. 13
Публикация «Консультация по развитию речи у детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Средняя группа
- Темочки
3.3. Развитие речи в других видах деятельности…. 14
Параграф 4. Взаимодействие с семьей…16
Заключение ….19
Введение
Согласно ФГОС дошкольного образования обучение языку заключа-ется в развитии личности ребенка, его мышления, языковой интуиции и спо-собностей, направленных на овладение культурой речевого общения и пове-дения. Возрастной период 4-5 лет характеризуется активным развитием раз-ных сторон речи : фонетической, грамматической и лексической. Значимость изучения данной темы определяется: необходимостью социализации ребенка, развитию его личности; специальной подготовкой педагога к осуществлению функций развития речи и при необходимости ее коррекции у детей 4-5 лет.
Актуальность темы. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка. Полноценное владение родным язы-ком в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Цель работы: Развитие умений понимать речь взрослого и осуществ-ление подготовительной работы по овладению активной речью.
Задачи работы:
- пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении;
- расширять представления о предметах, явлениях, событиях;
- закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков;
- формировать у детей умение согласовывать слова в предложении;
- совершенствовать диалогическую речь.
Методы решения поставленных цели и задач:
- развитие мелкой моторики рук;
- артикуляционная гимнастика;
- беседа;
- чтение художественной литературы;
- театр;
- изобразительная деятельность (рисование, лепка и др)
- рассказывание по картинке.
Разработанной данной темы. Тема не является новой. Ранее была рассмотрена – Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном, Д. Б. Элькониным и др.
Параграф 1. Методика работы с детьми 4-5 лет.
К четырем годам в физическом и психическом развитии ребенка про-исходят значительные сдвиги. Однако для детей данного возраста все еще характерны неустойчивость внимания, повышенная эмоциональность и быстрое снижение работоспособности.
Для формирования многих речевых умений требуются многократные повторения. Задания на повторение материала воспитатель должен предла-гать детям так, чтобы они воспринимались ими как нужные и привлекатель-ные. На занятиях по развитию речи ребенку приходится говорить самому, слушать пояснения педагога и ответы товарищей. Дети среднего дошкольно-го возраста инициативны, нередко проявляют излишнюю поспешность при ответах на вопросы педагога и поэтому нередко ошибаются. Необходимо учить детей внимательно слушать воспитателя и друг друга, быстро и пра-вильно выполнять задания, не мешать товарищам.
В процессе подготовки к занятию воспитатель должен разработать индивидуальные задания. При этом необходимо учитывать уровень знаний и речевых навыков ребенка, его интересы и склонности, особенности характе-ра. Одним из условий успешного развития речи детей является эмоциональ-ная, образная, отвечающая нормам литературного языка речь воспитателя. Она не должна быть упрощенной. Воспитателю следует широко употреблять в речи синонимы, антонимы, разнообразные формы вежливого обращения.
Одним из важнейших условий эффективной работы является чередо-вание на одном занятии различных приемом, способствующих лучшему усвоению и запоминанию материала.
Приемы, способствующие лучшему усвоению материала:
- чередование хоровых и индивидуальных ответов;
- использование разнообразных игровых ситуаций;
- обоснование необходимости выполнения задания.
Приемы, направленные на поддержание внимания:
- сочетание упражнений с игровыми приемами значительно повышает речевую активность детей;
- мотивированная оценка ответов детей;
- подготовка детей к восприятию ответа сверстника;
- использование физических пауз.
Параграф 2. Характеристика речи детей 4-5 лет.
Для правильного и эффективного педагогического воздействия на развитие речи ребенка необходимо знать форму речевого развития в каждом возрасте.
Особенности речи ребенка пятого года жизни, затрагивающие основ-ные стороны речи :
1. Объем и характеристика словаря;
2. Состояние грамматического строя речи;
3. Состояние звуковой культуры речи;
4. Особенности связной речи.
Словарь детей 4-5 лет.
Слово – значимая единица языка. Грамматически связывая слова в определенной последовательности, человек оформляет свои мысли в речевые высказывания. Чем богаче словарь, тем больше возможностей более точно и выразительно донести свои мысли до слушателя.
При нормальном речевом развитии активный словарь ребенка очень быстро увеличивается и достигает примерно 2300 слов. В течение пятого го-да жизни словарь увеличивается примерно на 600 – 800 слов. На пятом году жизни дети правильно называют окружающие предметы и явления, словесно обозначают их качества и свойства, действия и функции. Дети 4 лет начинают усваивать простейшие антонимы – слова с противоположным значением – и синонимы. Использование синонимов и антонимов помогает детям различать и уточнять значения слов.
Для обогащения и уточнения словаря детей используются следующие приемы:
- использование нового слова и рассматривание предмета, которое оно обозначает;
- интонационное акцентирование внимания детей на новом слове;
- многократное повторение речевого образца для его дословного вос-приятия;
- употребление нового слова (определения) в различных речевых вы-сказываниях.
Для активации словаря используются следующие приемы:
- вопросы к детям, требующие ответа – констатации (что? где? какой) или ответа – размышления;
- напоминание, косвенное подсказывание известного ребенку слова;
- образование слов по аналогии;
- подбор прилагательных и глаголов, характерных для объекта;
- договаривание детьми слов, преднамеренно пропущенных воспита-телем в литературном произведении.
Грамматический строй речи детей 4 – 5 лет.
Грамматический строй языка дети усваивают в процессе общения с взрослыми и сверстниками. При нормальном развитии речи дети на пятом году жизни правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа. Дети 4 лет свободно образуют существительные с различными уменьшительно – ласкательными суффиксами. Определенные трудности дети могут испытать при употребле-нии некоторых существительных в родительном и именительном падежах множественного числа.
Дети 4 – 5 лет могут правильно подбирать прилагательные к суще-ствительным, согласуя их в роде и числе.
Речь ребенка 4 лет наполняется глаголами повелительного наклоне-ния, которые он активно использует в общении с детьми и взрослыми. Важ-ным показателем правильной речи ребенка является умение использовать предлоги, выражающие пространственные отношения.
Непроизвольная речь ребенка богаче и точнее произвольной. Поэто-му при планировании и организации бесед с детьми необходимо предусмот-реть вопросы, отвечая на которые дошкольники вынуждены будут использо-вать предложения различной структуры – простые распространенные, слож-носочиненные и сложноподчиненные.
Звуковая культура речи детей 4 – 5 лет.
Звуковая сторона речи включает в себя развитие :
- речевого слуха;
- звукопроизношение;
- словопроизношение;
- речевое дыхание, при произнесении слов и фраз;
- выразительность речи.
Развитие речевого слуха. Речевой слух – это база для развития речи, и, чем она прочнее, тем совершеннее речь ребенка. Речевой слух помогает ребенку постепенно отыскивать артикуляционные позиции, соответствующие акустическому эффекту данного звука.
Звукопроизношение. В 4 года ребенок более четко и правильно про-износит многие звуки родного языка; практически исчезает смягченное про-изношение согласных звуков. Шипящие звуки могут произноситься еще не-достаточно четко. Многие дети не произносят звук [р].
Словопроизношение. Качественное улучшение произношения звуков сказывается и на словопроизношении, которое у детей 4 – 5 лет становится чище. Однако у детей встречается искаженное произношение слов, непра-вильная расстановка ударений.
Речевое дыхание. У ребенка 4 – 5 лет формируется правильное рече-вое дыхание: короткий вдох и длительный выдох. Это позволяет ребенку произносить длительные фразы без пауз.
Выразительность речи. В возрасте от 4 до 5 лет существенно меняется выразительность речи. К 5 годам у ребенка формируется умение говорить с разной силой звучания и в разном темпе.
Научить детей правильно произносить звуки поможет следующая структура занятий:
- рассказ о звуке;
- показ, объяснение артикуляции звука;
- многократное произношение изолированного звука;
- проговаривание слогов;
- произношение отрабатываемого звука в словах и фразовой речи.
Связная речь детей 4 – 5лет
Пятый год жизни – период наивысшей речевой активности. Связной речи отводится одно из ведущих мест в развитии ребенка.
Связная речь включает в себя две языковые формы – диалог и моно-лог. Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе ре-чевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе ра-боты по развитию речи в детском саду.
Диалог – это явление социальной жизни человека. Поэтому для под-держания и развития диалога необходимо владеть следующими умениями: слушать собеседника и понимать его, формулировать и задавать вопросы, строить ответ в соответствии с услышанным. Ребенка начинают подводить к пониманию того, что речевое наполнение диалога зависит от того, с кем идет общение, с какой целью и в какой ситуации. Цель общения при диалоге свя-зана с вопросами, которые задают друг другу собеседники.
Развитие диалоговой речи осуществляется в основном в повседневной жизни в виде своеобразного диалогового тренинга. Для пополнения речево-го оформления диалога используются образцы диалогического поведения взрослых, чтение и разыгрывание диалогов из художественных произведе-ний.
Монолог – это форма связной речи, для которой характерна «дли-тельность и обусловленная его связность, построенность речевого ряда; од-носторонний характер высказывания, не рассчитанный на немедленную ре-плику; наличие заданности, предварительного обдумывания. Монолог ха-рактеризуется полнотой, четкостью и развернутостью высказывания. Моно-лог, как более сложная форма речи, зарождается и совершенствуется в диа-логе.
В языке определились три структурных типа монологических выска-зываний:
- описание;
- повествование;
- рассуждение.
Описание – это образец монологического сообщения в виде перечис-ления одновременных или постоянных признаков предмета. Для детей до-школьного возраста описание – сложный тип монолога. Это связано с воз-растными особенностями детей. Ребенок 4 лет не может составить полноцен-ное высказывание без наглядной опоры. В среднем дошкольном возрасте следует проводить работу, готовящую детей в последующем к составлению монологов описательного типа.
Повествование – особый тип монологического высказывания со зна-чением сообщения о развивающихся действиях или состояниях предметов. В свободных высказываниях детей 4 – 5 лет преобладают монологи повество-вательного типа. Главная характеристика повествования – динамика – не вы-зывает у них трудностей употребления в речи. Наиболее сложным для ре-бенка является соблюдение структуры повествования, правильной последо-вательности событий, а также выделение главной темы рассказа.
Рассуждение – самый сложный тип монолога для детей дошкольного возраста. У детей данного возраста наблюдаются лишь элементы рассужде-ния и говорить о них в данном возрасте не приходится.
Параграф 3. Методы и приемы развития речи у дошкольников 4 – 5 лет.
3.1. Развитие мелкой моторики рук.
Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Это прежде всего определяется располо-жением в головном мозге моторной речевой зоны. Тренировка тонких дви-жений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.
Мелкая моторика ребенка 4 – 5 лет развита недостаточно. Тактильные ощущения 4-летнего ребенка развиты слабо.
Перед педагогами и родителями встает задача развития мелкой мото-рики руки ребенка. В детском саду создаются условия для развития мелкой моторики руки через специальные игровые упражнения, мероприятия по ху-дожественному труду и другим видам детской деятельности. Начинается подготовка руки к письму.
Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы (спички, проволока и др.)
Определенные направления работы по развитию мелкой моторики руки, которые напрямую готовят руку ребенка к письму:
1. Развитие тактильных ощущений – определение предметов на ощупь с предварительным визуальным и тактильным контролем.
2. Пальчиковые игры – без предметов; с атрибутами; с предметами.
3. Штампы – работа с одним штампом; работа с карандашом-штампом;
4. Ниткопись – выкладывание ниткой контура предмета по предвари-тельно проведенной линии.
5. Работа с карандашом – пальчиковые упражнения с карандашом; работа с карандашом-штампом.
6. Бисерография – упражнение с бусинами; работа с ниткой бисера.
3.2 Артикуляционные упражнения.
При работе над правильным звукопроизношением воспитателю необ-ходимо четко знать артикуляционный уклад каждого звука, т. е. в каком по-ложении при произношении того или иного звука находятся губы, зубы, язык, голосовые связки. Перед началом работы над каждым звуком педагог анализирует положение всех органов артикуляционного аппарата. После под звук подбираются артикуляционные упражнения, необходимые для поста-новки звука.
Каждое упражнение имеет свое значение. Обучая ребенка выполнять упражнение, необходимо соотнести его с каким-то образом, предметом, изображенным на картинке.
В детском саду должна проводиться артикуляционная гимнастика – система упражнений для речевых органов. Она является зарядкой для арти-куляционных мышц. Целями артикуляционной гимнастики являются выра-ботка полноценных движений речевых органов и подготовка речевого аппа-рата к речевой нагрузке.
Артикуляционная гимнастика не только развивает речевой аппарат ребенка, но и является профилактикой возникновения некоторых речевых нарушений.
Артикуляционная гимнастика с детьми среднего дошкольного возрас-та проводится ежедневно в утренние часы, после занятий и после дневного сна по инструкции педагога. Дети выполняют артикуляционные упражнения перед зеркалом. Продолжительность гимнастики до 5 минут. В работе вос-питатель использует 27 артикуляционных упражнений («Улыбочка», «Ду-дочка», «Лопаточка» и т. д.)
В артикуляционную гимнастику следует вводить упражнения на раз-витие речевого дыхания. Речевое дыхание существенно отличается от физио-логического дыхания, так как имеет более быстрый вдох и замедленный вы-дох. В основном присутствует ротовой тип дыхания. Работа над речевым дыханием ребенка способствует развитию способности произносить длинные фразы и является профилактикой заикания.
3.3. Развитие речи в других видах деятельности.
Речевое развитие осуществляется не только на мероприятиях речевого цикла, но и в других видах детской деятельности: в познавательном разви-тии, на мероприятиях математического цикла, в процессе художественно-эстетического развития (литература, музыка, театрализованная и изобрази-тельная деятельность).
Познавательное развитие детей. Работа по познавательному разви-тию детей тесно связано с развитием всех сторон речи. В процессе беседы с детьми происходит расширение, закрепление и активизация словаря, совер-шенствуется грамматический строй речи, дети общаются друг с другом и воспитателями, оформляют свои мысли в связные высказывания. Большое значение для речевого развития играют средства, методы и приемы, исполь-зующиеся для познавательного развития детей. Проводятся всевозможные экскурсии, занятия. В группе заводятся новые традиции: встреча с интерес-ными людьми, встреча со сказкой и многое другое.
В процессе познавательного развития воспитатели и дети создают различные коллекции по групповым и индивидуальным интересам, темати-ческие альбомы. Коллекции и альбомы широко используются в речевом раз-витии детей. Познавательная сфера детей обширна и многогранна. Дети мно-го наблюдают, экспериментируют, рассматривают, создают своими руками.
Математика. Формирование элементарных математических пред-ставлений у дошкольников влияет на совершенствование разных сторон речи детей : словаря, грамматического строя речи, связной речи. Освоение матема-тических представлений особое влияние оказывает на грамматический строй речи детей. Многие математические понятия закрепляются в соответствую-щих формах слов, словосочетаниях, предложениях. Осваивая математиче-ские представления, дети сопровождают свои действия объяснениями. Это положительно влияет на развитие связной речи детей, готовит их к усвоению сложного типа монолога – рассуждения.
Художественная литература. Ежедневное чтение детской литерату-ры, специальные занятия по художественной литературе оказывают большое влияние на развитие словаря детей. На литературном материале дети начи-нают усваивать сложные понятия (писатель, жанр, поэт и др.). Предусмот-ренная методика по приобщению к художественной литературе оказывает большое влияние на формирование связной речи. Все аналитические занятия построены в вопросно-ответной форме. Литературный репертуар для детей данного возраста отличается разнообразием жанров, тем, сюжетов. Объем-нее и сложнее стали сказки. Дети начинают понимать, что любая сказка имеет главную идею, героев, последовательность событий. Постепенно дети начи-нают понимать, что сказка не только развлекает, но и учит, наставляет. Для чтения и рассказывания детям рекомендованы как русские народные сказки о животных, так и зарубежные.
Изобразительная деятельность и эстетическое развитие детей. Бла-годаря систематическому контакту с миром эстетически значимых предметов и явлений ребенок открывает для себя природу в разнообразных красках, звуках и пластических формах. Методика работы с детьми включает обяза-тельное рассматривание разнообразных природных объектов, явлений; се-зонных изменений в их жизни. Организуя процесс восприятия искусства, воспитатели знакомят детей с работами народных мастеров и произведения-ми декоративно-прикладного искусства. Организуются различные тематиче-ские выставки. Рисование также вносит свой вклад в развитие речи. Здесь на речевое развитие существенное влияние оказывает результат изобразитель-ной деятельности, т. е. детские работы. Содержание работы в рамках художе-ственного труда способствует развитию мелкой моторики руки ребенка.
Параграф 4. Взаимодействие с семьей.
Взаимодействие педагогического коллектива с семьей воспитанников очень важно. Цель взаимодействия – объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого ребенка группы; сформировать у ро-дителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним; уметь правильно реагировать на проблемы и достижения малыша.
Работу по взаимодействию детского сада и семьи педагоги выстраи-вают в процессе общения. Содержательной основой общения являются инди-видуальные особенности речевого развития каждого ребенка группы.
Работа по взаимодействию с родителями воспитанников включает в себя следующие мероприятия.
Индивидуальные встречи с родителями, систематически проводятся в течение года. Первая встреча планируется в начале учебного года. До роди-телей доносятся результаты обследования речевого развития ребенка. Бесе-ды проводятся с каждой семьей индивидуально в удобное для родителей время.
В процессе беседы с родителями воспитатель тактично рассказывает о слабых и сильных сторонах речевого развития ребенка, разрабатывает план совместных действий по развитию речи на ближайшее время, даются реко-мендации и задания родителям для их ребенка, назначается следующая встреча. Частота встреч зависит от уровня речевого развития ребенка, от его последующих успехов или проблем.
Каждая встреча включает в себя: констатацию динамики речевого развития ребенка; обязательную реакцию воспитателей на участие родителей в выполнении намеченного плана совместных действий; обмен впечатления-ми и наблюдениями за речью ребенка с момента последней встречи родите-лей и воспитателей; корректировку намеченного при первой встрече плана совместной деятельности по развитию речи ребенка; рекомендации и задания родителям для ребенка; назначение примерной даты следующей встречи.
В течение года воспитатели рассказывают родителям, как можно раз-вить речь ребенка в домашних условиях, какие игры и упражнения следует взять на заметку и проводить систематически.
В рамках развития словаря ребенка следует обратить внимание роди-телей на то, что расширение и активизация словарного запаса происходит на основе углубления представлений детей об окружающем мире. Необходимо много рассказывать и показывать детям.
В повседневной жизни или через игровые упражнения можно закреп-лять и расширять обобщенное значение понятий «мебель», «одежда», «фрукты» и пр.
После просмотра фильмов, прослушивания сказок следует предло-жить и помочь ребенку подобрать глаголы, раскрывающие действия понра-вившегося ему героя.
Развивая грамматический строй речи ребенка, родителям следует об-ратить внимание на правильное употребление предлогов, выражающие про-странственные отношения.
По рекомендации педагогов родители проводят со своим ребенком специальные игровые упражнения по развитию и совершенствованию звуко-вой культуры речи.
В семье заложены уникальные возможности для развития связной ре-чи ребенка. Родители и другие члены семьи – самые желаемые его собесед-ники. Это люди, чья речь и речевое поведение оставляют неизгладимый след в развитии ребенка. Поэтому родителям следует ввести традицию ежеднев-ного обмена впечатлениями о прожитом дне, где вопросы задает не только взрослый ребенку, но и ребенок взрослому. Во время бесед с ребенком необходимо демонстрировать культуру ведения диалога. Взрослые своим примером показывают, как нужно вести диалог за столом, в гостях, при раз-говоре по телефону и т. д.
Взаимодействие воспитателей с семьей значительно повышает эффек-тивность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть мно-гие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом воз-действии каждого ребенка группы.
Заключение.
Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого твор-чества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонетического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуко-вой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамо-те»(ФГОС ДО).
От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависит уровень общего развития, которого достигает ребе-нок.
Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги до-школьных образовательных учреждений совместно с семьей должны стре-миться сделать счастливым детство каждого ребенка!