Елена Угорец
Консультация для родителей по развитию речи ребенка 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедическая газета для родителей «Речецветик» Выпуск №1
Рубрика «Памятка для родителей»
«Краткая характеристика речи ребенка 2-3 лет»
Специалисты считают возраст с двух до трех лет критическим в плане речевого развития и рекомендуют совершить первый визит к логопеду для ответа на вопрос «все ли хорошо с речью?»
Публикация «Консультация для родителей по развитию речи ребенка 2–3 лет» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Звукопроизношение. В речи ребенка третьего года жизни должны появиться звуки [с’], [л’], [й’], а также, [г], [х], [к], [м], [п], [б], [н], [в], [ф], [д], [т] (и их мягкие пары, все гласные. Однако произношение многих звуков еще далеко от совершенства, что на данном возрастном этапе является характерным для детской речи, так как подвижность мышц языка и губ еще недостаточно развита. Многие трудные звуки ребенок заменяет более легкими для произношения. Так, шипящие звуки ([ш], [ж], [ч’], [щ’]) малыш нередко заменяет мягкими свистящими: «сяпка» (шапка, «зюк» (жук, «цяйник» (чайник, «сенок» (щенок). Иногда вместо звука [ч’] ребенок может произносить [т’]: «тясы» (часы). Некоторые дети в этом возрасте заменяют шипящие звуки твердыми свистящими: «сапка» вместо шапка; твердые свистящие- мягкими свистящими: «сянки» (санки, «зяйка» (зайка). Согласные [р], [р’], [л] отсутствуют или заменяются звуками [л'], [й]: «ыба» (рыба, «гия» (гиря, «ябоко» (яблоко, «двель» (дверь, «голюби» (голуби, «мей» (мел).
Словарный запас. Быстро пополняется пассивный и активный словарь ребенка: к 2 годам он достигает примерно 300 слов, а к 3 годам – до 1000 слов. Кроме существительных и глаголов ребенок все чаще употребляет прилагательные, наречия, предлоги, местоимения. На третьем году жизни малыш с удовольствием слушает и воспринимает несложные сказки, рассказы, с легкостью выполняет простые словесные поручения.
Фразовая речь. Специалисты единодушны в том, что к 2 годам у малыша уже должна сформироваться фразовая речь. Пускай фразы пока не всегда понятны и состоят из двух слов, часто лепетных. Например: МАМА, ПИ (мама, я хочу пить). ДЁ УЯТЬ (идем гулять). Главное - появилась фраза (предложение). А вот предложения трехлетних детей становятся сложными, с союзами «потому что», «или», «чтобы». И, хотя в их речи еще много неверного употребления окончаний («Смотри, как много мячов!», суффиксов («У меня есть куклочка», согласований («Это мой кукла!», ударений («Ложка лежит на стОле», постепенно их становится все меньше, они приобретают случайный характер и исчезают приблизительно в 5-6 лет.
Причины нарушения речевого развития.
• различная внутриутробная патология в период от 4 нед. - до 4 мес. ;
• родовая травма и асфиксия во время родов;
• заболевания в первые годы жизни ребенка – частые инфекционно-вирусные заболевания, желудочно-кишечные расстройства;
• травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга;
• наследственные факторы;
• неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи
Если в 2 года малыш не лепечет или не произносит ХОТЯ бы несколько слов" а в 3 года не говорит фразы - это серьезный повод для беспокойства.
В норме ребенок хорошо понимает то, что ему говорят взрослые. Предложите крохе выполнить несколько заданий, они помогут узнать, насколько хорошо он понимает вашу речь. В 2 года ребенок хорошо понимает простые инструкции и задания:
- Иди ко мне на ручки.
- Принеси мне мишку.
-Покажи на картинке машинку (зайчика, куклу и др.).
Еще один показатель - стойкая реакция на собственное имя. Закройте губы листком бумаги и назовите шепотом имя малыша. Он должен обернуться.
В 3 года ребенок хорошо понимает простые инструкции и задания:
- Посади куклу на стул (под стул, рядом со стулом).
- Спрячь куклу за стулом.
- Возьми книгу, подойди к столу и положи книгу на стол.
- Принеси маме папину рубашку.
- Покажи на картинке, где девочка догоняет мальчика, а где мальчик догоняет девочку. Если при наличии хорошего понимания ребенком подобных инструкций и заданий,
сроки появления речи, тем не менее, запаздывают, можно говорить о темповой задержке речи у ребенка. Начав однажды говорить, такой ребенок быстро догоняет своих сверстников. Но не стоит терпеливо ждать, когда ребенок заговорит самостоятельно. Лучше обратитесь за консультацией и рекомендациями по преодолению задержки развития речи ребенка к логопеду.
Рекомендации:
поддерживать эмоционально положительный тон, общаясь с ребенком;
часто хвалить ребенка и радоваться его успехам;
давать «пространство» в разговоре – время на обратную связь;
давать образцы нормативной речи, повторяя за ребенком правильно произнесенные образцы и побуждать его произнести слово еще раз;
строить фразы из простых, доступных ребенку слов;
расширять и изменять форму высказывания ребенка, расширяя его знания об окружающих явлениях и языковых средствах, которыми можно их описать;
Если ребенок плохо говорит…
Обратитесь за консультацией к специалистам, и они вам помогут:
- логопед
- психолог
- невропатолог
- ортодонт
-отоларинголог
Мы уверены, что наше сотрудничество окажется результативным!
Учитель – логопед: Угорец Елена Львовна
Рубрика "Мир детства"
«УЧИТЕ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ»
Эти коротенькие стихи очень нравятся детям. Многие из них веселые, что позволяет развивать не только речь вашего ребенка, его память, но даже чувство юмора. Некоторые из них развивают мелкую и крупную моторику.
Аист
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Топай правою ногою,
Топай левою ногой,
Снова-правою ногой,
Снова-левою ногой.
После-правою ногой,
После - левою ногой.
Вот тогда придешь домой!
(И. Токмакова)
Белка
Сидит белка на тележке
Продает она орешки
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Зайчику усатому. (Н. Майер, "Лесные смешинки")
Божья коровка
Божья коровка,
Полети вверх ловко,
Принеси нам с неба:
Нового хлеба,
Грибам перемену,
Ягодам рост,
Редьке длинный хвост.
(народная потешка)
Желаем удачи!
Учитель – логопед: Угорец Елена Львовна