Елена Богатырева
Развитие речи старших дошкольников с помощью игр В. В. Воскобовича
▼ Скачать + Заказать документы
В поисках интересной действенной методики для работы с дошкольниками, которая способствовала бы повышению интереса к образовательной деятельности, стала игровая технология В. Воскобовича. Игровая технология «Сказочные лабиринт игры»полностью соответствует требованиям ФГОС ДО. Она разработана таким образом, что происходит интеграция различных направлений образовательного процесса. Анализируя и изучая игры автора, мы не устаём удивляться их разнообразию, красочности, широте решаемых задач. Используя эту технологию на практике и являясь участниками инновационной площадки по внедрению развивающих игр В. Воскобовича в образовательный процесс ДО, осознаваем её большие возможности. Продолжаем заниматься с пособиями, выбрав главным приоритетом речевое развитие детей средствами игровой технологии.
Публикация «Развитие речи старших дошкольников с помощью игр В, В, Воскобовича» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
Работая в группе с детьми с возрастными трудностями в речи, наблюдали, как дети, имеющие недостатки в речи, болезненно ощущают их, могут замыкаться,
стесняться, у детей может развиваться чувство негативизма. Включение в совместную деятельность взрослого и ребёнка по речевому развитию дидактического материала позволяет поддерживать интерес к обучению. Для активизации общения большое значение имеет новизна использования различных образовательных ситуаций, смена речевых партнёров, в роли которых могут быть использованы персонажи «Фиолетового леса».
Авторская технология включает одну из трёх больших групп игр с буквами, звуками, словами и слогами. К ним относятся: «Теремки Воскобовича», «Складушки», «Читай-ка на шариках – 1, 2», игры-эрудиты: «Яблонька», «Ромашка», «Снеговик», «Шнур-затейник», «Геоконт», «Конструктор букв» [1]. В этих играх ребёнок решает логические задачи с буквами, составляет слоги, слова, занимается словотворчеством. Применение их в образовательном процессе дошкольной организации способствуют развитию речи и интеллекта. У детей расширяется активный словарный запас, совершенствуется звукопроизношение, формируется навык звукового анализа, словообразования.
Развивающее обучение способствует ускоренному созреванию мозга и совершенствованию его функций.
Игровые пособия можно условно разделить на четыре группы:
•Игры, по обучению грамоте.
•Игры на развитие лексико–грамматического строя.
•Игры на развитие связной речи.
•Игры, способствующие развитию пространственно-временных отношений и
формированию пространственного словаря [1].
В освоении грамматики, лексики, умении составлять небольшие рассказы помогает «Коврограф Ларчик», всё тот же умный Ворон Метр, малыш Гео, любопытная пчёлка Жужа. Малыш Гео предлагает сложить из «нетающих льдинок» лесенку и поиграть в игру «Вверх по ступенькам пойдем, ласковые слова произнесём», а Гусеница Фифа – устроить соревнование «Кто больше подберет слов для описания осени». Дети делятся на команды «Молодцы» и «Умницы» по очереди произносят слова, а Фифа выкладывает дорожку из круглых разноцветных камешков к заветному кладу. Первое знакомство со звуками также проходит увлекательно, в полной обстановке творчества и полета фантазии.
Знакомясь с персонажами Арлекин, Ирлекин, Эрлекин, Орлекин и остальными звуками, ребята придумывают для каждого персонажа интересные истории. Одна из них повествует, что Арлекин был очень умным и хвастливым. Его речь всегда начиналась со слов: «А у меня была такая история…», или «А я знаю…». Арлекин любил стоять, широко расставив ноги, а руки скрещивать на груди. Орлекин занимался спортом, он был очень гибкий и больше всего любил кувыркаться. Урлекин любил проводить время, сидя в кресле и читая книгу. В процессе игры Коврограф превращается в волшебную ковровую полянку, на которой собственными руками можно творить разные «чудеса». В первую очередь это «Верёвочкины сказки», которые можно использовать уже готовые, а можно вместе с детьми придумать свои.
С помощью приложений, входящих в комплект «Ларчик», можно проводить целенаправленную работу по развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, а так же эффективно осуществлять сенсорное развитие дошкольников [3].
Игра «Прозрачный квадрат» способствует формированию всех видов речевой деятельности. Ребёнок, играя, пересказывает сказочную историю, придумывает описательный или сюжетный рассказы, доказывает правильность своих решений. Веселый «Шнур-малыш» и его приключения (ныряние, выныривание, огибание и закручивание вокруг кнопки) помогает развивать мелкую моторику, зрительно- двигательную координацию движений рук и глаз, пространственное воображение, память, внимание, воображение, закрепляет знания цифр, геометрических фигур. Вначале происходило знакомство с дощечкой: сколько рядов, где верхний, нижний и средний? Сколько кнопочек в каждом ряду? Сколько шнуров? Как вы думаете, какой гномик любит красный шнурок? и т. д. С помощью этих игр ребенок освоит моторный образ буквы, научится проводить ее тактильный и оптический анализ, полезно и интересно разнообразит свой досуг.
Поддерживать интерес к буквам продолжаем через пособие «Конструктор букв», ребята складывают образ буквы из их элементов. Так ребенок не просто запоминает внешний вид буквы, а «создает» ее своими руками и слышит от взрослого её название. Таким образом, в обучении задействованы все виды памяти.
Наряду с новыми для детей играми, мы также пользуемся уже знакомыми добрыми «друзьями», это Кораблик «Брызг-Брызг» и «Игровизор», которые дети полюбили в младшем возрасте. Используя приложение «Лабиринты букв» мы пытаемся сформировать моторный образ буквы, запомнить буквы; научиться соотносить их со звуками, составлять из бусинок-букв простые слова. С их помощью дети фантазируют, сочиняют свои рассказы, придумывают новых героев. Проговаривая свои действия, дети пополняют словарный запас.
Не менее интересной оказалась для детей игра «Складушки». Ребята довольно быстро запомнили некоторые стихотворные тексты, когда вместе рассматривали рисунки на карточках, подпевали их под музыку вместе с персонажем Лопушком. Увлекательным делом были совместно придуманные сказки, которые служили отличной тренировкой для развития речевых навыков и логического мышления.
Игра-шнуровка «Яблонька» знакома детям с 2-3 лет. Раньше с удовольствием использовали в качестве шнуровки, для развития мелкой моторики рук. Теперь красивая яблонька помогает старшим дошкольникам составлять новые слова и читать их. Из ключевого слова при помощи шнурка можно составить 200 слов. Эта игра развивает у детей навыки чтения, обогащает словарный запас и формирует умение творчески мыслить.
Конструктор «Геоконт» интересен детям от трё х лет и тоже способствует речевой активности: расширяет словарь детей, побуждает к развитию объяснительной речи, развивает мелкую моторику. С помощью волшебных ниток-резинок дети выполняют задание Паука Юка. Наблюдения за детьми показывают, что они любят рассказывать о ярких впечатлениях из личных событий; о том, что их удивило.
Развивающие игры В. В. Воскобовича позволяют :
- подбирать материал разной степени сложности. Конкретным детям всегда можно предложить то, что соответствует в данный момент его возможностям и задачам обучения.
- во время занятий с использованием развивающих игр у детей исчезает негативизм, связанный с многократным повторением речевого материала.
- дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность [2].
Целенаправленная и систематическая работа использования игровых пособий
В. В. Воскобовича, постоянное и постепенное увеличение и усложнение игр улучшит, продлит интерес ребенка к игре, а также поспособствует коррекции нарушений речи, закреплению правильных речевых навыков и умений, формированию коммуникативных способностей детей и практическому овладению воспитанниками нормами речи. Авторскую методику В. Воскобовича легко и быстро осваивают как педагоги, так и родители дошкольников [4].
ЛИТЕРАТУРА
1. Воскобович, В. В. Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты» / В. В. Воскобович. – СПб. : НИИ «Гириконд», 2000.
2. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм В. Воскобовича : практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Н. А. Лакоценин, 2012. – 190с.
3. Развивающие игры Воскобовича : сборник методических материалов / под ред.
В. В. Воскобовича, Л. С. Вакуленко. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
4. Харько, Т. Г. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуальнотворческого развития детей 3-7 лет / Т. Г. Харько. – М. : Развивающие игры Воскобовича, 2012. – 110 с.