Елена Христюк
Планирование занятий по развитию речи в старшей группе на ученый год
▼ Скачать + Заказать документы
Сентябрь
№ Тема Цель Методическая литература страница материал Дата
1. Мы – воспитанники старшей группы
Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Напомнить, чем занимаются на занятиях по развитию речи.
В. В Гербова 30 Загадка, считалка 1.09
2. Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки…»
Публикация «Планирование занятий по развитию речи в старшей группе на ученый год» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Планы
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями: сказкой «Заяц-хвастун» (в обработке О. Капицы) и присказкой «Начинаются наши сказки…».
В. В Гербова 32 русская народная сказка «Заяц-хвастун» и присказка «Начинаются наши сказки…»
5.09
3. Пересказ сказки «Заяц-хвастун»
Помочь детям составить план пересказа сказки; учить пересказывать сказку, придерживаясь плана.
В. В Гербова 33 Сказка «Заяц-хвастун»
8.09
4. Звуковая культура речи : дифференциация звуков з –с. Упражнять детей в отчетливом произношении звуков з– с и их дифференциации; познакомить со скороговоркой.
В. В Гербова 34 Пирамидки, рифмовки. 12.09
5. Обучение рассказыванию : составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени
Учить детей рассказывать (личный опыт, ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе.
В. В Гербова 35 любое стихотворение об осени, 15.09
6. Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень»
Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И. Белоусова «Осень» (в сокращении).
В. В Гербова 37 стихотворение И. Белоусова «Осень». 19.09
7. Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней
Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана.
В. В Гербова 38 Картина «Осенний день» 22.09
8. Веселые рассказы Н. Носова
Познакомить детей с новыми веселыми произведениями Н. Носова.
В. В Гербова 40 рассказы Н. Носова
26.09
Октябрь
№ Тема Цель Методическая литература страница материал Дата
1. Лексические упражнения. Чтение стихотворения С. Маршака «Пудель»
Активизировать в речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведением-перевертышем.
В. В Гербова 40 Лексические упражнения. Стихотворение С. Маршака «Пудель» 29.09
2. Учимся вежливости
Рассказать детям о некоторых важных правилах поведения, о необходимости соблюдать их; активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обороты речи.
В. В Гербова 41 правила поведения 3.10
3. Обучение рассказыванию : описание кукол
Помочь детям составить план описания куклы; учить дошкольников, составляя описание самостоятельно, руководствоваться планом.
В. В Гербова 43 кукла 6
4. Звуковая культура речи : дифференциация звуков с – ц
Закрепить правильное произношение звуков с – ц; учить детей дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуками с и ц; развивать умение слышать в рифмовке выделяемое слово; упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе. Познакомить детей с новой загадкой.
В. В Гербова 44 стихотворение Я. Щеголева «Ранним утром» :
загадка. 10
5. Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней
Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана.
В. В Гербова 46 Картина «Ежи» 13
6. Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»
Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» (обработка И. Карнауховой, помочь понять ее смысл.
В. В Гербова 47 Сказка «Крылатый, мохнатый да масляный» ,
17
7. Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р. Сефа «Совет»
Продолжать упражнять детей в умении быть вежливыми. Помочь запомнить стихотворение Р. Сефа «Совет», научить выразительно читать его.
В. В Гербова 48 Стихотворение Р. Сефа «Совет»
20
8. Литературный калейдоскоп
Выяснить у детей, какие литературные произведения они помнят.
В. В Гербова 49 Загадка,сказки.
24
Ноябрь
№ Тема Цель Методическая литература страница материал Дата
1. Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение»
Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений.
В. В Гербова 50 стихи о поздней осени 27.10
2. Рассказывание по картине
Учить детей с помощью раздаточных карточек и основы-матрицы самостоятельно создавать картину и составлять по ней рассказ.
В. В Гербова 51 картинки
3. Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»
Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка» (в обработке А. Н. Толстого, помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных.
В. В Гербова 52 Русская народная сказка «Хаврошечка»
11
4. Звуковая культура речи : работа со звуками ж – ш
Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух : упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж – ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж– ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.
В. В Гербова 53 стихотворение Р. Х. Фархади «Про ослика» :
игрушка (картинка), потешка. 15.11
5. Обучение рассказыванию
Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» (в обработке Д. Нагишкина; в сокращении).
В. В Гербова 55 Нанайская сказка «Айога» 18
6. Завершение работы над сказкой «Айога»
Приучать детей ответственно относиться к заданиям воспитателя.
В. В Гербова 56 Нанайская сказка «Айога» 22
7. Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков»
Помочь детям вспомнить известные им рассказы, познакомить с рассказом Б. Житкова «Как я ловил человечков».
В. В Гербова 56 рассказ Б. Житкова «Как я ловил человечков»
25
8. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»
Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения.
В. В Гербова 57 рассказ В. Бианки «Купание медвежат»
29
Декабрь
№ Тема Цель Методическая литература страница материал Дата
1. Чтение стихотворений о зиме
Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии.
В. В Гербова 60 Стихотворения о зиме
И. Бунина «Первый снег»
А. Пушкина «Евгений Онегин». стихотворения И. Никитина «Встреча зимы».
2.12
2. Дидактические упражнения: «Хоккей», «Кафе»
. Упражнять детей в умении различать и выполнять задания на пространственное перемещение предмета («Хоккей»); вести диалог, употребляя общепринятые обращения к официанту («Кафе»).
В. В Гербова 61 чистые листы бумаги, фишки, 6.12
3. Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела»
Помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка бычка обидела» (обработка В. Глоцера и Г. Снегирева, учить пересказывать ее.
В. В Гербова 63 Эскимосская сказка «Как лисичка бычка обидела»
9.12
4. Звуковая культура речи : дифференциация звуков с – ш.
Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков с – ш, на определение позиции звука в слове.
В. В Гербова 64 Стихотворение Э. Мошковской «Жадина» : стихотворение Э. Успенского «Страшная история». 13.12
5. Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце»
Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце».
В. В Гербова 66 Сказка П. Бажова «Серебряное копытце» 16
6. Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой»
Вспомнить с детьми произведения С. Маршака. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой».
В. В Гербова 66 Стихотворение С. Маршака «Тает месяц молодой»
20
7. Беседа по сказке П. Бажова «Серебряное копытце». Слушание стихотворения К. Фофанова «Нарядили елку…»
Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания.
В. В Гербова 68 Сказка П. Бажова «Серебряное копытце».
Стихотворение К. Фофанова «Нарядили елку…»
23
8. Дидактические игры со словами
Учить детей правильно характеризовать пространственные отношения, подбирать рифмующиеся слова.
В. В Гербова 69 листы бумаги и «шайбы» (фишки, стихотворение Е. Благининой «Есть еще игра…» :
27.12
Январь
№ Тема Цель Методическая литература страница материал Дата
1. Беседа на тему: «Я мечтал…» Дидактическая игра «Подбери рифму»
Учить детей участвовать в коллективном разговоре, помогая им содержательно строить высказывания.
В. В Гербова 70 дидактическую игру «Подбери рифму», Е. Лаврентьева «Подбери рифму», Ю. Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», Я. Бежева. «На горизонтских островах»,
30.12
2. Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза»
. Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка.
В. В Гербова 71 Рассказ С. Георгиева «Я спас Деда Мороза»
10.01
3. Обучение рассказыванию
по картине «Зимние развлечения» Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного); воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ.
В. В Гербова 72 Картина «Зимние развлечения»
13
4. Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово»
Познакомить детей с необычной сказкой Б. Шергина «Рифмы» и стихотворением Э. Мошковской «Вежливое слово». Обогащать словарь детей вежливыми словами.
В. В Гербова 74 Сказка Б. Шергина «Рифмы», стихотворение Э. Мошковской «Вежливое слово»
17
5. Звуковая культура речи : дифференциация звуков з – ж
Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков з – ж.
В. В Гербова 75 стихотворение Н. Венгрова «Застукалка» : стихотворение С. Маршака:
20
6. Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и Вороненок»
Учить детей пересказывать текст (целиком и по ролям).
В. В Гербова 76 Сказка Э. Шима «Соловей и Вороненок»
24
7. Обучение рассказыванию. Дидактическое упражнение «Что это?»
Упражнять детей в творческом рассказывании; в умении употреблять обобщающие слова.
В. В Гербова 79 Дидактическое упражнение «Что это?»
27
8. Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»
Приобщать детей к восприятию поэтических произведений. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение И. Сурикова «Детство» (в сокращении).
В. В Гербова 77 Стихотворение И. Сурикова «Детство»
31.01
Февраль
№ Тема Цель Методическая литература страница материал
1. Беседа на тему «О друзьях и дружбе»
Продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить доброжелательности.
В. В Гербова 80 Медвежонок Ушастик. 3.02
2. Рассказывание по теме «Моя любимая игрушка». Дидактическое упражнение «Подскажи слово»
Учить детей составлять рассказы на темы из личного опыта. Упражнять в образовании слов-антонимов.
В. В Гербова 82 игрушка
Дидактическое упражнение «Подскажи слово»
7.02
3. Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка»
Познакомить детей с волшебной сказкой «Царевна-лягушка» (в обработке М. Булатова).
В. В Гербова 83 Русская народная сказка «Царевна-лягушка»
10.02
4. Звуковая культура речи : дифференциация звуков ч – щ
Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.
В. В Гербова 83 Сказка К. Чуковского «Федорино горе» :
Скороговорка. загадка.
14.02
5. Пересказ сказки А. Н. Толстого «Еж»
Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи.
В. В Гербова 84 Сказка А. Н. Толстого «Еж»
17.02
6. Чтение стихотворения Ю. Владимирова «Чудаки»
Совершенствовать умение выразительно читать стихотворение по ролям.
В. В Гербова 86 Стихотворение Ю. Владимирова «Чудаки»
21.02
7. Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»
Продолжать учить детей рассказывать о картине (картина «Зайцы» из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой (М. : Просвещение)[8 - Можно использовать любую другую картину с изображением зайцев. ], придерживаясь плана.
В. В Гербова 87 Картина «Зайцы»
8. Обучение рассказыванию по картине «Мы для милой мамочки…»
Помогать детям составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. Способствовать совершенствованию диалогической речи.
В. В Гербова 88 Картина «Мы для милой мамочки…»
Март
№ Тема Цель Методическая литература страница материал Дата
1. Беседа на тему «Наши мамы». Чтение стихотворений Е. Благининой «Посидим в тишине» и А. Барто «Перед сном»
Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому; указать на необходимость помощи мамам; воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим.
В. В Гербова 91 стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине» и А. Барто «Перед сном»
2. Составление рассказа по картинкам «Купили щенка» Учить детей работать с картинками с последовательно развивающимся действием В. В Гербова 92 Картинки «Купили щенка»
3. Рассказы на тему «Как мы поздравляли сотрудников детского сада с Международным женским днем». Дидактическая игра «Где мы были, мы не скажем…»
Учить детей составлять подробные и интересные рассказы на темы из личного опыта; развивать инициативу, способность импровизировать.
В. В Гербова 93 Дидактическая игра «Где мы были, мы не скажем…»
4. Чтение рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов». Дидактическая игра «Закончи предложение»
Познакомить детей с маленькими рассказами из жизни пингвинов. Учить строить сложноподчиненные предложения.
В. В Гербова 94 рассказ из книги Г. Снегирева «Про пингвинов». Дидактическая игра «Закончи предложение»
5. Пересказ рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов»
Учить детей свободно, без повторов и ненужных (мешающих восприятию) слов пересказывать эпизоды из книги Г. Снегирева «Про пингвинов» (по своему выбору).
В. В Гербова 95 Рассказ из книги Г. Снегирева «Про пингвинов»
6. Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства»
Познакомить детей с рассказом В. Драгунского «Друг детства», помочь им оценить поступок мальчика.
В. В Гербова 95 Рассказ В. Драгунского «Друг детства»
22.03.21
7. Звуковая культура речи : дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»
Учить детей дифференцировать звуки ц – ч; познакомить со стихотворением Дж. Ривза «Шумный Ба-бах» (перевод М. Боровицкой).
В. В Гербова 96 Стихотворение Дж. Ривза «Шумный Ба-бах» ,
Стихотворение Н. Крандиевской «Колыбельная», фишки.
21.03
8. Чтение сказки «Сивка-Бурка»
Помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка-бурка» (обработка М. Булатова).
В. В Гербова 97 Сказка «Сивка-Бурка»
25.03
Апрель
№ Тема Цель Методическая литература страница материал Дата
1. Звуковая культура речи : дифференциация звуков л – р
Упражнять детей в различении звуков л – р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук.
В. В Гербова 98 Загадки, скороговорки.
28.03
2. Чтение стихотворений о весне. Дидактическая игра «Угадай слово»
Продолжать приобщать детей к поэзии; учить задавать вопросы и искать кратчайшие пути решения логической задачи.
В. В Гербова 99 стихотворение Ивана Бело усова „Осень“, Тютчев «Весенние воды», «Зима недаром злится…», А. Плещеев «Весна», И. Белоусов «Весенняя гостья», А. Барто «Апрель», С. Есенин «Черемуха».
1.04
3. Обучение рассказыванию по теме «Мой любимый мультфильм»
Помогать детям составлять рассказы на темы из личного опыта.
В. В Гербова 101 Любимые мультфильмы. 4.04
4. Повторение программных стихотворений. Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…»
Помочь детям вспомнить программные стихотворения и запомнить стихотворение В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…».
В. В Гербова 102 Стихотворение В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…», стихотворения И. Белоусова «Осень», Р. Сефа «Совет», И. Сурикова «Детство», С. Маршака «Тает месяц молодой…»; потешку «Дед хотел уху сварить…» (или «Тень-тень-потетень…»).
8.04
5. Пересказ «загадочных историй» (по Н. Сладкову)
Продолжать учить детей пересказывать.
В. В Гербова 103 Рассказ «Красный снег».
Загадочная история – «Волосатое дерево».
11.04
6. Чтение рассказа К. Паустовского «Кот-ворюга»
Познакомить детей с рассказом К. Паустовского «Кот-ворюга».
В. В Гербова 104 Рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»
19.04
7. Дидактические игры со словами. Чтение небылиц
Активизировать словарь детей.
В. В Гербова 104 небылицы. («Вы послушайте, ребята…», «Богат Ермошка», С. Маршак «Пудель», Д. Хармс «Иван Торопышкин» и т. п.).
22.04
8. Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»
. Познакомить детей со сказкой В. Катаева «Цветик-семицветик».
В. В Гербова 105 Сказка В. Катаева «Цветик-семицветик»
Май
№ Тема Цель Методическая литература страница материал Дата
1. Литературный калейдоскоп
Выяснить, какие произведения малых фольклорных форм знают дети. Познакомить с новой считалкой.
В. В Гербова 106 стихотворение Т. Белозерова «День Победы».
«Мирная считалка» В. Берестова (из М. Карема).
2. Обучение рассказыванию по картинкам
Закреплять умение детей составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.
В. В Гербова 107 картинки 29.04
3. Чтение рассказа В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок». Лексические упражнения
Уточнить, что такое рассказ; познакомить детей с новым юмористическим рассказом. Активизировать словарь детей.
В. В Гербова 107 Рассказ В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок» 6.05
4. Лексические упражнения Проверить, насколько богат словарный запас детей. В. В Гербова 108 Стихотворения посвященные весне (С. Есенин «Черемуха», А. Фет «Что за вечер!», А. Плещеев «Весна», стихотворение И. Белоусова «Весенняя гостья».
5. Чтение русской народной сказки «Финист – Ясный сокол»
Проверить, знают ли дети основные черты народной сказки. Познакомить с волшебной сказкой «Финист – Ясный сокол».
В. В Гербова 109 Русская народная сказка «Финист – Ясный сокол»
6. Звуковая культура речи (проверочное)
Проверить, умеют ли дети различать звуки и четко и правильно произносить их.
В. В Гербова 109 стихотворение Ф. Грубина «Ромашки» (перевод с чешского И. Токмаковой) :
скороговорки:
7. Рассказывание на тему «Забавные истории из моей жизни»
Проверить, умеют ли дети составлять подробные и логичные рассказы на темы из личного опыта.
В. В Гербова 110 рассказы на темы из личного опыта.
8. Повторение пройденного материала
Работа по закреплению программного материала В. В Гербова 110