Екатерина Дербилова
Развитие речи с использованием игровых упражнений на основе сказок
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи с использованием игровых упражнений на основе сказок. Дети любят читать и слушать литературные произведения различной направленности: рассказы, стихи, сказки. И не важно какие они: народные, отечественные или зарубежные. Ребенок важен интересный захватывающий сюжет. Очень близки детям произведения народного творчества, поскольку сказки и былины понятны и просты. Слово «народный» означает «тесно связанный с народом, соответствующий духу народа, его культуре, мировоззрению». При чтении сказок у детей развивается воображение, творческое мышление, память и, безусловно, речь, в частности – ее лексико-грамматическая сторона. Лексикон ребенка пополняется новыми словами, которых он прежде не слышал. Например: амбар, хворост, лукошко, подобру-поздорову. И это малая часть того, что дошкольник может взять из прочитанной книги. Очень нравится детям необычные словесные обороты, такие как: «красны девицы», «ни в сказке сказать, ни пером описать», «и пустился на утек», «и я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Такие фразы надолго остаются в памяти ребенка и проявляются потом в активной речи. Восприятию новой информации способствует и стихотворная форма повествования: сказки в стихах, потешки, скороговорки, прибаутки, загадки. Так, в игре «Доскажи словечко» часто используется рифмование. Ребенку гораздо проще понять и запомнить слова, изложенные в стихотворной форме. Ученые выяснили, что при прослушивании или чтении стихов нейроны мозга реагируют практически на каждое слово. Тем самым, можно сказать, что ребенок, не потеряет нить повествования, а будет анализировать, обдумывать то, о чем говориться в произведении. С прозой все немного сложнее. Часто можно наблюдать, как дети теряют интерес во время прочтения или прослушивания монотонного текста. Возможно, мелодичность, напевность стихов, четкий ритм повествования позволяют удерживать внимание дошкольников.
Публикация «Развитие речи с использованием игровых упражнений на основе сказок» размещена в разделах
Очень нравятся детям короткие стихи: потешки, считалочки, прибаутки, скороговорки. Обычно в них описываются знакомые дошкольникам ситуации из жизни, а за счет своего маленького объёма легко запоминаются и воспроизводятся. Зачастую детские стихи содержат в себе юмористический подтекст, что безусловно, привлекает дошкольников и вызывает у них положительные эмоции. В логопедической работе необходимо использовать рифмование, как метод развития лексико-грамматических категорий и фонематического восприятия, что, несомненно поможет формированию образной стороны речи. Кроме того, рифмовки развивают фонематический слух и слуховое внимание. Ребенок учится правильно и красиво расставлять интонационные ударения, менять ритм речи, насыщать свои выражения литературными оборотами. Развиваются словообразование и словотворчество.
Приведем примеры игровых упражнений, способствующих развитию образной стороны речи.
«Угадай, кто к нам пришел»
Взрослый описывает сказочного героя, используя разнообразные формулировки, а дети угадывают, о ком идет речь.
Например: «Умная, воспитанная девочка с голубыми волосами». (Мальвина)
«Вспомни сказку»
Взрослый кратко пересказывают сказку, а дети произносят ее название. Например: «История о том, как дедушка вырастил большой-пребольшой овощ и не смог его вытянуть в одиночку. Он позвал на помощь всю семью и даже собаку, кошку, мышку. И только все вместе они смогли справиться». («Репка»)
«Продолжи название сказки»
Дети стоят в кругу. Ребенок передает соседу мяч и произносит первое слово названия сказки. Другой участник его заканчивает.
Например: «Гуси - …», «Лиса и …», «Кот в …».
«Четвертый лишний»
Взрослый называет 4 слова, 3 из которых соответствуют сказке, а одно – лишнее, не подходящее к ней. Дети называют лишнее слово.
Например: «Курочка Ряба, мышь, бабушка, волк», «Колобок, волк, заяц, сова»; «Конфета, солдат, топор, каша»; «Дюймовочка, ласточка, синица, крот»; «Мальвина, Чиполлино, Пьеро, Буратино».
«Скажи иначе»
Ребенку предлагается вспомнить, какие похожие по смыслу слова говорили герои.
Примеры:
1. Не в своей тарелке – не по себе, неуютно.
2. Смеяться – хохотать, хихикать.
3. Говорить – болтать.
4. Глупый – пустоголовый.
5. Балаболка – болтушка.
6. Пятнышко – крапинка, горошек.
«Маленькое словечко»
Ребенку предлагается выбрать подходящий предлог
1. Буратино сидит … деревом.
2. Птицы летают …. деревом.
3. Ежик сунул нос … норку.
«Неправильное предложение»
Ребенку предлагается составить правильное предложение.
1. Репка тянула деда.
2. Колобок съел лису.
«Юные поэты»
Взрослый называет два слова, используя которые нужно придумать двустишие.
Кот, год. (У меня есть рыжий кот, он пришел к нам в Новый год.)
Играть, гулять. (Любим летом мы гулять, а зимой в снежки играть.)
Кошка, мошка. (На полу играет кошка, а над ней летает мошка.)
В. А. Сухомлинский говорил: «Если мы сумеем научить ребенка ощущать красоту, изумляться дивным творениям человеческих рук, красоте природы, то вырастим человека с высокой культурой чувств. А открывать детям красоту мира возможно через музыку слова, которое несет радость и грусть».