елена чунарева
Развитие речи ребенка старшего дошкольного возраста
Что значит развивать речь ребенка? Ответ прост и в то же время чрезвычайно сложен. Конечно, развивать речь – это значит учить его разговаривать, выражать грамотно свои мысли.
Говорить - это значит владеть определенным запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывания, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих, слушать их и быть внимательным.
Публикация «Развитие речи ребенка старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Среди всех функций речи в дошкольном возрасте самая главная – общение с окружающими людьми. Хорошо известно, что дети, поступающие в школу, имеют различный уровень речевого развития.
Что же делать, если ребенок отстает в развитии навыков речевого общения, если в 6 лет не может поддержать разговор, не умеет слушать других и выражать свои мысли? Общими принципами организации занятий по развитию речи является опережающая инициатива взрослого. Иными словами воспитатель дает образцы общения, но не просто доминирует, а ведет детей за собой, делает речевое общение привлекательным и необходимым для ребенка.
По моим наблюдениям, эффективнее всего это происходит в игровых ситуациях, когда вырабатывается положительно-активное отношение к воспитателю, сверстникам, воспитатель должен стать другом.
В беседах на познавательные темы я стараюсь, включит всех детей в обсуждение, делаю их равноправными участниками, поддерживаю и поощряю любую познавательную и речевую активность детей.
Постепенно поощряю и поддерживаю только те высказывания детей, которые имеют отношения к выбранной теме. Достигнуть этого очень трудно. Чтобы заинтересовать детей я подбираю темы связанные с реальной жизнью ребенка : «Кто твой друг?», «Чем любишь заниматься дома?», «Как ты помогаешь другим?». Это побуждает ребенка задуматься о себе, о других, сформулировать собственное представление о чем-то. Речь детей становится богаче, разнообразнее., они используют все больше прилагательных, наречий, строят сложные предложения.
Из своего опыта я поняла, дети, общаясь, помогают друг другу. Речь детей, обращенная к сверстнику более связана, более понятна и лексически развернута. Почему? В общении с взрослыми, ребенок овладевает речевыми нормами, однако услышанные слова и выражения могут оставаться в пассиве, нужна определенная жизненная ситуация в которой речь ребенка активизируется, она и возникает в общении с друзьями. Возникает потребность быть понятым, услышанным и получить ответ на свой вопрос, что бы наладить интересную игру. Правильная речь становится жизненной необходимостью для ребенка.
В детском саду диалоги возникают при совместном выполнении какого-то задания. Дошкольникам трудно выполнять работу молча, поэтому на занятиях (по продуктивной деятельности, особенно) они тихо переговариваются между собой, задают вопросы, обсуждают сделанное.
Огромное значение для становления мыслительной функции речи имеет ролевая игра, которая является ведущей деятельностью ребенка. Во время игры дети переселяются в другой мир, воображаемую ситуацию при помощи речи. Играя в больницу, магазин, ребенок должен договориться с партнером по игре. Без взаимного понимания игра не складывается.
Для успешной реализации программы по развитию речи необходимо создать соответствующую развивающую среду, а так же спокойную доброжелательную обстановку. Я использую в работе различные наглядные, словесные, игровые приемы.
Речь не материальна, её невозможно потрогать, увидеть, однако именно наглядность является важным принципом и условием развития дошкольника, его мысли и речи.
Поэтому для эффективного развития ребенка необходим большой арсенал наглядного материала: картинок, пособий, игрушек. Использование сочетания традиционных и нестандартных приемов для развития и активизации всех компонентов в речевой системе позволяет сделать образовательный процесс более эффективным, а формы работы с детьми более вариативными.
Одним из признаков высокого уровня развития речи ребенка несомненно является речевое творчество. Хорошо работает игровая методика «Придумай сказку». Она позволяет стимулировать творческие возможности детей, проявляющиеся в ролях рассказчика и творца.
Педагог предлагает детям нарисовать необычное животное, затем придумать сказку о нём. Я отслеживаю, что бы дети строили рассказ по правилам (начало, само повествование, логическая концовка).
Для активации словаря использую игру «Словесная мозаика» нужно перечислить как можно больше определений для общеупотребительных слов (например карандаш – цветной, острый, деревянный). Особенно нравится детям, когда они принимают роль ведущего, сами дают другим детям задания.
Увлекательно проходит игра «Догадайся по описанию».
Цель: Выделить и обозначить словами признаки предмета. Ребенок – ведущий достает из коробочки карточку, на которой написано слово и описывает этот предмет, дети отгадывают.
Например, описание уха – это слуховой аппарат в виде раковины.
Упражнение «Нарисуй портрет».
Цель: Формировать умение составлять описательный рассказ. Ребенок рисует словами – описывает своего друга или сказочного героя (характер, внешний вид).
Особое внимание уделяю обучению детей рассказыванию по сложной картинке.
Новое направление работы в этом году это усиление работы по преемственности работы с учителями, логопедом. Берется лексическая тема, например «Осень». Воспитатель проводит занятия, расширяет словарный запас и представление об окружающем мире.
Наблюдения показывают, что работа в тандеме со всеми специалистами приносит хорошие результаты, в значительной степени расширяется словарный запас, формируется грамматический строй речи, улучшается связная речь.
Овладение языком – важнейшее условие успешности ребенка в социальном и интеллектуальном развитии и освоении детских видов деятельности и творчества. Эффективность реализации ООП ДО напрямую зависит от внимания педагога к развитию речи, умения грамотно выстраивать педагогический процесс, направленный на своевременное освоение родного языка.