Елена Подрезова
Консультация «Развитие речи на песке»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие психические процессы, способность к понятийному мышлению. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Для воспитания полноценной личности необходимо устранить все, что мешает свободному общению ребенка со сверстниками и взрослыми.
Публикация «Консультация „Развитие речи на песке“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Песок, песочные игры. Консультации
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
У каждого из нас есть свои воспоминания из детства, связанные с играми в песке – морском, речном или тем, что в песочнице у дома. Однако песок не так прост. Элементарные, обычные, игры могут быть очень полезны для речевого развития и психического здоровья детей.
“Часто руки знают,
как распутать то,
над чем тщетно бьётся разум”
К. Г. Юнг
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года. С помощью рисунков на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память. Перенос традиционных логопедических занятий в песочницу даёт большой образовательный и воспитательный эффект.
Песок помогает детям находить взаимопонимание. Обладая способностью снимать агрессивную энергию, он позволяет совершенно мирно «уживаться» в песочнице большому количеству детей, строить совместные планы и осуществлять их. У них возникает потребность в общении друг с другом, что, конечно же, благотворно влияет на развитие коммуникативных навыков, развитие речи. Мы знаем, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Чем выше двигательная активность пальцев, тем лучше развита речь. В развитии мелкой моторики, тактильных ощущений и мышления песок незаменим.
Занятия проходят в форме игры, познавательной активности и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка (ФГОС).
Цель занятий: Развитие мелкой моторики пальцев рук и творческих способностей с помощью техники рисования песком. Активировать связную речь.
Задачи: Развивать диалогическую и монологическую речь.
Развитие мелкой моторики рук, воображение
Развивать умения передавать форму, строение предмета, правильные пропорции его частей;
Развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжетов;
Развивать художественно-эстетический вкус;
Организация работы:
Режим проведения занятий устанавливается в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049 – 13
Организация образовательного процесса регламентируется учебным планом и расписанием занятий, утверждаемых руководителем МКДОУ «ЦРР-ДС «РИТМ».
Подгруппа может насчитывать 2-8 детей.
Форма организации занятий – подгрупповая. Периодичность занятий - 1 раз в неделю (итого 36 занятия за учебный год, в первой половине дня.
Длительность занятий: от 15 минут в зависимости от возраста детей.
Ожидаемые результаты:
После проведения совместной деятельности с использованием песочницы дети научаться последовательно и точно передавать увиденное, с учётом развития сюжета;
развитие мелкой моторики рук; активизация в речи ребенка пространственных предлогов, падежных форм.
Развитие связной речи,
Умение выстраивать композиции на песке по образцу;
у всех детей заметно эмоционально положительное состояние, дети получают удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми; внимательно относятся к коллективу при организации групповой деятельности.
Санитарно-гигиенические условия организации игровых сеансов с песком
1. Перед работой с песком дети должны иметь чистые руки. После занятия обязательным условием является соблюдением гигиены рук.
2. Песок должен быть желтого цвета или светло-коричневого цвета, сертифицированным, с песчинками среднего размера. Песком может заполнятся 1/3 рабочей емкости
3. Перед использованием песок должен быть просеян, промыт и обеззаражен (прокаливать в духовом шкафу или подвергнуть кварцевания)
ОСОБЕННОСТИ СВЕТОВОГО СТОЛА ДЛЯ РИСОВАНИЯ ПЕСКОМ :
• Стол на ножках для рисования песком комплектуется крышкой, поэтому может с легкостью служить еще и детским либо ученическим столом.
• В комплекте прилагается мешочек с кварцевым песком.
• Ножки стола можно регулировать в зависимости от роста детей, участвующих в занятиях.
• Крышка стола позволяет организовать дополнительную рабочую поверхность.
• Миниатюрный пульт управления подсветкой позволяет задавать и фиксировать различные цвета, менять темп и частоту, время подачи одного цвета, задавать плавные переходы в пределах цветового спектра RGB.
Помещение для работы с песком, уголок или отдельная комната
Обязательно вводятся правила перед началом игровых сеансов
- не выбрасывать песок из песочницы
- нельзя бросать песок в других детей и брать его в рот
-после игры обязательно помыть руки и умыться
План проведения занятий с песком
ритуал приветствия
Цель: настроить группы на совместную работу, снятие напряжения, формирование положительной мотивации к работе
Разминка (пальчиковая гимнастика)
Цель: развитие мелкой моторики рук, подготовка рук к работе
Для чего нужна пальчиковая гимнастика
- Стимулирует развитие речи, способствует улучшению артикуляционных движений
- Развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи
-Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять
-Развивается память ребенка
-Развивается воображение и фантазия
-Кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость исчезает скованность движений
Основная часть
Цель: формирование умения рисовать песком (и на песке) песочные картины знакомство детей со способами изготовления рисунка из песка
Рефлексия
Цель: анализ получившихся работ, подведения итогов занятия
Ритуал завершения занятия
Цель: поддержание положительного эмоционального фона, обозначение занятия
Упражнения для рисования песком на световом столе
Упражнение «Знакомство»
Цели использования: знакомство детей с песком; снижение мышечного напряжения.
Форма проведения: индивидуальная или подгрупповая.
Логопед тонким равномерным слоем рассыпает песок по световому столу, проводит по нему пальцем, показывает ребенку получившуюся яркую контрастную линию и просит его самостоятельно провести несколько хаотичных линий. При знакомстве с песком можно поиграть в игры (Т. Н. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева) :
• скользить ладонями и их ребрами по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);
пройтись ладонями по уже проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
• создать отпечатками ладоней, кулаков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;
пройтись по песку пальцами правой и левой рук поочередно (сначала только указательными, затем средними, безымянными, большими и, наконец, мизинцами). Затем можно попросить ребенка нарисовать простые фигуры (квадратики, ромбики, кружочки, узоры; изобразить несложные предметы и явления (забор, листики, дождик, волны); написать буквы и пр.
Психолог показывает детям, что на световом столе можно рисовать кулаком, ладонью, ребром большого пальца, щепотью, мизинцами. Интересные изображения получаются при одновременном использовании нескольких пальцев, если рисовать симметрично двумя руками. Детали изображения прорисовываются при отсечении лишнего или насыпании песка из кулака.
Упражнение «Песчаный пляж»
Цели использования: развитие тактильной чувствительности; регуляция мышечного напряжения.
Форма проведения: индивидуальная или групповая.
Логопед предлагает ребенку представить, что он находится на берегу моря (реки) : «Ты на берегу моря. Чудесный летний день, мягкий песок. Вокруг все спокойно и тихо, ты дышишь ровно и легко. Над тобой голубое небо, теплое солнце. Волны мягко подкатываются к ногам, ласково гладят их и все тело. (пауза - поглаживание ребенка). Гладят. (имя). Ты ощущаешь приятную свежесть морской воды на лице, на спине, на животе, на руках и ногах. Во всем теле чувствуется легкость, ты дышишь легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным. Потрогай песок - он прохладный и сыпучий. Закрой глаза, на глубоком вдохе набери в руки песок и как можно сильнее сожмми пальцы в кулак. Удерживая песок, задержи дыхание, а затем на выдохе потихоньку высыпай песок. Теперь аккуратно стряхни его с ладоней. (Упражнение повторяется.) А теперь потянись и на счет «три» открой глаза. Ты полон сил и энергии!
Упражнение «Веселый - грустный - сердитый - испуганный»
Цели использования: знакомство детей с основными эмоциями; обучение определению эмоционального состояния и его отражению вербально и невербально; помощь в осознании переживаемых эмоций.
Форма проведения: групповая.
Детям предлагается нарисовать песком на световом столе животных, выражающих разные эмоции (радость, злость, испуг, обиду, удивление). Потом каждый из них по очереди рассказывает:
• кого он нарисовал;
какое настроение у нарисованного животного;
что оно чувствует;
что с ним случилось и почему;
что можно ему посоветовать.
Упражнение «Мое настроение»
Цели использования: ознакомление детей с основными эмоциями; обучение определению эмоционального состояния и отражение его вербально и невербально; помощь в осознании испытываемых эмоций.
Форма проведения: групповая.
Дополнительные материалы: зеркала в безопасной оправе, карточки-пиктограммы эмоциональных состояний.
Детям раздаются небольшие зеркала и карточки - пиктограммы эмоциональных стояний. Логопед просит их выразить на лице ту эмоцию, которую они увидели на карточке, и посмотреть на себя в зеркало. Детям нужно запомнить свое отражение в зеркале, а затем нарисовать его песком на световом столе. После рисования каждый ребенок рассказывает о своем рисунке:
какое настроение он изобразил;
в каких ситуациях (случаях) он испытывает подобные чувства;
• что можно ему посоветовать.
Упражнение «Я и мои чувства»
Цели использования: развитие мелкой моторики; формирование адекватной самооценки.
Форма проведения: индивидуальная или групповая.
Логопед предлагает ребятам продолжить фразы:
• Слух помогает мне.
• Зрение помогает мне.
• Обоняние помогает мне.
• Осязание помогает мне.
Пробуя пищу на вкус, я могу.
При этом следует побуждать детей к тому, чтобы они дали как можно больше вариантов
продолжения фразы.
Затем дети выбирают один из своих ответов и изображают его песком на световом столе.
Например, ребенок, сказавший, что слух помогает ему услышать звук колокольчика, рисует
колокольчик.
Фразы можно перестроить, сделав акцент на возможности ребенка, например: «Я не могу
хорошо видеть, но я могу. (все же я могу.)».
Можно пофантазировать с детьми на тему, как улучшить ту или иную способность получать
ощущения, поощряя при этом юмористические варианты решения проблемы, например:
• «Чтобы улучшить обоняние, надо нюхать все подряд, как это делают собаки (каждое утро нюхать букетики разных цветов; раздать всем знакомым флакончики духов и опознавать
их с закрытыми глазами}-»;
• «.Чтобы развить вкусовые рецепторы, нужно каждый день съедать что-нибудь горькое, а сразу за этим - что-нибудь сладкое (нужно чаще ходить на выставку мороженого)».
Упражнение «Фотография»
Цели использования: развитие мелкой моторки и координации движений; формирование коммуникативных навыков и социальной активности.
Форма проведения: групповая, в парах.
Дети делятся на пары. Логопед предлагает им внимательно посмотреть друг на друга, запомнить внешний вид, прическу партнера и нарисовать песком на световом столе его портрет (сделать «фотографию», а потом обсудить, насколько удачным получилось изображение.
Упражнение «Разговор через стекло»
Цели использования: развитие коммуникативных навыков, воображения; развитие мелкой моторики.
Форма проведения: групповая, в парах.
Логопед инструктирует: Представьте себе, что вас и вашего друга разделяет окно с толстым, звуконепроницаемым стеклом, а вам надо рассказать ему о каком-то предмете. Говорить запрещено, да и друг все равно вас не услышит. Попробуйте через стекло передать описание предмета. А ваш партнер должен отгадать, что это за предмет, и нарисовать его песком на столе. Встаньте друг против друга. Начинайте!
Все остальные участники внимательно наблюдают за происходящим, не комментируя. По окончании упражнения проводится обсуждение.
Упражнение «Рукавички» (модификация методики ГА. Цукерман)
Цели использования: формирование коммуникативных навыков; развитие умения договариваться друг с другом, приходить к общему решению, убеждать, аргументировать и т. д. ; формирование навыка взаимопомощи.
Форма проведения: групповая, в парах.
Дети делятся на пары. Каждой из них дается задание нарисовать две рукавички так, чтобы они составили комплект. Дети могут придумать и изобразить узор на рукавичках, но сначала им надо договориться между собой об этом.
Упражнение «Рисование в паре»
Цели использования: формирование коммуникативных навыков; развитие у детей умения договариваться, приходить к общему решению, убеждать, аргументировать и т. д. ; формирование навыка взаимопомощи. Форма проведения: групповая, в парах.
Паре предлагается изобразить с помощью песка определенное время года. Для этого партнерам нужно предварительно договориться друг с другом о том, что именно они будут рисовать на световом столе. По завершении рисования детям предлагается словами передать сюжет своего рисунка.
Упражнение «Моя любимая игрушка»
Цели использования: развитие умения понимать друг друга, вникать в суть полученной
информации; развитие способности аргументировать свои высказывания.
Форма проведения: групповая.
С помощью считалки выбирается водящий.
Трынцы-бынцы, бубенцы, Раззвонились удальцы. Диги-диги-диги-дон, Выходи скорее вон!
Водящий рисует песком на световом столе свою любимую игрушку, а затем описывает ее словами, не называя. Остальные дети должны догадаться, о какой игрушке идет речь. Затем водящий меняется, упражнение возобновляется.
Упражнение «Сказочная страна»
Цели использования: развитие познавательных процессов, воображения, мелкой моторики.
Форма проведения: индивидуальная или групповая.
Логопед предлагает ребенку нарисовать песком на световом столе сказочную страну, а затем вместе с ним обсуждает, что это за страна:
какие существа ее населяют;
какой у них характер;
• что они умеют делать;
• откуда пришли в эту страну;
в каких взаимоотношениях находятся межу собой;
всем ли существам хорошо в этом мире (этой стране, и если нет, то что можно сделать,
чтобы им стало лучше;
что можно изменить;
какие события будут происходить в этой стране;
что жители будут делать дальше;
• есть ли название у получившегося рисунка;
что нравится или не нравится в рисунке, что хотелось бы изменить. Примечание. Если ребенок испытывает затруднения при составлении истории, рекомендуется использовать метод незаконченных предложений.
Упражнение «Загадки»
Цели использования: развитие познавательных процессов, воображения, мелкой моторики.
Форма проведения: групповая.
Детям предлагается отгадать предмет (животное, птицу и т. д.) по наводящим фразам. Например, загадано яблоко. О нем можно рассказать следующее:
• это фрукт;
• растет на дереве;
• бывает зеленым, желтым, красным;
бывает кислым и сладким;
• можно есть его сырым, варить из него компот, повидло, печь с ним пирог.
Затем дети должны, не произнося ответ вслух, нарисовать отгадку песком на световом столе.
Вариант. Логопед косвенными фразами описывает какую-либо ситуацию, дети должны отгадать ее и нарисовать. Например, загадана ситуация - празднование Нового года: у всех на лицах улыбки;
• слышен смех и топот ног;
• звучит веселая музыка;
• все держатся за руки, водят хоровод;
слышны залпы фейерверков;
• детей ждут подарки;
чувствуется запах ели и мандаринов.
Упражнение «Цветочки»
Цели использования: развитие мелкой моторики; формирование коммуникативных
навыков.
Форма проведения: групповая.
С помощью считалки выбирается ребенок, который будет «пчелой» :
Пчелы в поле полетели,
Зажужжали, загудели.
Сядет пчелка на цветы –
Мы рисуем, водишь ты!
Дети рисуют песком на световом столе цветы, а «пчела» должна выбрать среди них самый красивый и аккуратный рисунок. Ребенок, изображение которого окажется наиболее удачным, становится «пчелой», и игра повторяется.
Вариант. С помощью считалки выбирается «Дед Мороз» :
Ты белый, ты яркий,
Ты в шубе, ты в шапке,
У тебя красный нос,
Значит, ты Дед Мороз!
Остальные дети рисуют на столе снежинки.
Упражнение «Что это? Для чего?»
Цели использования: расширение кругозора и общей осведомленности об окружающем мире; развитие мышления, речи, мелкой моторики.
Форма проведения: индивидуальная или групповая.
Применение этой игры зависит от изучаемой детьми в группе лексической темы. Логопед рисует песком на световом столе контурные изображения какого-либо животного, инструмент, предмет мебели, посуды, элемент одежды. Затем просит ребят назвать изображенный им предмет, описать его форму, назначение. Можно вместе придумать необычную историю, которая произошла с этим предметом.
Упражнение «Во саду ли, в огороде»
Цели использования: расширение кругозора и общей осведомленности об окружающем мире; развитие мышления, речи, мелкой моторики.
Форма проведения: индивидуальная или групповая.
Дополнительные материалы: игрушечные овощи и фрукты.
По взмаху волшебной палочки песочница превращается во «фруктовый сад» или в «огород», который детям предлагается засадить разными растениями. Выполнив задание, они рассказывают, что где растет. Логопед просит их описать овощи и фрукты по форме, цвету и вкусу.
Упражнение «Детские секретики»
Цели использования: обучение детей рисованию карт-схем; развитие мышления, воображения.
Форма проведения: индивидуальная или групповая. Дополнительные материалы: набор миниатюрных игрушек, бумага, ручка. Дети вместе с психологом чертят карту-схему с условными изображениями дерева, реки, гор, леса, домов, а затем по данной схеме создают песочную картину. Затем кого-нибудь из них просят отвернуться, в это время взрослый прячет на различных участках картины секретики. В тех местах, где они находятся, он ставит точки. Ребенок поворачивается и отыскивает их, следуя карте-схеме.
Примечание. Игру можно усложнить: прятать секретики и отмечать на карте-схеме их местонахождение будет ребенок, а взрослый станет их отыскивать.
Упражнение «Дорисуй картинку»
Цели использования: развитие воображения, мелкой моторики.
Форма проведения: индивидуальная или групповая.
Логопед рисует на световом столе с помощью песка круги, квадраты, треугольники и предлагает ребенку дорисовать необходимые детали так, чтобы получилось законченное изображение (пуговица, руль, солнце, мяч и пр.).
Варианты:
Логопед предлагает ребенку «обвести» песком на световом столе свою ладошку, а затем дорисовать необходимые детали так, чтобы получилось законченное изображение; психолог (или сам ребенок) рисует на световом столе песком абстрактную фигуру, проводит линии, а затем спрашивает, на что это похоже, и предлагает дорисовать необходимые детали так, чтобы получилось законченное изображение.