Получи документы

Консультация для воспитателей «Развитие речи в природе»

Светлана Клюхина
Консультация для воспитателей «Развитие речи в природе»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для воспитателей :

«Развитие речи

при ознакомлении с природой».

Учитель-логопед МБДОУ № 72 "Кораблик" :

Клюхина С. В.

г. Мытищи, 2018 г.

Темочки:

Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребёнка. Она своим

многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей,

вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, надолго

остаются в памяти, создают прочную основу для дальнейшего её познания.

Известный педагог В. А. Сухомлинский подчёркивал, что человек

был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой,

должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка, - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, и именно природа является вечным источником детского разума. Чтобы совершенствовать мысль и слово ребёнка, необходимо обогащать его впечатления яркими образами природы, так как всё, что есть в речи логического, проистекает из наблюдений человека над природой, а сама логика есть не что

иное как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы

(1971).

Созерцание природы является единственно подлинным фундаментом человеческого познания, а её познание протекает в единстве с овладением речи, указывал И. Г. Песталоцци (1963).

Стержневой идеей содержания образования является ведущая роль

культурной языковой среды, отношение к родному языку как к достоянию нации, как к воздуху, которым дышат и живут люди. Язык непрерывно вбирает в себя и бережно хранит несметные сокровища исторического

опыта целых поколений, следы каждого из них и голос родной природы.

Мы должны сегодня защитить и сохранить естественные связи ребёнка с традициями культуры слова как способами взаимодействия с природой (К. Чуковский). Универсальность художественного языка помогает

ребёнку глубже почувствовать и понять традиции взаимодействия общества с Природой.

Особую роль в развитии связной речи К. Д. Ушинский отводил природе. Логику природы он считал для ребёнка самой доступной и полезной.

В процессе общения с природой рождается, развивается и крепнет

такое бесценное свойство человеческой личности, как наблюдательность,

любознательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов, которые можно найти с помощью наблюдений, логического мышления. Это способствует расширению словарного запаса у ребёнка, практическому овладению навыками словообразования. Общение с

природой оказывает благотворное влияние и на развитие связной, фразовой речи. При этом дети практически овладевают навыками словоизменения: согласованием слов в роде, числе, падеже.

В процессе систематических, целенаправленных наблюдений в

природе у ребёнка расширяется кругозор, развивается любознательность,

зрительная, слуховая и вербальная память, совершенствуются мыслитель-

ные процессы. Дети учатся думать и отвечать на вопросы, аргументируя

свои высказывания, что позитивно влияет на развитие связной речи,

овладение сложноподчиненным предложением.

Наблюдательность рождает в ребёнке привычку делать выводы,

развивает логику мысли, чёткость и красоту речи. Ребёнок с помощью

взрослых учится находить и правильно определять словом причинную и

временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и

явления природы. Умению аргументировано, доказательно излагать мысли способствует формированию реалистического мировоззрения, совершенствуется умение сопоставлять, сравнивать, делать выводы, создаются

предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как

достоверность, доказательность, последовательность, чёткость, выразительность. В процессе ознакомления с природой малыш учится анализировать, рассуждать, рассказывать, описывать, что является одним из ведущих и решающих факторов успешного обучения в школе, адаптации ребёнка в обществе сверстников, в постоянно меняющемся социуме.

ЗИМА

Каждый год зима приходит по-разному.

Фенологи делят зиму на три периода:

первозимье – от покровного снега до солнцестояния;

коренная зима – с 20 декабря и до песни большой синицы;

перелом зимы – его открывает звонкая капель.

Начиная с 3-летнего возраста ребят приучают обращать внимание

на погоду: светит солнышко дует ветер, идёт снег, везде сугробы, скользко, под снегом лёд.

Рассматриваем следы на снегу. Учим детей различать следы птиц.

Наблюдаем за жизнью птиц (снегири, синицы, воробьи, за жизнью деревьев и кустарников.

ОТ 3-х ДО 4-х ЛЕТ

Ознакомление детей младшей группы с наиболее характерными

признаками зимнего сезона проводится повседневно во время прогулок на

участке детского сада или в ближайшем парке, сквере. Представление о

зиме дети получают во время игра, посильного труда, зимних развлечений и кратковременных наблюдений. На прогулках надо обращать внимание на красоту деревьев и кустарников в зимнем уборе и воспитывать бережное отношение к ним.

Во время прогулок воспитатель привлекает внимание детей к неживой природе (снег белый, солнышко светит, небо чистое, голубое).

На прогулках надо приучать детей к наблюдению за птицами (за

воробьями).

ОТ 4-х ДО 5-ти ЛЕТ

На прогулках надо расширить и уточнить конкретные представления детей о характерных признаках зимы.

С явлениями неживой природы, свойствами снега и льда воспитатель знакомит детей в повседневной жизни, на прогулках, во время коротких наблюдений, в процессе игр, труда, зимних развлечений.

В течение всей зимы воспитатель привлекает ребят к ярким и характерным зимним явлениям. Дети наблюдают деревья и кустарники под

снежным покровом, замечают, как в ветреную погоду ветки гнутся и с

них осыпается снег. Обращаем внимание на красоту деревьев в зимнем

уборе, напоминаем, что деревья и кусты надо беречь и зимой: не затаптывать их, не обламывать ветки.

Во время прогулок рассматривать строение деревьев (ствол, ветки).

Сравнивать деревья (дуб, берёзу) по толщине и виду веток, ствола. Учить

различать хвойные и лиственные деревья.

Ежедневно на прогулках воспитатель привлекает детей к подкормке птиц, прилетающих к кормушке (воробьи, ворона, голубь, сорока, галка) .

ОТ 5-ти ДО 6-ти ЛЕТ

У детей шестого года жизни знания о характерных признаках зимней природы расширяют и обобщают речевые возможности.

Воспитатель привлекает внимание детей к признакам наступающей

зимы: дни стали короче, похолодало, лужи замёрзли. Воспитатель объясняет, что солнце светит зимой мало (днём, а луна и звёзды – вечером.

Воспитатель учит детей определять погоду по приметам, устанавливать связи между явлениями. Когда сильный мороз, дым из труб поднимается столбом, снег скрипит под ногами, рассыпается в руках, при дыхании виден пар. В дальнейшем по этим приметам сами дети определяют

температуру.

На прогулках в начале зимы дети наблюдают замерзание воды в лужах. К концу зимы, в феврале, воспитатель привлекает внимание ребят к

увеличению дня, к появлению первых весенних признаках: образованию

сосулек, таянию снега на солнце.

Основное время на прогулках должно отводиться развлечениям. В

тёплые дни воспитатель организует лепку из снега, даёт детям формочки

и лопатки. Так они узнают, что из снега можно лепить.

Зимой продолжается воспитание бережного отношения к деревьям

и кустарникам.

Воспитатель учит ребят различать знакомые им деревья по стволам (высоте, коре, расположению ветвей (кроне, оставшимся плодам.

Зимой дети ежедневно подкармливают птиц, прилетающих на участок (воробьи, синицы, снегири).

ОТ 6-ти ДО 7-ми ЛЕТ

Разнообразны и интересны зимой наблюдения за неживой природой.

В декабре зимой дни становятся короче, солнце светит мало, а в январе происходит заметное увеличение дня. Утром можно наблюдать восход солнца, на вечерней прогулке – заход.

Приучайте детей самостоятельно определять по признакам, солнечный или пасмурный день, морозный или тёплый, какой ветер (сильный,

слабый, безветрие). Ребята должны знать слова снегопад, метель, пурга,

позёмка, капель, оттепель т. д. Учить детей различать следы на снегу: находить следы человека, разных птиц, домашних животных, следы от санок, лыж.

На прогулках надо воспитывать у детей интерес и бережное отношение к деревьям и кустарникам. Организовать наблюдения за растительным миром. Обратить внимание на красоту деревьев и кустарников в зимнем уборе – в снегу, инее. Напомнить, что зимой ветки деревьев и кустарников легко ломаются, они хрупкие. Нельзя сгибать их, ломать во время

игр и развлечений на участке. Обратить внимание детей на почки (зимой

деревья не погибают, они отдыхают; станет тепло, из почек разовьются

листочки).

Дети 6-7 лет наблюдают за птицами, прилетающими на участок

детского сада (снегирь, синица, свиристель, сорока, воробьи, галка). Дети

вместе с воспитателем делают кормушки, заготовляют корм и подкармливают птиц.

ВЕСНА

Приближение весны чувствуется ещё в конце февраля. Заметно

прибавился день, ярче светит солнце, южные ветры чаще приносят тепло.

Фенологи делят весну на четыре периода:

снеготаяние – от первых проталин до зацветания серой ольхи и

орешника;

оживление весны – от зацветания мать-и-мачехи до появления

листвы на берёзе;

разгар весны – от зелени берёз до зацветания рябины;

предлетье – от зацветания рябины до начала цветения мелколистной липы и шиповника.

Солнце весной поднимается значительно раньше.

Для ранней весны характерны резкие перепады температуры тела.

На крышах появляются сосульки. Стучит капель. Вскоре появляются первые проталины вокруг стволов деревьев.

Весной ребята очень охотно играют у ручейков.

ОТ 3-х ДО 4-х ЛЕТ

Наступают заметные изменения в природе. Тепло, светит солнце,

тает снег и лёд, появляются проталины (снег растаял, видна земля).

Весной знакомим детей с изменениями в жизни растений. (Зелёная

трава; первые весенние цветы; деревья зелёные, на них распустились зелёные листочки).

С первыми тёплыми днями появляются мухи, вылетают бабочки,

жуки. Вместе с детьми наблюдаем за птицами (воробьи, грачи, скворцы,

ласточки). О птицах надо заботиться – они друзья человека.

ОТ 4-х ДО 5-ти ЛЕТ

Пробуждение природы после зимы, быстрая смена весенних явлений, изменение содержания игр и развлечений весной радуют детей и возбуждают интерес и любознательность. Это создаёт благоприятную почву

для наблюдений на прогулках, накопления у ребят представлений о признаках весны, развития речи.

В течение всей весны дети наблюдают за изменениями в природе,

за погодой (солнце, пасмурно и др.).

Наблюдения на прогулках чередуются с играми, трудом. Много радости детям доставляет пускание в ручейках корабликов, игры с водой.

Обращаем внимание на потепление (солнце светит ярко, стало тепло). Привлекает внимание таяние снега, изменение снежного покрова

(снег и лёд на солнце тают, текут ручьи, сосульки тают от весеннего солнца).

Наблюдаем за домашними животными и их детёнышами. Вместе со

взрослыми дети могут ухаживать за курами, кроликами, утками, гусями.

Кормят кошку с котятами, собаку.

Продолжается наблюдение за птицами (за воробьями, голубями,

скворцами, грачами).

ОТ 5-ти ДО 6-ти ЛЕТ

Продолжаются наблюдения за погодой: весной чаще бывают солнечные тёплые дни. Обращаем внимание на удлинение дня и потепление,

на таяние снега и льда на солнце.

Одно из ярких и интересных весенних явлений – ледоход (лёд вздувается, трескается).

Весенние явления в неживой природе связывают с изменениями в

жизни растений и животных. Тает снег, зеленеет трава. Появляются первые весенние цветы (мать-мачеха, голубая и белая перелеска, медуница,

одуванчик).

В начале весны появляются насекомые (жуки, бабочки, стрекозы,

пчёлы, муравьи, майские жуки, божья коровка).

ОТ 6-ти ДО 7-ми ЛЕТ

Стало светлее. Наблюдаем заход солнца. Весенний день всё время

прибывает. Тает снег. В марте появляются весенние проталины. В речь

детей вводятся понятия: ледоход, разлив.

День удлиняется, потепление. Зеленеет трава, появляются первые

весенние цветы: мать-и-мачеха, голубая и белая перелеска, первоцвет,

ландыш, одуванчик. На деревьях и кустарниках набухают почки (берёза,

тополь, сирень, бузина, чёрная смородина и др.). Продолжаются наблюдения за цветением деревьев и кустов участка, парка, леса (черёмуха,

сирень, татарская жимолость).

Весной на прогулках расширяют и уточняют представления детей о

перелё тных птицах: из тёплых стран прилетают грачи, скворцы, ласточки.

ЛЕТО

Фенологи делят лето на три периода:

начало лета – от зацветания шиповника и мелколистной липы;

полное лето – от созревания садовой земляники и черники;

спад лета – от созревания озимой ржи.

Начало лета. Частые грозы, ливневые дожди, росы, туманы, вспышки молнии, разноцветная радуга… Наблюдения этих явления даёт большой простор для обогащения словаря, развития мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Знакомство с луговыми растениями: ромашки, васильки, колокольчики, одуванчик, подорожник.

ОТ 3-х ДО 4-х ЛЕТ

Приучать детей беречь траву на лугу, не мять её, не рвать зря цветы. Познакомить с луговыми растениями: колокольчики, ромашки, красный клевер. Привлекать ребят к рассматриванию деревьев: берёзы, ели,

сосны. Познакомить с лесной ягодой – земляникой.

На прогулках детей знакомят с домашними животными: пасущимися на лугах коровами, лошадьми, козами.

ОТ 4-х ДО 5-ти ЛЕТ

На прогулках закрепляются и расширяются представления детей о

луге. В начале лета луг покрыт цветущими одуванчиками, колокольчиками, ромашками. Проводятся наблюдения за бабочками, жуками.

Наблюдения за жизнью леса: деревья высокие - низкие, старые –

молодые (берёза, ель, рябина с красными ягодами).

Познакомить детей с лесными ягодами: земляникой, черникой,

малиной, брусникой.

В лесу дети находят грибы (лисички, сыроежки).

В течение лета обогатить представления детей о домашних животных и их детёнышах. Закрепить названия: собака, щенята; лошадь, жеребёнок. Словообразование: кот – котёнок - котята и т. д.

Провести наблюдение за домашними птицами: петух, курица с

цыплятами, утки, гуси.

ОТ 5-ти ДО 6-ти ЛЕТ

На прогулке уточнить представления детей о том, что такое луг.

Рассмотреть знакомые луговые цветы: одуванчики, лютики, ромашка, луговой василёк. Составить с детьми гербарий «Цветы нашего луга».

На прогулках в процессе наблюдений закрепляются и уточняются

знания детей о насекомых. В процессе наблюдения развивается связная

речь. Дети упражняются в узнавании деревьев 9ели и сосны, рябины и

т. д.).

ОТ 6-ти ДО 7-ми ЛЕТ

Уточнение понятия «луг» (растёт трава, много ярких, красивых

цветов). Предложить вспомнить названия луговых растений. Воспитывать

бережное отношение к природе, не следует бесцельно рвать цветы, мять и

вытаптывать траву.

Расширять представления детей о луговых цветах. Знакомство с

новыми луговыми цветами: луговой василёк, тысячелистник и т. д. Обращаем внимание на злаковые травы: трясунка, ежа сборная, мятлик и т. д.

Провести прогулки для сбора целебных трав (подорожник, ромашка, мята, листья мать-и-мачехи, шалфея, зверобоя и т. д.).

Организуются наблюдения за бабочками.

Уточнить понятие «лес» (в лесу растут деревья, кусты, а под ними

– трава, мох). Уточнить знания детей и закрепить умение узнавать самые

распространённые породы деревьев. Научить определять и называть лес

по составу деревьев: сосновый, еловый, хвойный, смешанный, лиственный.

Прогулки в лес используются для закрепления и расширения знаний о лесных ягодах (морошка, земляника, черника, голубика, малина,

брусника и т. д.). Расширять и закреплять знания о грибах.

Во время прогулок обратить внимание на насекомых.

Для расширения знаний о птицах можно использовать картинки,

рассказы и стихотворения.

ОСЕНЬ

Первые приметы близкой осени – золотые листочки в тонких берёзовых прядях – появляются ещё в августе.

Фенологи делят осень на четыре периода:

начало осени – от первых жёлтых листьев на берёзе;

золотая осень – валовой листопад;

глубокая осень – с конца листопада до первого снега;

предзимье.

В конце августа заметно понижается температура воздуха. И дожди

идут долгие, холодные. Всё чаще гнутся от ветра вершины деревьев, качаются толстые ветки. Осенние ветры сильнее летних. Листопад в самом

разгаре. Наблюдение листопада – яркое, незабываемое зрелище. Дети с

удовольствием собирают опавшие листья.

ОТ 3-х ДО 4-х ЛЕТ

Познакомить детей с характерными признаками осени: холодно,

идёт дождь, на земле лужи.

На первых прогулках следует осмотреть зелёные насаждения участка, научить детей беречь растения, не ходить по клумбам.

Посмотреть вместе с детьми за листопадом.

Обратить внимание детей на то, какие красивые цветы растут на

клумбах: георгины, настурции, астры, розы.

Наблюдение за домашними животными: собакой, кошкой,

кроликом.

На прогулке можно увидеть воробьёв, голубей.

Наблюдения сопровождать коротенькими пояснениями, уточняющими характерные внешние признаки животных, задавайте вопросы, читайте стихи или пойте песни о животных. Развивайте речь ребёнка.

ОТ 4-х ДО 5-ти ЛЕТ

Продолжается воспитание у детей интереса и любви к природе, бережного отношения к растениям и животным. Показывать детям разнообразие осенней природы и труда людей. Подводить детей к элементарным обобщающим понятиям (фрукты, ягоды, овощи, птицы, деревья и

т. д.). Установить связи между явлениями природы : идёт дождь – земля

мокрая, светит солнце – лужи высохли и пр.

Ознакомление с неживой природой осуществляется путём кратковременных наблюдений и игр во время прогулок. Приучать подмечать изменения в цвете неба: в солнечный день оно ясное, голубое, чистое, в пасмурный – покрыто тучами, которые закрывают солнце; возможно скоро

пойдёт дождь.

Листопад – одно из наиболее характерных осенних явлений. На

прогулках дети наблюдают за деревьями и кустарниками своего участка.

Целесообразно отмечать наиболее видимые изменения6 листья пожелтели, сухие листья опадают, ветви на деревьях стали голые, листьев на них

не осталось. Любуясь красотой осеннего пейзажа, найти знакомые детям

деревья: клён, тополь, берёзу. Обратить внимание на различную окраску,

форму и величину листьев.

Организовываются наблюдения за растениями цветника (настурция, астра, анютины глазки).

Продолжаются наблюдения за домашними животными: кошкой,

собакой, коровой, лошадью и др.

Обратить внимание на птиц: ласточек, скворцов, воробьёв, ворон,

голубей.

Надо, чтобы дети знали, что овощи и фрукты выращивают в сельской местности.

ОТ 5-ти ДО 6-ти ЛЕТ

На прогулках детей старшей группы знакомят с большим разнообразием сезонных явлений, подводят их к обобщению накопленных знаний

о признаках осени. Со старшими детьми устанавливается последовательность в изменении осенних явлений (с ранней до поздней осени).

Знакомство с неживой природой проводится путём кратковременных наблюдений и дидактических игр во время прогулок. Приучайте

следить за погодой (в ветреную погоду деревья качаются, ветер гонит сухие листья).

В начале осени солнце светит ярко, небо голубое, как летом, потом

день становится короче, ясные дни всё реже, небо покрывается тучами,

часто идут дожди, на улице лужи и грязь, дует холодный ветер. Подвести

детей к выводу, что похолодание, ветры, дождь – характерные признаки

осени.

В старшей группе полученные знания расширяют: уточняют, что

осенью становится холодно, листья на деревьях изменяют окраску, сохнут

и опадают, созревают семена и плоды (шишки, жёлуди).

Проведите наблюдения за растениями цветника (георгины, астры,

настурции). Наблюдения за бабочками во время цветения лугов.

Привлечь внимание детей к оставшимся птицам. Осенью уже нет

ласточек, кукушек, соловьёв, скворцов и т. д. Желательно понаблюдать за

отлётом птиц.

ОТ 6-ти ДО 7-ми ЛЕТ

В конце осени предложить детям полюбоваться закатом. Приучать

фиксировать свои наблюдения в календаре природы.

Большой интерес вызывают у детей народные приметы, поговорки,

загадки, пословицы о различных явлениях природы.

Продолжаются наблюдения за листопадом. Научить детей определять деревья по расположению ветвей, по плодам.

Следует познакомить детей с трудом садовников. Они заменяют

осенью отцветающие цветы другими, а в конце осени укрывают многолетники, убирают отцветшие растения, перекапывают клумбы.

Привлекайте детей к наблюдениям за ещё цветущими осенью цветами, отмечая постепенное их увядание. Можно сделать гербарий «Осенние цветы». Ранней осенью можно собрать семена и плоды кустарников,

деревьев, сорняков для будущей подкормки птиц.

На прогулке продолжаются наблюдения за птицами (встречаются

ли они ещё : ласточки, скворцы, трясогузки, журавли).

Продолжать наблюдения за домашними животными (коровами,

свиньями, лошадьми) и домашней птицей (курами, гусями, утками, индюками).

Желательно привлекать детей к уходу за мелкими домашними животными (домашними птицами, кроликами, кошками, собаками и др.).

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей с ТНР посредством сенсорного воспитания» Способность членораздельной речи является одним из наиболее значительных и характерных проявлений развития личности. Ребенок черпает первые.

Консультация для воспитателей по обучению грамоте «Развитие речи детей» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 56 комбинированного вида» Консультация для педагогов по теме:.

Консультация для воспитателей «Развитие речи через музыку» Консультация для воспитателей «Развитие речи через музыку» Музыка и речь тесно взаимосвязаны. Исследования показывают, что музыка включает.

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей через художественную литературу» Консультация для воспитателей «Развитие речи детей через художественную литературу» Овладение родным языком как средством и способом общения.

Консультация для воспитателей «Развитие речи у дошкольников на музыкальных занятиях» Развитие речи детей у дошкольников на музыкальных занятиях. Речь и музыка. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества.

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей в процессе театрализованной деятельности» Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи,.

Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности» «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего,.

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи детей при ознакомлении с сезонными явлениями в природе» Природа окружает ребенка с ранних лет. Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он.

Консультация для воспитателей «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» Речь – это важнейшая функция в жизни человека, которая необходима каждому. Невозможно представить себе нашу жизнь без речи, без звучащего.

Влияние сенсомоторных игр на развитие речи детей раннего возраста. Консультация для воспитателей Ранний возраст – это период наиболее интенсивного развития организма, период, когда у ребенка происходит становление и развитие всех сторон.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Развитие речи в природе»
Опубликовано: 1 октября 2019 в 18:16
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Развитие речи в природе»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Клюхина (УИ 249097) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД