Татьяна Потёмкина
Развитие речи на музыкальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – это период интенсивного развития ребенка, период овладения ребенком родной речью.
Через речь ребенок познает окружающий мир, и взрослые (родители, педагоги, должны помочь ребенку познать его во всем великолепии. Более того, от культуры нашей речи, от того, как мы говорим с ребенком, сколько внимания уделяем речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в дальнейшем усвоении языка.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Темочки
К сожалению, современный ребенок зачастую бывает лишен элементарного общения, родители не стремятся развивать речь ребенка, заменяя ее игрой в телефоне или просмотром мультфильмов.
Дети, которые с раннего возраста сидят за компьютером и овладевают письмом с помощью клавиатуры – перестали разговаривать. Эта проблема всех современных дошкольников.
«Возьми, сядь и поиграй», - вот и все, что может услышать малыш. Но ребенку необходимо живое общение, чтение и рассказывание сказок, стихов и потешек, напевание песенок, небольшая театрализация (обыгрывание) с игрушками. Так развитие речи в детском саду становится приоритетным направлением, и педагоги в своей ежедневной работе стараются как можно больше заполнить пробелы, возникающие в семье.
Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей.
Незаменимое воздействие музыки на человека люди почувствовали и осознали с древних времен. Наукой доказано, что ребенок эмоционально реагирует на музыку с первых дней жизни и даже раньше. Музыка для ребёнка – мир радостных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов.
Во время слушания музыки у детей, улучшаются память, мышление, воображение. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приёмов, положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.
У музыки и речи существует немало общих основ. Одна из них заключается в том, что речь звучит. Так же как и музыка, звучит—быстрая, медленная, певучая, сухая, отрывистая, со всеми цезурами, знаками препинания, со всеми своими интонациями.
Речь и музыку объединяет между собой не просто звучание—в жизни, в природе, в быту много звуков, но не все они сливаются с музыкой. Звучание человеческой речи всегда связано со смыслом слов, осмысленно. Речь прозвучит по-разному, в зависимости от того, отвечаете вы или задаете вопрос, рассказываете смешную историю или читаете лекцию.
Звучание речи связано не только со смыслом слов, но и с их эмоциональной окраской. Всегда слышно, сердится человек или радуется. Не разбирая слов, мы можем отличить по звучанию речи ласковые уговоры от гневных упреков.
Осмысленное звучание человеческой речи мы называем интонацией. Интонация в особенности важна в передаче эмоциональной стороны речи, в передаче оттенков душевных переживаний, манеры речи людей разного склада, темперамента, характера. А ведь именно сфера эмоций, переживаний и составляет специфическую область музыки, мелодии.
У речевой интонации и музыки много других общих черт: речь, как и музыка, имеет темп, скорость движения, ритм, цезуры, она расчленяется на отдельные построения. Слово в речи подобно мотиву в музыке. Слово «фраза» употребляется в одинаковом значении как по отношению к музыке, так и по отношению к речи. Звуковая речь, как, и музыка, имеет свой диапазон и тембр.
Как мы видим, музыка и речь похожи, имеют много общего. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что на музыкальных занятиях решаются и задачи развития речи детей.
Знакомя детей с распевками, песнями, беседуя о музыке, композиторах,
постоянно ведется работа над такими компонентами языка и речи, как:
• обогащение словаря
• развитие диалогической речи;
• развитие монологической речи;
• воспитание культуры речевого общения;
• развитие дыхания.
Все виды музыкальной деятельности (пение, слушание, музыкально-ритмические движения, музыкально - дидактические игры, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально - пальчиковая гимнастика) используются в работе над развитием речи. Основополагающим принципом проведения музыкальных занятий является взаимосвязь музыки, движения и речи.
Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом. Слушание музыки - универсальный вид деятельности. Без слушания невозможно представить себе и другие виды музыкальной деятельности : перед тем, как разучить песню, танец, оркестровую пьесу или начать работу над игрой - драматизацией, их нужно обязательно прослушать. Слушая музыку, дети знакомятся с музыкальными произведениями разнообразных жанров, учатся понимать, различать средства выразительности: темп, ритм, динамику, тембр.
Навыки монологической и диалогической речи формируются в процессе беседы после слушания музыки, когда дети делятся впечатлениями от прослушанного произведения, высказывают своё отношение к его образам, дают им оценку.
Знания о композиторах расширяют словарь музыкальных терминов (узнаем фамилию композитора, кто такой композитор, какую музыку он писал).
Основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение. Пение - вокальное искусство, связанное со стремлением человека выразить своё настроение в звуках голоса. Речь, в соединении с пением, производит особенно сильное, захватывающее действие.
Такой вид музыкальной деятельности, как пение, также развивает связную речь детей, способствует расширению словаря, образности детских высказываний. Этому способствует сам поэтический текст песни, использование такого приема, как пересказ содержания песни своими словами после первого ее прослушивания. С детьми проводится беседа: значение всех непонятных слов разъясняется, при этом используются сравнения, эпитеты, слова-синонимы. Расширяется словарь музыкальных терминов. Дети знакомятся, запоминают и употребляют в речи такие слова, как хор, солист, дирижер, артист, вступление, заключение, проигрыш, припев, куплет и т. д., речь детей обогащается, становится более интеллектуальной и выразительной.
Основным приемом работы с песней является повтор. Повтор важен для заучивания песен наизусть, что должны делать дети, еще не овладевшие навыками чтения. Вот почему большинство детских стишков и песенок состоят из простых, часто повторяющихся, односложных слов. Для детей, испытывающих трудности в речевом плане, пение является наиболее приемлемым способом обучения, так как заучивание куплетов из песен способствует формированию навыка составления фраз и предложений.
Песни - хорошие языковые модели, которые легко воспроизвести, потому что речевой поток сопровождается музыкой. Пение также обладает дополнительным преимуществом – оно требует более четкой артикуляции со стороны и педагога, и воспитанника. Пение помогает понять ритмический строй языка, ведь детям приходится пропеть каждый слог. При пении дети неосознанно рифмуют определенные слоги. Они могут определить, какие слоги рифмуются, а также могут рифмовать целые слова или подбирать слова, которые рифмуются по определенному звуку или букве.
Дыхательная гимнастика формирует правильное речевое дыхание и тренируют силу вдоха и выдоха); «Подуй на бабочку», «Понюхай цветок
Песенки – распевки, задают позитивный тон и подготавливают голос к пению. «Труба», «Лесенка», «Лиса по лесу ходила», «Бубенчики» и др.
Музыкально – дидактические игры развивают звуковысотный слух, представления о жанрах, наблюдательность и речевой слух. Лесенка», «Тихо - громко», «Весело- грустно», «Птица и птенчики» и др.
Особенно положительно влияют на развитие речи детей хороводы, танцы и игры с пением, поскольку помогают детям
• координировать пение и движение,
• активизируют речь детей,
• тренируют память, фантазию, воображение.
В основе большинства игр со словом (пением) – народные тексты. Они особенно удобны для распевного выразительного произношения. Наличие мелодического и ритмического начала позволяет выполнять движения по содержанию текста в нужном ритме и темпе. Текст игры можно не заучивать с детьми специально. Он запоминается в процессе игрового действия. Главное условие – это выразительное, как бы нараспев, ритмичное произнесение текста.
Музыкально – пальчиковые игры способствуют развитию : мелкой и крупной моторики, слухового восприятия, музыкальной памяти, чувства ритма, фонематического, интонационного и музыкально-певческого слуха, умения согласовывать движения и речь.
Шумовой оркестр – это замечательное средство развития не только метроритмического чувства, но и мелкой моторики детей. Ведь ребенок, извлекая звук, учится его контролировать не только слухом, но и усилием кисти руки. Постепенно дети овладевают умениями играть на инструментах, имеющих звукоряд. Это очень развивает слух, что в свою очередь важно для активизации речи ребенка.
В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известная роль становления слуха в формировании ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух, и, как следствие этого плохое восприятие ритма, резко тормозят развитие речи детей в раннем возрасте.
Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительная либо слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. Слабое развитие слуховых и моторных способностей в дальнейшем тормозит развитие ребёнка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение ребенка со сверстниками. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому наша задача – научить ребенка ритмично дышать, говорить, петь, двигаться (логоритмика, в основе которой лежит орфпедагогика).
Каждый вид музыкальной деятельности является процессом общения педагога с детьми, а, значит, позволяет целенаправленно и эффективно развивать речь ребенка.
Список литературы:
1. Боромыкова О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. М., 1992.
2. Гавришева Л. Логопедические распевки. СПб, 2010.
3. Жучкова Г. Н. Волшебная сила искусства. М., 1992
4. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М., 2010.
5. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду / Е. Раевская. М., 1991.
6. Осипова Е. В. Пособия для детей с нарушением речи // Музыкальный руководитель. 2016. № 5.
7. Радынова О. П. Музыкальное развитие детей. М., 1997.
6. Тарасов Г. С. О коммуникативной природе музыкальных способностей // Музыкальная психология и психотерапия. 2008. № 3.
7. Овчинникова Т. С. Логопедические распевки. ССПб. : КАРО, 2009.
8. Ручьевская Е. Слово и музыка. Л. : Музгиз,1960.
9. Интернет публикации.