Дарья Хлебович
Конспект занятия по развитию речи «Как собака друга искала»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Тема занятия : русская народная сказка «Как собака друга искала»
Возрастная группа: старшая группа
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Как собака друга искала“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Собака, щенок. Все про собак для детей
- Собака, щенок. Конспекты занятий
- Темочки
Цель: формирование представлений у детей о русской народной сказке «Как собака друга искала» посредством интеграции различных видов деятельности (дидактическая игра на ИКТ оборудовании «Восстанови сюжет сказки в правильной последовательности», беседа «-O- -O-» продуктивные виды деятельности «техника -O- -O-»)
Задачи:
Образовательные:
• Актуализировать знания детей о русских народных сказках посредствам беседы «Что такое сказка?»;
• Познакомить детей с русской народной сказкой «Как собака друга искала» посредством выразительного чтения, дидактической игры на ИКТ оборудовании и продуктивных видов деятельности «-O-?ТЕХНИКА»;
• Учить строить полные выразительные ответы на вопросы, поставленные воспитателем посредствам дидактической игры на ИКТ оборудовании «Восстанови сюжет сказки в правильной последовательности»
Развивающие :
• Развивать память, логическое мышление, произвольное внимание;
• Развивать слуховое восприятие, упражнять слуховое восприятие;
• Развивать и активизировать словарный запас детей, выразительные движения, мимику, жесты.
Воспитательные:
• Воспитывать доброжелательное отношение к домашним животным.
• Воспитывать интерес к художественной литературе;
• Воспитывать уважение к другим детям на занятии, не перебивать друг друга, умение слушать сверстника.
Дополнительные задачи:
Восстанавливать сюжет сказки посредством дидактической игры на ИКТ оборудовании;
Закрепить нетрадиционную технику рисования.
Словарная работа: овраг, шорох, бранить
Планируемый результат занятия : Дети пересказывают литературный текст с помощью игры на ИКТ оборудовании
Подготовительная работа: -O- -O-?
Материалы и оборудование: ИКТ оборудование (презентация, игра восстанови последовательность, хрестоматия, клей, цветные картинки, заготовки для аппликации на каждого ребенка
Приветствие детей, сюрпризный момент;
Проблемная ситуация;
Знакомство с незнакомыми словами (картинки)
Аннотация к произведению; картинка произведения КТО ИЛЛЮСТРАТОР
Предположение детей о конце сказки;
Напомнить детям о правильной посадке;
Чтение произведения;
Вопросы после прочтения, характер героев, сюжет сказки;
Игра продолжи предложение;
Физминутка;
Повторение отрывка сказки;
Выбрать очередность к игре;
Техника безопасности с доской;
Дидактическая игра; Пересказ по картинкам;
Гимнастика для глаз;
Продуктивная деятельность
Пальчиковая гимнастика
Техника безопасности с клеем;
Подведение итогов (кто написал, как называется, чему учит сказка)
№ Этапы, продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога Методы, формы, приемы Предполагаемая работа детей Планируемая работа
1. Организационно-мотивационный этап
Задачи: Организовать детей, создать положительно эмоциональный настрой, мотивировать детей на включение в деятельность.
Методы, формы, приемы: Словесный метод: художественное слово. Сюрпризный момент.
Деятельность детей: Дети размещаются в группе (свободно, за столом, на стульчиках, полукругом.); выражают различные эмоции.
Планируемый результат: Умеют управлять своим поведением; соблюдают общепринятых нормы поведения; проявляют готовность к действиям
Воспитатель: Встанем рядышком по кругу
Скажем Здравствуйте друг другу!
Нам здороваться не лень
Всем привет и добрый день,
Если каждый улыбнется
Утро доброе начнется!
Воспитатель: Чудесно! Мы улыбнулись друг другу и подарили хорошее настроение!
ИЛИ - Ребята, поприветствуем друг друга с помощью колокольчика. Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик. Например:
– Здравствуй, Настенька! Дин-дон-дон!
– Здравствуй, Сашенька! Дин-дон-дон!
И так далее, пока колокольчик не обойдет весь руг.
-Здорово, молодцы!
-Ребята, сегодня к нам в группу пришел гость, а кто пришел, вы узнаете если отгадаете загадку.
Летом ходит без дороги.
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медвежонок)
- Правильно, ребята, это Мишутка к нам пришел.
2. Основной этап
2.1 Этап постановки проблемы
Задачи этапа: Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме.
Методы, формы: Словесный метод. Проблемная ситуация.
Деятельность детей: Дети внимательно слушают, стараются понять проблему, обозначенную проблемной ситуации;
Планируемый результат: Высказывают свое суждение о проблеме; предлагают свой путь решения; делают вывод; практикуются в осуществление выбора. Умеет слушать, отвечать на вопросы; проявляет любознательность, задаёт вопросы; пытается самостоятельно предложить объяснение проблемы, способен к принятию собственного решения.
Мишутка: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мишка –Тедди.
-Сегодня я пришел к вам в гости не просто так. У него с собой есть очень красивая и интересная книга. Я давно хотел прочитать одну сказку, а одному мне очень скучно и неинтересно.
Мишутка: - Ребята, я знаю что вы хорошие и умные дети. Я прошу у вас помощи и предлагаю вам прочитать вместе сказку.
Воспитатель:
-Ребята, вы согласны прочитать вместе с ним сказку? (Да)
2.2 Этап ознакомления с материалом
Задачи этапа: Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений.
Методы, формы, приемы: Метод частично-поисковый. Словесный метод (беседа)
Деятельность детей: Внимательно слушают. Активно отвечают на вопросы.
Планируемый результат: Готовность к предстоящей деятельности
Воспитатель: - Сегодня мы с вами будем знакомиться с русской народной сказкой «Как собака друга искала».
- А вы знаете кто автор этой сказки? (Русский народ)
Посмотрите, какую интересную книгу принес нам Мишка Тедди что это за книга?
- Все верно, это хрестоматия, где собраны сказки и рассказы для детей, именно в этой книге и живет русская народная сказка.
- Молодцы! А сейчас обратите внимание на иллюстрацию к сказке.
- Ребята, а что изображено на иллюстрации?
- Эту картину проиллюстрировал художник ИМЯ И ПОРТРЕТ.
- Мне очень нравится эта сказка, я хорошо запомнила ее с детства. А сейчас я иногда с удовольствием ее перечитываю.
В ней рассказывается, как собака решила найти бесстрашного друга для себя, чтобы не было скучно и одиноко. Она предлагала дружбу лесным жителям, однако отношения с ними надолго не устанавливались. Какого друга нашла себе собака и как завершилось знакомство с новым другом, мы с вами сейчас и узнаем, но перед этим мы с вами ВЫСТАВИМ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ, ЕСЛИ ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧТО …. ТО ВОЗЬМИТЕ ЗЕЛЕНЫЙ СМАЙЛИК, А ЕСЛИ ТО КРАСНЫЙ. и познакомимся с незнакомыми словами которые нам встретятся в сказке.
- Ребята, что значат такие слова, как:
Бранить, значит обидными, резкими словами ругать.
Шорох- это значит, глухой звук, шуршание, легкий шум от движения.
Овраг- это большая яма.
- Здорово! Мы разобрали с вами незнакомые слова, а теперь примите позу слушателя ноги вместе, спина прямая.
Чтение сказки «Как собака друга искала»
ИТОГ ПРЕДПОЛОЖЕНИЙ
- О ком говорится в сказке?
- Кто главный герой сказки?
- А какая собака по характеру?
(Собака – смелая, умная, верная)
- А остальные звери?
(Звери – каждый имеет свои страхи.)
- А какой человек?
(Добрый, благодарен собаке за ее верность и дружбу)
- Почему собака решила искать друга?
-Что произошло дальше? Чем закончилась сказка?
- Молодцы!
- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Доскажи словечко»
Я буду читать вам предложения, а вам надо будет сказать слово которое было в этом предложении.
- Какие вы внимательные, вы все верно сказали.
2.3 Этап практического решения проблемы
Задачи этапа: Упражнять детей в практическом выполнении заданий. Смена деятельности.
Методы, формы: Словесный. Практический
Деятельность детей: Внимательно слушают; наблюдают за действиями воспитателя, других детей; Играют на интерактивной доске.
Результат: Проявляют инициативу и самостоятельность; открытость внешнему миру, взаимодействуют со сверстниками, воспитателем, имеют развитое воображение; творчески решают проблему; способны к волевым усилиям; обогащают словарный запас по теме.
Воспитатель: - А теперь, ребята, мы с вами немного отдохнем.
Физкультминутка
В понедельник я купался,
А во вторник — рисовал. В среду долго умывался,
А в четверг в футбол играл. В пятницу я прыгал, бегал,
Очень долго танцевал.
А в субботу, воскресенье Целый день я отдыхал.
ОТРЫВОК ИЗ СКАЗКИ КОТОРЫЙ ПОНРАВИЛСЯ
Воспитатель: - А сейчас Мишутка предлагает поиграть с волшебной доской, но прежде, чем мы свами будем играть мы вспомним технику безопасности при работе с волшебной доской.
Около доски вам нужно стоять на расстоянии вытянутой руки, не допускаются игры около доски, прыжки и бег, подходить к доске вы будете только тогда, когда я вас приглашу.
Воспитатель: - сейчас с помощью волчка мы определим кто за кем будет выходить. Выберите цвет.
(Один ребёнок выходит крутит волчок, таким образом выстраивают последовательность).
Ваша задача заключается в том, что вам надо будет правильно расположить сюжет сазки (картинки, как было в сказке. (ЗВЕЗДОЧКИ + ПЕРЕСКАЗ)
Воспитатель: - Какие же вы молодцы, наши глазки устали им надо отдохнуть.
Зрительная гимнастика
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.
А теперь мы их откроем, через речку мост построим.
Нарисуем букву о, получается легко.
Вверх поднимем, глянем вниз,
Вправо, влево повернем,
Заниматься вновь начнем.
Воспитатель: - На столах у вас есть конвертики, я вам предлагаю собрать небольшую картину и подарить нашему Мишутке. Но перед началом работы мы с вами повторим технику безопасности с клеем и выполним пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора.
- Какие красивые картинки у вас получились! Мишутке обязательно понравится.
3. Заключительный этап
Задачи этапа: Проанализировать уровень усвоение материала по теме; умение осуществлять мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение, вывод, классификация; проводить наблюдение, экспериментировать. Подведение итогов деятельности, формирование элементарных навыков самооценки
Приемы: Рефлексия. Прием: словесный, практический.
Результат: Умеет выражать оценку своей работы Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Умение планировать свои дальнейшие действия с учетом полученных знаний, умений, приобретенного опыта.
Воспитатель: - Ребята, кто сегодня был у нас в гостях?
- Какую сказку мы сегодня с вами читали?
- Понравилась вам сказка?
- А какая главная мысль сказки?
(Главная мысль сказки «Как собака друга искала» в том, что никто не хочет дружить с трусами, все хотят надежного сильного друга)
- Чему учит эта сказка?
(Уметь дружить, выбирать друга по общим интересам и схожему характеру).
Если вам понравилось наше занятие – покажите веселый смайлик. А если вам не понравилось или было не интересно, то покажите грустный.