Татьяна Анатольевна Фандикова
Развитие речи и математических способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи и математических способностей
у детей в группе «Солнышко»
В осуществлении познавательной деятельности ведущая роль принадлежит речи. Поэтому работу по развитию речи мы включаем и во все виды математической деятельности (порядковый счет, сравнение предметов, составление и решение задач и т. д.). В процессе формирования математических представлений на занятиях, используются разнообразные приёмы и методы работы. Наилучший результат в усвоении дают стихотворные формы, которые подбираются в соответствии с темой занятия, а также лексической темой. Конечно же и не забываем про наглядность!
Публикация «Развитие речи и математических способностей детей» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
На занятиях ФЭМП активно идёт развитие восприятия, мыслительных операций (сравнение, абстрагирование, символизация, внимания, памяти, которые в свою очередь, способствуют развитию определенных мозговых центров, влияющих на развитие речи детей с РПР.
Как и в любой работе возникают трудности, которые заключаются в следующем. У детей с РПР достаточно слабо развиты речевые процессы, также они с трудом запоминают состав числа (образование числа); названия таких геометрических фигур как овал, трапеция, ромб, прямоугольник, названия понятий, обозначающих свойства предметов, пространственные и временные понятия; испытывают трудности в решении примеров и задач.
Таким образом, наша работа позволит не только использовать мыслительные операции, но сопровождать их речью, т. е. стихотворными формами – чистоговорки, загадки, логические задания. Это позволит повысить уровень усвоения материала, облегчит его использование на практике, позволит ребенку стать более самостоятельным, в своих суждениях и действиях, а также повысит познавательный интерес к математике.
Например: Тема: «Цвет предметов».
1) Он в яйце есть и в цыпленке,
В масле, что лежит в масленке,
В каждом спелом колоске,
В солнце, в сыре и в песке. (Жёлтый цвет)
2) Он с лягушкой может квакать,
Вместе с крокодилом плакать,
Из земли с травой расти,
Но не может он цвести. (Зеленый цвет)
3) Всех быков он возмущает,
Ехать дальше запрещает,
Вместе с кровью в нас течет,
Щеки всем врунам печет. (Красный цвет)
4) Им треть флага занята,
Он в названии кита,
И в букете васильковом,
И на ящике почтовом. (Синий цвет)
Например: Тема: «Части суток».
Смотрел в окно кузнечик
Ночь, утро, день и вечер,
Потом улегся спать,
Ведь дальше ночь опять.
Например: Тема: «Времена года».
По кругу летает планета
И напевает сама
Кружилку: Зима, весна, лето,
Осень и снова зима.
Например: Тема: «Состав числа 8».
Учим 8, не зевай!
С нами вместе повторяй!
6 и 2, 1 и 7
Не устали мы совсем.
У мышонка – 3и 5
Это 8, надо знать!
А 4и 4 – тоже 8,
Не забыли?
Важное место в коррекции речи занимает развитие общей и мелкой моторики: физкультурные минутки, обогащенные стихотворными формами, также с учетом лексической темы.
Например: Тема: «Пространственные и временные понятия» («слева», «справа», «посередине»).
Мы во двор идем гулять,
Можно птичек сосчитать.
Слева на качели
Две вороны сели.
Посередине на дорожке
Воробьишко ищет крошки.
Справа- стайка голубей.
Покормите их скорей!
Или
Вейся, смелый и прекрасный
Флаг родной России:
Сверху белый,
Снизу красный,
Посредине – синий!
Например: Тема «Геометрические фигуры».
В игре использовались стихотворные формы о цифрах и геометрических фигурах.
1) 4 угла и 4 сторонки
Похожи словно родные сестренки.
2) У треугольника 3 стороны
И они могут разной быть длины.
Тема «Число и цифра».
3) Цифра 8, два кольца,
Без начала и конца.
4) Смотри, 4 — это стул,
Который я перевернул.
И, конечно же, логические задачки.