Наталья Украинская
Развитие речи дошкольников с помощью современных образовательных технологий
▼ Скачать +Заказ
Дошкольный возраст – это период, когда ребёнок активно усваивает разговорный язык, становится и развивается все стороны речи. Поэтому речевое развитие ребёнка необходимо рассматривать как основу педагогической деятельности. В образовательной практике есть много методик, научных трудов, статей по развитию речи у дошкольников. На сегодняшний день по развитию речи существуют много развивающих технологий, которые можно успешно использовать в работе воспитателя ДОУ.
Публикация «Развитие речи дошкольников с помощью современных образовательных технологий» размещена в разделах
Занимаясь с детьми, я пришла к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в педагогике приёмы и методы, в том числе и современные, которые помогут совершенствовать мыслительные и познавательные способности, развивать лексико-грамматический строй и связную речь у дошкольников.
Нынешние дети живут в большом потоке информации. Уже нет фильмоскопов. На смену пришла современная техника : телевизоры, компьютеры, планшеты, вместо сказки, которую рассказывала раньше бабушка или мама – аудиосказка с телефона или планшета. Большой поток речевой информации омывает пытливые головы детей: одни с этим справляются, у других происходит торможение не только речи, но и общего развития. Эта тенденция постоянно растет. Становится больше детей с нарушениями речи, с задержкой речевого развития. Как мы все знаем, что речь является одним из наиболее сильных факторов и стимулов развития ребенка в целом.
Основным показателем уровня развития умственных способностей ребенка, считается его речь, поэтому нам, педагогам, нужно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.
Очень полезны для развития речи и мыслительных способностей детей такие приёмы, как:
1. Прием «Сравнение» :
«Чем похожи?» (трава и лягушка, перец и горчица, мел и карандаш и т. д.).
«Чем отличаются?» (осень и весна, книга и тетрадь, автомобиль и велосипед и т. д.).
2. Прием «Замещение» :
«Назови предмет по действию» (ручка — писалка, пчела — жужжалка, ластик - стиралка и т. д.).
«Что умеет делать?» (ножницы — резать, лампа — светить, батарея - греть и т. д.).
3. Прием «Классификация» :
«Назови общие признаки» (клубника и малина, птица и человек, дождь и душ и т. д.).
«Назови все части» (велосипед — рама, руль, цепь, педаль, багажник, звонок и т. д.).
«Кто кем будет?» (мальчик — мужчиной, жёлудь — дубом, семечка — подсолнухом и т. д.).
«Кто кем был» (лошадь — жеребёнком, стол — деревом и т. д.).
«Кто где работает?» (повар — кухня, певец — сцена и т. д).
«Чем был, чем стал» (глина — горшок, ткань — платье и т. д.).
«Так было раньше, а теперь?» (серп — комбайн, лучина — электричество, телега — автомобиль и т. д.)
Цель современных образовательных технологий по развитию речи – это закрепление различных методов запоминания, развитие фотографической памяти ребёнка, расширение словарного запаса, образного восприятия, развития устной речи, умение говорить связно.
В своей работе я использую такие технологии, как технология ТРИЗ, мнемотехника, круги Луллия, кубики Блума, кейс-технологии, игры на липучках, развивающие альбомы, лэпбуки, технология коллаж и т. д. Современные технологии помогают не только формировать и систематизировать знания детей об окружающем мире, но совершенствуют монологическую речь. Также развивают умение связно, последовательно излагать свои мысли, составлять логические высказывания, доказывать правильность своего ответа, составлять небольшие описательные рассказы. Применяя на практике современные образовательные технологии, у детей развивается умственная активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
Работу по ТРИЗу можно проводить с дошкольниками на прогулках, используя различные приёмы, которые активизируют детскую фантазию, например, оживление, изменение законов природы, увеличение, уменьшение степени воздействия объекта и т. д. Подобные игры детям очень нравятся, мы вроде бы гуляем и в тоже время решаем основную проблему - развитие речи детей.
Самая интересная игра, которая нравится детям это «Хорошо - плохо». Эта игра проста при организации. Воспитатель называет предметы окружающего мира, а дети выделяют положительные и отрицательные стороны.
«Круги Луллия» можно использовано как средство познавательного развития в работе с дошкольниками, которые представляются детям, как чудесные кольца или загадочные круги.
Варианты игры:
1. вариант: крутим нижний диск по часовой стрелке и рассказываем сказку с опорой на картинки.
2. вариант: загадываем загадку, а ребёнок, отгадывая, показывает картинку-отгадку.
3. вариант: показываем картинку, а ребёнок описывает её (характер, внешность, поступки и т. д.).
4. вариант: спрашиваем, что было сначала, а что потом.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Она помогает дошкольникам упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление, воображение, речь, повысить внимательность.
Мнемотаблицы представляют собой схематические изображения, которые помогают при обучении составлению рассказов; при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании скороговорок, поговорок и при заучивании стихотворений.
Коллаж - это лист бумаги, на котором наклеиваются или рисуются различные картинки, фотографии и т. д. Главная задача коллажа соединить все картинки, буквы между собой одной темой. Так происходит обработка сюжетного метода запоминания.
Цель технологии коллаж – это закрепление различных методов запоминания, развитие фотографической памяти ребёнка, расширение словарного запаса, образного восприятия, развития устной речи, умение говорить связно.
Техника коллажа сегодня становится очень популярной, т. к. позволяет включить ребёнка в самостоятельный творческий процесс. Занятия коллажем развивает не только умения и навыки детей, но и формирует образное восприятие и мышление. Для педагога коллаж – это творчество, новизна, уход от обыденности. Для детей – это деятельность, в результате которой они создают новое, оригинальное, проявляют самостоятельность, учатся сотрудничать.
Можно сделать вывод о том, что развитие речи с помощью современных образовательных технологий дает большой результат. Наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.
Список используемой литературы
1. Воронкевич, О. А. «Добро пожаловать в экологию!». Коллажи, мнемотаблицы, модели, пиктограммы. СПб, 2011
2. Гин, А. А. «Да» и «нет» говорите…//Педагогика+ ТРИЗ: сб. статей для учителей, воспитателей и менеджеров образования, выпуск 2. – Гомель: ИПП «Сож», 1997.
3. Гин, С. И. «Занятия по ТРИЗ в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений» - Гомель, 1995.
4. Омельченко, Л. В. «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи» //Логопед. М., 2008.-№4.-С. 102-115.
5. Сидорчук, Т. А., Лелюх, С. В. «Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия» – Издательство АРКТИ, 2015