Кристина Горьковая
Развитие речи дошкольников посредством театрально-игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Основная цель — развитие речи через театрально-игровую деятельность.
Задачи:
Создать возможность развивать речь детей дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность. Организовать длительное взаимодействие ребенка с элементами театрально-игровой деятельности, с методами развития речи. Использовать методы и средства, побуждающие детей к яркому, эмоциональному развитию речи. Выстроить специальную среду, мотивирующую ребенка к активному образовательному процессу через театрально-игровую деятельность. Сформировать и углубить базовые навыки устной речи, как ведущего средства общения и познания.
Публикация «Развитие речи дошкольников посредством театрально-игровой деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Решаемая проблема: активизация речевой функции детей на разных возрастных этапах.
Актуальность проблемы развития речи детей старшего дошкольного возраста обусловлена повышением темпов развития речи в целом. И детям для позитивного взаимодействия в своём коллективе требуется повышать общую культуру речи, раскрывать свой творческий потенциал.
В основу моего проекта заложена идея организации театральной студии. Воздействие театрализованной деятельности на психическое развитие ребёнка основано на опыте народа. Народный фольклор во всех его проявлениях в значительной мере оказывает положительное эмоциональное воздействие на детей. Педагогическая целесообразность использования коллективных театрально-игровых постановок в обучении и воспитании объясняется тем, что они позволяют повысить темп развития речи, за счет включения ребёнка в творческую деятельность.
Важное значение в возникновении у детей потребности в игре особого рода, а именно театрализованной, имеет сюжетно-ролевая игра. Особенность централизованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удовлетворяются в своих играх только изображение деятельности взрослых, их начинают увлекать новые игры, навеянные литературными произведениями. Такие игры являются переходными, в них присутствуют элементы драматизации. Но при этом текст используется здесь более свободно, чем в театрализованной игре. Потому что детей больше увлекает именно сам сюжет, его правдивое изображение, а не выразительность исполняемых ролей.
Таким образом, именно сюжетно-ролевая игра — это своеобразный плацдарм, на котором получает своё дальнейшее развитие централизованная игра. Оба вида игр развиваются параллельно. Но сюжетно-ролевая игра достигает своего пика у детей 3-4 лет, а театрализованная — у детей 4-5лет.
Исследователи отмечают близость сюжетно-ролевой и театрализованной игры. При этом существуют и некоторые отличия.
В сюжетно-ролевой игре дети отражают впечатления, полученные в жизни.
В театрализованной — из готового источника (литературно-художественного).
В сюжетно-ролевой игре инициатива детей направлена на создание сюжета.
В театрализованной — на выразительность разыгрываемых ролей.
Деятельность детей в сюжетно-ролевой игре является ориентировочной и не может быть представлена для показа зрителю, а в театрализованной игре у действия могут быть зрители: другие дети, родители.
Не секрет, что многие дети страдают от неустойчивого внимания, испытывают трудности при ориентировании в пространстве. У них слабо развита познавательная деятельность, наблюдается нарушение грамматического строя речи, недостаточность эмоционально-волевой сферы. Такие дети склонны к тормозным процессам и в процессе игры у них часто проявляется робость, скованность и быстрая утомляемость.
Детям же с повышенной возбудимостью, наоборот, не хватает внимательности и сосредоточенности.
И, как показывают практические наблюдения, особая роль в повышении умственной активности, совершенствовании речевых навыков, развитии психических процессов, повышении эмоциональной активности принадлежит именно театрализованным играм.
Для успешного формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности необходимо соблюдать ряд условий.
Приобщать детей к театральному искусству, начиная с просмотров спектаклей в исполнении взрослых. Так, например, чередование просмотров спектаклей кукольного и драматического театра позволяют детям осваивать законы жанра. А ещё накопленные впечатления помогают им в разыгрывание простейших ролей, постижении азов перевоплощения. Осваивая способы действий, ребёнок начинает всё более свободно чувствовать себя в творческой игре. Педагог должен осознано выбирать художественные произведения для работы. Сначала воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести с детьми по нему беседу для понимания не только содержание произведения, но и отдельных средств выразительности. Огромную роль в осмыслении познавательного и эмоционального материала играют иллюстрации. При рассматривании иллюстрации особое внимание необходимо уделять анализу эмоционального состояния персонажей, изображенных на картинах. При организации игр можно использовать фланелеграф. Так особенно эффективно использовать фланелеграф для составления сезонных сказок. Например, на небе появилась тучка, из неё сыплются сестрички-снежинки, они покрывают землю белым пушистым покрывалом. Можно использовать настольный кукольный театр, в котором чётко фиксируются различные ситуации. Особенно много сценок можно разыграть с куклами бибабо. Необходимо предоставлять детям возможность самовыражаться в творчестве. Учиться творчеству можно только при поддержке взрослых, в том числе родителей.
Рекомендуемые формы работы с родителями:
проведения досугов;организация тематических вечеров «Любимые сказки», «Театральные встречи»;бесед и консультаций;домашнее сочинение сказок и различных историй и их разыгрывание;совместное изготовление атрибутов, костюмов для представлений.
Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста включают стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также время от времени возникающую потребность в уединении. Поэтому в каждой возрастной группе должны быть оборудованы:
театральная зона или уголок сказки,«тихий уголок», в котором ребёнок может побыть один и порепетировать какую-либо роль перед зеркалом, или ещё раз посмотреть иллюстрации.
В группе детей 3-4 лет более широко должны быть представлены виды театров и разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклю. В целях учёта полоролевых особенностей детей оборудование зоны для театрализованной деятельности должны отвечать интересам как мальчиков, так и девочек.
Театрализованная деятельность выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию. Участвуя в театрализованных играх, дети активно познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений. Тематика игр может быть разнообразной.
Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии коллективизма. Особенно важны нравственные уроки сказок-игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры.
В театрализованных играх развивается творческая активность детей. Детям становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют как сказочные герои. Полезно использовать любые моменты в жизни группы для упражнений в различном интонировании слов:
радостно и грустно,удивленно и спокойно,тихо и громко,быстро и медленно,и так далее.
Именно так у детей развивается мелодико-интонационная выразительность и плавность речи. В театрализованной игре дети имитируют движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. А движения в свою очередь повышают активность речедвигательного анализатора, «балансируют» процессы возбуждения и торможения. От игры к игре нарастает активность детей, они запоминают текст, перевоплощаются, входят в образ, овладевают средствами выразительности. Дети начинают чувствовать ответственность за успех игры.
Итак, театрализованная игра — один из самых эффективных способов воздействия на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения «учить, играя!»
Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы.
В процесс театрализованной игры расширяются и углубляются полученные детьми знания об окружающем мире. Развиваются такие психические процессы, как внимание, память, восприятие, воображение. Активно стимулируются мыслительные операции. Происходит развитие различных анализаторов. Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи. Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений. У детей развивается эмоционально-волевая сфера. Происходит коррекция поведения ребёнка. Формируется чувство коллективизма, ответственности друг за друга, опыт нравственного поведения. Значительно стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности. Участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.
План — программа работы в старшей группе по развитию речи через театрально-игровую деятельность.
1. Развитие словаря :
уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов;обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств;расширить объём правильно произносимых существительных, глаголов;обогатить активный словарь относительными прилагательными, притяжательными прилагательными, прилагательными с ласкательными значением, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных.
Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения, словообразования. Научить образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные. Совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, по картинке, по демонстрации действии, распространять их однородными членами. Сформировать понятие «предложение» и умение оперировать им, а также навык простого двусоставного предложения из 2 - 3 слов.
Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза.
Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох. Закрепить навык мягкого голосоведения. Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением. Развивать ритмичность речи, её интонационную выразительность, модуляцию голоса. Закрепить правильное произношение звуков в игровой и свободной речевой деятельности. Активизировать движения речевого аппарата, готовить к формированию звуков всех групп. Сформировать правильные уклады аффрикат, йотированных и сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной игровой и речевой деятельности. Сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов. Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Формировать умение различать на слух согласные звуки, близкие по артикуляции: в свободной игровой и речевой деятельности. Формировать навык различения согласных звуков по признакам: глухой — звонкий, твердый — мягкий. Сформировать понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твёрдый согласный звук.
Обучение элементам грамоты:
закрепить понятие «буква» и представление о том, чем звук отличается от буквы;познакомить с буквами Б, Д, Г, Ф, В, Х, Ы, С, З, Ш, Ж, Э;совершенствовать навыки составления букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина;сформировать навыки составления и чтения слияний гласных, закрытых и открытых слогов и слов с пройденными буквами.
Развитие связной речи и речевого общения.
Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации. Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко, полно, задавать вопросы, вести диалог, умение слушать друг друга. Работать над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов, выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении. Формировать умение «оречевлять» игровую ситуацию. Формировать навыки пересказа. Обучать пересказу хорошо знакомых сказок с помощью взрослого и со зрительной опорой, умение передавать характер героя сюжета. Учить составлять рассказы — описания, а затем загадки — описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану.
Развитие мелкой моторики.
Развитие тонкой пальцевой моторики в работе с дидактическими игрушками, играми, пальчиковой гимнастике.
Театрально-игровая деятельность :
обеспечивать необходимый уровень двигательной активности;совершенствовать навыки ориентировки в пространстве;способствовать развитию жизненной активности, настойчивости, произвольности поведения;развивать коммуникативные навыки на основе общих игровых интересов;развивать умение инсценировать стихи, песенки, разыгрывать сценки по знакомым сказкам;совершенствовать творческие навыки, умение взаимодействовать с другими персонажами;воспитывать артистизм, эстетические чувства, воображение, фантазию, умение перевоплощаться, духовный потенциал.
Физическое здоровье и развитие :
ежедневное использование следующих форм работы по физическому воспитанию детей: утренняя гимнастика, физминутки, подвижные игры, прогулки, физические упражнения;учить детей импровизировать под различные мелодии.
Виды театрализованных игр.
Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в «театр». Драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.
Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка.
Разнообразны и виды театрализованных игр.
Например, Н. А. Реуцкая разделила театрализованные игры в зависимости от художественного оформления на:
- театрализованные игры,
- игры с настольным театром,
- фланелеграф,
- теневой театр,
- театр Петрушки,
- игры с марионетками.
Схематично это можно представить так.
Театрализованные игрыИгра - драматизацияИгра с настольным театромФланелеграфПлоскостные фигуркиОбъемные фигуркиТеневой театрИгра с марионеткамиБибабо
А Л. С. Фурмина, классифицируя разнообразные формы театрализованных игр, предложила иную схему:
Предметные формы: настольный театр с плоским материалом и настольный театр с объёмным материалом (театр игрушек).Театр на ширме : с объемным материалом (перчаточные куклы) и с плоским материалом (театр на палочках).Непредметные формы (драматизация —дети исполняют роли в постановке).
Театрализованная игра как вид творческих игр.
Участвуя в театрализованных играх, ребёнок входит в образ, перевоплощается в него, живёт его жизнью. Поэтому, наряду с словесным творчеством, драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространённый вид детского творчества.
Это объясняется двумя основными моментами.
Во-первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием. Как отмечает Петрова В. Г., театрализованная форма изживания впечатлений жизни лежит глубоко в природе детей и находит своё выражение стихийно, независимо от желания взрослых.
В драматической форме осуществляется целостный круг воображения, в котором образ, созданный из элементов действительности, воплощает и реализует снова в действительность, хотя бы и условную. Таким образом, стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессе воображения, именно в театрализации находит полное осуществление.
Второй причиной близости драматической формы для ребёнка является связь всякой драматизации с игрой. Драматизация ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой — корнем всякого детского творчества. И поэтому наиболее синкретична, то есть содержит в себе элементы самых различных видов творчества.
В этом и заключается наибольшая ценность детской театральной постановки.
Эта театральная постановка даёт весомый повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал.
Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла. И‚ наконец, сама игра, состоящая в представлении действующих лиц‚ завершает всю эту работу и даёт ей полное и окончательное выражение.
Игра-драматизация позволяет решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями до формирования элементарных математических знаний и физического совершенства.
Разнообразие тематики‚ средств изображения, эмоциональности игр дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности. Характерное для игры драматизации образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всём его многообразии.
При этом умело, поставленные вопросы при подготовке к игре побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей‚ собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.
Художественная выразительность образов, иногда комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют. Особенно ярко в театрализованных играх проявляется детское творчество. Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли. Это способствует развитию творческого воображения. Оно проявляется в том, что дошкольники объединяют в игре разные события, вводят новые, недавние‚ которые произвели на них впечатления‚ иногда включают в изображение реальной жизни эпизоды из сказок.
В театрализованных играх действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их ещё надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики.
Ребёнок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших. В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребёнку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнёров, согласовывать с ними свои действия. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят и огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.
Тематика и содержание театрализованный игры, как правило, имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом.
Способность к такой идентификации позволяет через образы игры-драматизации оказывать влияние на детей. Участие в театрализованных играх, ребёнок входит в образ, перевоплощается в него, живёт его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространённый вид детского творчества.
Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Таково влияние на дошкольников как положительных, так и отрицательных образов.
Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создает у них удовлетворение, которое служит стимулом к дальнейшему контролю над своим поведением. Большое и разнообразное влияние театрализованной игры на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребёнок испытывает при этом удовольствие и радость. Воспитательные возможности театрализованной игры усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.
Эстетическое влияние на детей оказывает выполненное со вкусом оформление спектакля. Активное участие ребят в подготовке атрибутов, декораций развивает вкус, воспитывает чувство прекрасного. Эстетическое влияние театрализованных игр может быть более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывают нравственно-эстетические переживания, которые, в свою очередь, создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребят. В этом смысле игры-драматизации приравниваются характер, крайне редко используются предметы - заместители. Игровое поведение старших дошкольников с проблемами в целом носит недостаточно эмоциональный характер. Поэтому шести - семилетние дети с задержкой психического развития не проявляют интереса к играм по правилам, имеющим существенное значение в подготовке к учебной деятельности как ведущей для младшего школьного возраста.
Выводы:
Педагоги создают условия для развития речи детей через все виды деятельности и способствуют формированию в детях творческого потенциала. Педагог должен побуждать к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций, четкой артикуляцией. Воспитатель обеспечивает взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами :на занятиях по развитию речи — отрабатывается четкая артикуляция, правильный речевой выдох и так далее;на музыкальных — учит слушать и слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестом, мимикой;на занятиях по художественному труду — организации сюжетно-ролевой игры;создание условий для всестороннего полноценного развития двигательных способностей. Педагог обеспечивает условия для развития у детей речевой культуры, для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых. Педагог сам должен уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению. Речь педагога — образец для подражания. Воспитатель должен быть предельно тактичен. Например, фиксация правильного произношения ребёнка должна происходить естественно. Не перегружать детей, не навязывать своего мнения, не позволять одним детям вмешиваться в действия других, предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.