Елена Дерюгина
Развитие речи детей второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
К четвертому году жизни ребёнок стремится к самостоятельности, развитию наглядно-действенного мышления и активно развивается речь.
Формирование речи в этом возрасте – одно из важнейших и основных условий нормального развития ребенка, которое в дальнейшем будет влиять на его успешное обучение в школе.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
На развитие речи влияет обогащение представлений об окружающем мире. Чем шире круг знаний об окружающем мире и явлениях, тем богаче его речь. При непосредственных действиях с предметами происходит расширение словаря. Что ведет к увеличению словарного запаса.
При расширении словаря, следует формировать умение высказывать простейшие суждения. Ребёнка надо научить наблюдать, выделять главное, понимать связь и причинно-следственные отношения, тогда он сможет выразить свою мысль в связанной речи. Побудительными вопросами для ребенка к высказыванию будут «Почему?», «Как ты думаешь?», «Зачем?»….
При развитии связанной речи ребёнка следует побуждать (Задавать вопросы; активно включаться в разговор; объяснять содержание картины; понимать разнообразные вопросы и уметь отвечать на них).
Одним из важных элементов развития речи ребенка является составление рассказа по картине. Вот дети играют с котенком, один мальчик принес котенку игрушку и хочет с ним поиграть, другой мальчик принес котенку еды. Сам котенок сидит задумчивый. Дети должны не только описывать увиденное, но и размышлять. Спросить: «Как Вы думаете, почему котенок не играет с мальчиком?» Дети должны размышлять и даже придумывать окончание истории. Так же ребенок уже может составлять рассказ по памяти о том, что он видел. Поэтому в повседневном общении необходимо побуждать ребенка к воспоминаниям о каких-то событиях из жизни.
Речь ребёнка в 3-4 года - это основное средство общения с окружающими его взрослыми людьми и одногодками. Поэтому нужно поддерживать желание ребёнка активно вступать в разговор, отвечать на вопросы и предложения взрослого, рассказывать о своих желаниях, чувствах, переживаниях. Всячески поощряйте заинтересованность ребёнка к делам сверстников, желание разговаривать с ними. В эти годы происходит становление нравственности и чувства сочувствия, поэтому необходимо научить ребёнка понимать и воспринимать настроение и эмоциональное состояние людей, которые рядом: друзей, родственников, героев сказок и рассказов. После просмотра мультфильма или чтения книги обязательно обсудите содержание: кто поступил хорошо, кто – плохо, почему так нельзя делать. Выполните упражнения с ребенком в ситуациях, в которых нужно пожалеть, успокоить, помочь (например, мишка плачет, зайка грустный).
Грамматический строй речи заключается в :
-развитии умения согласовывать слова в предложении;
-употреблении ласкательно-уменьшительных слов;
-употреблении прилагательных, глаголов.
Предлагаемые задания:
-«Один – много» : кукла-куклы, конструктор-конструкторы.
-«Назови детёныша» : корова-телёнок, курица-цыпленок, волк-волчонок, собака-щенок…
-«Добавь слово» : дом – домик, тарелка-(тарелочка, ложка-(ложечка, стул-(стульчик).
Если развитие речи 3-х летних детей отстаёт от нормы, догнать сверстников возможно усиленными занятиями. В 4-х летнем возрасте это тоже можно будет сделать, но уже сложнее. Для достижения подобных целей существуют различные методики.
Чтобы не ждать того возраста, когда у ребёнка закрепится неправильное произношение звуков, необходимо:
-развивать речевой аппарат при помощи простых артикуляционных гимнастик («Рыбка шевелит губами», «Трубочка», «Вкусное варенье», «Заборчик» и др);
-игры с звуковым сопровождением: «Лошадка», «Паровоз», «Как гудит машина?», «Как лает собака?»…
-упражнения в правильные на произношении гласных и согласных звуков. Например, повторять с детьми чистоговорки: «У девчонки, у Варюшки потерялись варежки.», «Шубка овечки греет лучше печки.», «Коси, коса, пока роса. Роса долой и мы домой.».
-развивать фонематический слух (в играх «Разговор шёпотом»», «Где позвонили?» и др.).
-развивать речевое дыхание : (Игра «Загони мяч в ворота», «Пузырьки» и др.).
Развивая речь надо не забывать и о развитии мелкой моторики в пальчиковых играх («Фруктовая ладошка», «Сорока ворона», «Засолим капусту» и др.) При выполнении различных действий пальцами рук и происходит развитие речи а следовательно и логическое мышление.
И обратите внимание, что дети во всём подражают взрослым. Поэтому будет основополагающим моментом, когда ребёнок слышит правильную речь, произведения художественной литературы, устное народное творчество.