Вилия Янбаева
Развитие разговорной речи детей первой младшей группы путем приобщения к устному народному творчеству
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие разговорной речи детей
1 младшей группы путем приобщения к устному народному творчеству
Ранний период жизни ребенка во многом зависит от нас взрослых, воспитывающих детей. Есть такое выражение: «Дети не только наше будущее, но и наше прошлое». Прошлое, потому что весь опыт человечества в целом и личный опыт воспитания мы апробируем на детях.
Публикация «Развитие разговорной речи детей первой младшей группы путем приобщения к устному народному творчеству» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Устное народное творчество
- Темочки
Вся мудрость веков заложена в фольклоре. Дети являются носителями этого огромного багажа, дабы передать его новым поколениям.
Малыш всему учится в общении с взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слышать и слушать, думать, подготавливает детей к вычленению смысла слов.
Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учиться говорить — овладевает умением выговаривать определенные звукосочетания. По мере того как возрастают произносительные способности ребенка, увеличивается и его умение понимать речь окружающих. И через некоторое время, произнося слова, а затем, связывая их между собой в предложения и фразы, ребенок овладевает особенностью ясно и последовательно выражать свои мысли.
Однако порой даже умственно и психически здоровые дети испытывают трудности в овладении речью. Большое количество детей к 3 годам еще очень плохо говорят.
Детям требуется дополнительная помощь в развитии и формировании речи. И здесь невозможно переоценить роль фольклора, а в особенности его малых форм: песенок, потешек, поговорок, сказок, прибауток, закличек и др.
Актуальность темы
Актуальность темы, над которой я работаю, неоспорима. Народное поэтическое слово – это образец духовного служения людям. Оно как родник, чистейший ключ, бьющий из недр земли, к которому преподают поколения, наполнять живительной силой. В последние годы возрастает интерес к фольклористике. Общество как будто почувствовало живительную силу обновления можно почерпнуть в неиссякаемых источниках народности. Неслучайно слово «фольклор» переводится как «народная мудрость».
Фольклорные тексты раскрывают перед ребенком красоты и меткость русского языка и, по словам К. Д. Ушинского «Пробуждают семена родного слова, всегда кроющиеся, хотя и бессознательно, в душе ребенка; обогащающая тем самым детскую речь.
Использование в работе с дошкольниками произведений устного народного творчества открывает широкие перспективы не только для развития выразительности детской речи, но и для их всестороннего развития. Это объясняется такими особенностями устного народного творчества, как выразительность языка, способствующая освоению ребенком лучших образцов русской речи; традиционность и импровизационность.
Цели и задачи
Основная цель работы по развитию речи в дошкольных учреждениях — формирование устной речи и культуры речевого общения с окружающими. Она включает в себя ряд конкретных частных задач, среди которых воспитание звуковой культуры речи, развитие словаря, совершенствование грамматической правильности речи, развитие связной речи (диалогической и монологической).
В современном мире наблюдается процесс упрощения, оскуднения русского языка, исчезает его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых.
Целью работы является познакомить детей с материалами устного народного творчества, и способствовать этим развитию речевой активности детей.
В соответствии с целью мною были выдвинуты следующие задачи:
1. Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, сказках, поговорках и др.
2. Учить внимательно слушать и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки, принимать участие в драматизации сказок.
3. Поэтапно формировать интерес к фольклору и, как следствие, обогащать и расширять словарный запас детей.
Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам. Моя работа нацелена на то, чтобы дети ещё с дошкольного возраста приучались к народной культуре, красоте русского слова. Ведь, как сказал великий классик М. Горький: «Начало искусства слова – в фольклоре». Именно поэтому тема данной работы мне очень близка. Для меня очень важно донести до ребенка красоту русского народного слова, уважительное отношение к старинным праздникам и традициям.
Прекрасная русская пословица гласит: "Кто без призора в колыбели, тот весь век не при деле". Я согласна с этой мудростью русского народа и считаю, что начинать знакомство ребенка с фольклором нужно уже в группах раннего возраста.
Выделяю следующие виды работы с использованием фольклора:
• непосредственно образовательная деятельность;
• игры;
• самостоятельная творческая продуктивная деятельность;
• досуги;
• календарные праздники
В работе с детьми раннего возраста используются следующие малые фольклорные формы: пестушки, колыбельные песенки, прибаутки, скороговорки, пословицы, поговорки, потешки, загадки, сказки, считалки, заклички.
Сказка - средство речевого развития и воспитания детей разных возрастов, она развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству.
Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образного и логического мышления, умственных реакций
Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
Заклички – обращение к явлениям природы (солнц, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Русские народные игры привлекли мое внимание не только, как огромный потенциал для физического развития ребенка, но и как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоционально положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием, желанием и интересом играют в подвижные игры. Пальчиковые игры не только формируют речь, но и развиваются мелкую моторику кистей и пальцев, что готовит руку ребенка к письму, дает возможность импровизировать, сочетать слово с действием. А самое главное - уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук.
Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.
Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей. Они наполнены внутренней эстетической силой, которая рождены веками специального точного целенаправленного отбора художественных средств, делающее словесно поэтическое произведение истинно детским.
Колыбельные – народный фольклор сопровождает жизнь малыша с самых первых дней появления на свет. Самыми первыми произведениями фольклора, с которыми знакомится ребенок, являются колыбельные песни. Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они на ряду с другими жанрами заключает в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей и образное восприятие.
Чтобы потешка, прибаутка, песенка, байка или сказка прочно вошла в жизнь ребенка, надо ему помочь осознать ее содержание. Вся работа с фольклорными произведениями включает несколько этапов:
1 этап – Предварительная работа - знакомство с персонажем, героем, животным предполагаемой потешки, сказки (кошка, коза) :
• рассматривание картинок, игрушек, животных,
• обследование предмета,
• игры с ними,
• наблюдения (за дождиком, кошечкой,
• дидактические игры («Кто что ест?»,
• пропевание песенок «Колобок».
На этом этапе необходимо как можно сильнее воздействовать на чувства ребенка, вызвать эмоциональное отношение к персонажам.
2 этап – Знакомство с художественным произведением (сказка, потешка, прибаутка) :
• рассказывание и чтение сказки, потешки,
• повторное чтение (2-3 раза) с сопровождением иллюстраций,
• беседа по содержанию,
• выборочное чтение отрывков, песенок,
• обыгрывание (с куклой «Водичка, водичка…»).
Здесь большое внимание уделяется выразительности речи воспитателя. Что позволяет понять ребенком смысл произведения, поступки героев, овладеть интонационной выразительностью.
3 этап - Повторение потешек, сказок - повторения необходимы не только на одном и том же занятии, необходимо повторять и сами занятия в целом через определенное время, это помогает закрепить и расширить знания детей :
• рассказывание сказок, потешек с использованием фланелеграфа, настольного театра, театра картинок,
• рассматривание иллюстраций,
• чтение без показа иллюстраций,
• прием договаривания стихотворных слов и фраз (катится колобок, а навстречу ему,
• проговаривание отдельным ребенком (с использованием масок, игрушек,
• проигрывание диалогов героев.
Использование этих приемов помогает закрепить навыки интонационной выразительности, умение передавать особенности действий различных персонажей.
4 этап – Внесение потешек и сказок во все виды детской деятельности:
• использование в режимных процессах,
• элементы и игры драматизации,
• дидактические игры «Узнай потешку» (показ иллюстрации, а ребенок читает потешку,
• чтение на занятии сразу нескольких потешек (2-3,
• использование героев сказок на других занятиях.
Использование этих приемов помогает детям почувствовать большую уверенность в своих силах, проявлять речевую активность.
Совместная работа педагога с детьми Формы работы
развивающие игры, игры - драматизации, сюжетно-ролевые игры, упражнения подражательно-исполнительского творческого характера, импровизации, наблюдения, прогулки, рассматривание рисунков, фото, рисование, лепка, чтение художественных произведений, беседы.
Работа с родителями родительские собрания, консультации для родителей, индивидуальные беседы, совместное разучивание произведений устного народного творчества.
Работа с педагогами Консультация для воспитателей.
3. Совместная работа педагога с детьми в разных видах детской деятельности: развивающие игры, игры - драматизации, сюжетно-ролевые игры, упражнения подражательно-исполнительского творческого характера, импровизации, наблюдения, прогулки, экскурсии, рассматривание рисунков, фото, рисование, лепка, чтение художественных произведений, беседы, мини - конкурсы.
4. Работа с родителями: родительские собрания, консультации для родителей, индивидуальные беседы, совместное разучивание произведений устного народного творчества.
Приобщать детей к устному народному творчеству начала с раннего детства, когда они впервые переступили порог детского сада. Постоянно замечая интерес малышей к потешкам, песенкам, сказкам, я решила, что они помогут мне «разговорить» детей. Вначале изучила методическую литературу Е. И. Тихивой, Ф. А. Сохина о развитии речи и влиянии ее на развитие ребенка.
Для отслеживания динамики развития речи детей в рамках поставленной цели, проведено обследование в начале учебного года, которое позволило выявить уровень развития речи детей и знание детьми малых фольклорных форм.
Во время проведения обследования детей я использовала следующие методы:
- Наблюдение за общением детей в самостоятельной деятельности.
- Беседа с детьми.
- Словесные игры.
- Критерии программы «От рождения до школы» под редакцией Веракса.
Полученные результаты показали, что только 15% детей имеют достаточно высокий уровень развития речи, дети воспринимают, понимают разные жанры фольклора, 19% детей показали низкий уровень.
Таким образом, была поставлена цель: знакомить детей с материалами устного народного творчества и способствовать этим развитию речевой активности детей.
Знакомство с народным творчеством начиналось для малышей во время (тяжелого) расставания с родителями. Я переключала внимание ребенка на яркую красочную игрушку, например, петуха, кошку, сопровождая ее движение чтением потешки. (Например, «Петушок-петушок», «Как у нашего кота» и др.). С помощью народных песенок, потешек воспитывала у малышей положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладывания спать. Использовала потешки: «Водичка, водичка», «Расти коса до пояса», «Баю- бай», «Вот они сапожки», «Завяжу потуже шарф» и др. Для обыгрывания использовала куклу, чтобы малыши лучше и быстрее запомнили потешки и песенки, а затем переносили в повседневную игру (куклу умывала, расчесывала волосы, одевала и т. д.).
Игры, в основе которых лежат художественные произведения, помогали мне в обучении детей выразительному исполнению стихов, сказок. А это еще одна грань литературной образованности. Играя с ребенком в такие игры, как «Ладушки», «Сорока-ворона» использовала радостные настрой ребенка, его активную двигательную память, желание играть для постижения слов и выражений, богатство интонационной выразительности родного языка. Многократно повторяла по требованию ребенка песенки, потешки, стараясь максимально разыграть их. Например, играя в «Сороку-Ворону», не ограничивалась только знакомой частью потешки:
«Сорока-ворона
Кашу варила,
Деток кормила
Этому дала, этому дала,
А этому не дала,
Обязательно продолжала дальше:
- Ты дров не рубил,
- Ты воду не носил,
- Ты кашу не варил…
Говоря это, потягивала мизинчик ребенка и, как будто, «отчитывая», трясла его. И далее, поднимая за мининец ручку вверх, как бы направляя в указанное место, говорила:
«Лети, лети на поличку,
Там пшена мешок,
Лет, лети в криничку,
Так холо-о-о-одная водичка».
На последние слова делала «обманный жест» - быстро выпускала руку ребенка и щекотала у него под мышкой, там, где эта самая «криничка» находится. Сколько бы раз я не повторяла эту потешку, ребенок все время замирал в ожидании конца, стараясь быстрее прижить руку, уберечься от щекотки. Эта игра – серьезное обучение, тренирующая внимание, умение не попадаться на уловки сильных и хитрых, постоять за себя.
Народные песенки и потешки, которые сопровождают игры с пальчиками, руками, ножками помогают ребенку осваивать родную речь не только при помощи слуха и зрения, но и всем существом - в движении, в переживании разнообразных чувств. Неоценимо значение этих игр и в усвоении нравственных категорий. Вот так это происходило в игре «Кисонька-мурысонька» : брала ручки ребенка за запястье и ладошками гладила его по лицу сверху вниз, сочетая ритм стиха с поглаживанием и ласково приговаривала:
- Кисонька-мурысонька.
- Где была?.
На последние слова легонько ударяла ладошками по щекам, наказывая за эгоизм.
Еще применяла такой прием: время, когда ребенок сидел у меня на руках, я использовала для совершенствования произношения всех звуков, так как оно тесно связано с развитием движений руки и пальцев. Например потешки:
- «Этот пальчик - дедушка,»
- «Пальчик-мальчик» Где ты был?.»
Правильно подобранная мною потешка помогала установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Одну и ту же потешку обыгрывала разными способами: сопровождала чтение действием игрушки, использовала пальчиковый театр, шапочки различных персонажей.
Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру. Моя задача помочь им в этом.
Особое значение малые фольклорные формы в ходе специальных занятии, на которых ставятся обучающие задачи: чисто речевые или развивающие ориентировку в пространстве, действие руки и т. д. Предлагала малые формы фольклора для слушания, чтения, забавы. Я всегда помню о своеобразии народных песенок : они сочетают слово, мелодию, игру, ритм, действие. Поэтому занятие предусматривает не только слушание ребенком фольклорных произведений, но и участие в действии-игре, в общении с исполнителем и персонажем.
Знакомство с потешками всегда начинала с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек.
Дав возможность рассмотреть игрушку, рассказывала о персонаже потешки, о его особенностях, объясняла значение новых слов, которые дети услышат в потешке.
Например, чтение песенки-потешки «Кисонька-мурысонька» и «Пошел котик на торжок». Кошка – наиболее близкое детям домашнее животное, особо им любимое. Мягкая шерсть, мурлыканье, озорной игривый нрав, ласковость этих животных привлекает детей. В этих двух песенках персонажи разные по характеру: кисонька-мурысонька ест прянички одна, а котик делится пирожком с детьми. В ходе занятия использовала игрушки для рассматривания, действия пальчиками, ладошек. Замысел, объединяющий обепотешки – это два отношения к себе и другим – эгоизм и альтруизм: так уже маленькая песенка учит ребенка нравственному поведению. Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемое показом наглядного материала, более глубокого воздействует на чувства ребенка, способствует запоминанию текста.
Много внимания уделяла и уделяю сейчас сказкам. При рассказе сказки дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает детям понять содержание сказки, отношение к ее персонажам. Например, рассказ сказки «Лиса и заяц». Вначале я объяснила, что эта сказка о животных, рассмотрели игрушки, соответствующие персонажам сказки. Гениальный педагог- народ не разочаровывает малыша, а наоборот, утверждает его в оптимистическом взгляде на жизнь, помогает увериться в конечном торжестве добра и справедливости. Эта сказка привлекает внимание ребенка к нравственным проблемам и вырабатывает критерии нравственных ценностей. Чтобы выяснить, как дети запомнили сказку и поняли ее, внесла в группу игрушки, иллюстрации. Вот тут и начиналась беседа, в которой малыши вспоминали события этой сказки, поступки ее героев и выяснилось отношение детей к ним. Стало понятно, что замысел сказки доступен
дошкольникам.
Для закрепления знания песенок, потешек, содержание сказок провожу такие дидактические игры: «Собери картинку». Эта игра развивает воссоздающее воображение, заставляет проговаривать эпизод, изображенный на картинке, развивает связную речь.
«Разложи картинки правильно».
В этой игре развиваются сообразительность, быстрота реакции, памятью
«Театр картинок». В этой игре ребенок овладевает навыками выразительной речи, умением слушать и смотреть, а в дальнейшем - навыками выступления перед публикой.
Прибегаю и к такому приему, как прослушивание сказок в грамзаписи. Например, сказки «Теремок», «Волк и козлята» и др. Музыка, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогают детям вслушиваться в музыку, вдуматься в характер героев, насладиться нежностью, напевностью русского языка.
Начинаю использовать в повседневной работе с детьми и загадки, и пословицы. Дети прислушиваются, запоминают, помогают мне, например: «Поспешить – людей насмешить»; «Кончил дело - гуляй смело». Загадки – полезное упражнение для детского ума. Отгадывать их я начинаю учить так, как предлагает Е. И. Тихина. на стол выставляю несколько игрушек и для каждой подбираю загадку: «На стене висят, тик-так говорят», «Скачет по дорожке и квакает ква-ква»; «Мохнатенький, усатенький на лапках царапки. Молоко пьет, мяу-мяу поет». Дети быстро отгадали загадки, ведь загадываемый предмет находится перед глазами. Обращаю внимание детей на меткую образную характеристику игрушки.
Для предупреждения утомления детей во время занятий, требующих умственного напряжения, использую физкультминутки. Большой интерес у детей вызываюбти физкультминутки с текстом наример, :
«Едем, едем на коне (полуприседания-пружинки)
По флажку у нас в руке (руки вверх)
Руки в стороны, в кулачек (руки в стороны)
Разжимай и на бочок (руки на пояс)
Прыг-скок, прыг-скок (прыжки на двух ногах)
Вот мой флажок (руки вперед)».
На занятиях по развитию речи использую физкультминутки в упражнениях по звукопроизношению.
«Ча-ча-ча, печка очень горяча.
Чи-чи-чи, печет печка калачи.
Чу-чу-чу, будет всем по калачу.
Чо-чо-чо, осторожно горячо!»
Тематические физкультминутки, включающие в себя игровой момент, способствуют не только двигательному, но и эмоциональному отдыху детей.
Только эмоционально насыщенная и разнообразная деятельность младших дошкольников в детском саду является основной для решения всех воспитательных задач, и в том числе физического развития.
Для поддержания детского интереса обыгрываю потешки, использую их как логарифмические упражнения. Особенно они удачны для индивидуальной работы с детьми по физическому развитию и для гимнастики после сна. Например, использую такие потешки:
«Как у нашего кота, шубка очень хороша…»,
«Поскорее посмотри.
Мы надули пузыри.
Синий, красный, голубой
Выбирай себе любой».
Такие логарифмические упражнения помогают решить целый рад задач: создание эмоционального комфорта, установление контакта со взрослыми через игру, развитие устной речи детей (в сочетании слова с движением).
Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к устному народному творчеству играет уголок книги. Здесь происходит интимное, личностное общение ребенка с произведениями искусства – книгой и иллюстрациями. Это создает благоприятные условия для решения целого комплекса задач эстетического воспитания средствами художественной литературы. Уголок книги использую для привития детям культуры общения и обращения с книгой.
В нашем книжном уголке находятся хорошо знакомые детям книги со сказками, песенками-потешками: «Теремок», «Колобок», «Лиса и заяц»; «К «Ой люли, люли» и др. Учу внимательно рассматривать картинки в книге, дети узнают героев, их действия, вместе вспоминаем и пересказываем отдельные эпизоды. В дальнейшем буду обращать внимание не только на героев и их действия, но и на выразительные подробности иллюстраций (костюмы героев, своеобразные предметы обстановки, некоторые детали пейзажа и др.).
Для привлечения родителей к совместной деятельности мною проводились совместные конкурсы на лучший рисунок, поделку по мотивам сказок. Совместно с родителями оформляли выставку детских работ.
Проведено родительское собрание на тему: «Особенности развития речи детей 3-го года жизни», также были проведены консультации и беседы: «Ребенок и правильная речь», «Любимые книги ребенка», «Знакомьте малышей с народным фольклором». Вместе обсуждали приемы и методы, способствующие развитию словарного запаса, о необходимости создания условий общения между членами семьи. Родителей волнует и интересует развитие правильной речи у своих детей. Чем старше будут становиться дети, тем большим будет мое сотрудничество с родителями. В дальнейшей работе буду пропагандировать литературное образование в семье: создание и пополнение домашней библиотеки (сборники фольклорных песенок, потешек разных народов мира : русских – в обработке О. Капицы, К. Чуковского, И. Карнауховой, английских – в переводе С. Маршака, В. Левина и др., сборники сказок; народных и авторских, книги веселые, научно-популярные; книги о животных, детях и др., традицию старых русских интеллигентных семей - коллективное чтение вслух. Все это поможет в воспитании всесторонне развитой личности.
Моя работа оказалась плодотворной благодаря помощи родителей. Они учили вместе с детьми пословицы, поговорки, помогали создавать предметную среду, готовили декорации для театра.
Я считаю, что правильно и четко организованная работа по приобщению детей в детском саду к устному народному творчеству способствует не только развитию речи, но и развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений.