Виктория Сизова
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста используя пересказ
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи у детей формируется в дошкольном периоде детства. Овладение родным языком, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и является основой воспитания и обучения детей. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.
Публикация «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста используя пересказ» размещена в разделах
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Речевые навыки совершенствуются при правильно организованном пересказе.
Пересказ - это воспроизведение прослушанного художественного произведения, первый вид рассказов, которому воспитатели начинают учить детей.
Подбирая произведения для пересказа мы учитываем следующие требования к ним: высокую художественную ценность, идейную направленность: динамичность, лаконичность и вместе с тем образность изложения; чёткость и последовательность развёртывания действия, занимательность содержания. Помимо этого, очень важно учитывать доступность содержания литературного произведения, возраст и его объем.
Готовя детей к пересказу мы : обогащаем детский опыт путем наблюдений, рассматривания картин, бесед (в соответствии с содержанием текста); объясняем незнакомых слова до чтения произведения; рисуем, лепим после первичного ознакомления с текстом – это помогает уточнить характеристики действующих лиц и обстоятельств.
Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают специально :
- прослушивать произведение,
- понять его основное содержание,
- запоминать последовательность изложения, речевые обороты авторского текста,
- осмысленно и связно передавать текст.
В подготовительной к школе группе при анализе дети более точно соотносят пересказы с текстом. Внимания воспитателя в этой группе требует обучение пересказу поэтических описаний природы. Подготовка детей к пересказу связана с наблюдениями, с представлениями о природе и знакомых литературных образов.
В этой возрастной группе применяем выборочный пересказ (намеченные воспитателем и выбранные детьми, пересказ от лица разных героев, придумывание продолжения к прочитанным текстам, сочинение рассказов и сказок по аналогии с прочитанными
Используем разные виды пересказа :
- подробный пересказ или близкий к тексту;
- краткий или сжатый;
- выборочный пересказ;
- пересказ с перестройкой текста;
- пересказ с творческими дополнениями.
В подготовительной к школе группе для занятий рекомендуются следующие произведения: русские народные сказки «Заяц-хваста», «У страха глаза велики», «Лиса и Козел»; рассказы «Четыре желания», «Утренние лучи» К. Д. Ушинского, «Косточка» Л. Н. Толстого, рассказы советских писателей: «Грибы» В. Катаева, «Еж» М. Пришвина, «Купание медвежат» В. Бианки, «Медведь» Е. Чарушина, «Просто старушка», «Плохо» В. Осеевой, «Земляничка» Н. Павловой, «Зеленые бабочки», «Сосулькина вода» Н. Сладкова, «Разлились реки» Г. Скребицкого и др.
Материал взят и переработан из книги по развитию речи Алексеева М. М., Яшина В. И. Пособия и средних педагогических учебников