Федосеева Алеся
Развитие речи детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи детей среднего дошкольного возраста.
Средний дошкольный возраст – период наивысшей речевой активности. Дети легко подхватывают начатый разговор, спешат высказаться, перебивают друг друга, достаточно часто сопровождают речью собственные действия.
Речь детей 4-5 лет характеризуется рядом достижений:
Публикация «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- осмысленно употребляют в речи предлоги (в, на, над, под, за, из-за, около, между) и наречия (рядом, близко, сбоку, слева, сзади и т. д., указывающие на расположение предметов;
- выполняют интеллектуальные операции, связанные с сравнением предметов, их группировкой, классификацией;
- активно используют в речи слова, обозначающие родовые и видовые понятия (посуда, одежда, обувь; цветы – садовые, луговые; животные – дикие, домашние и т. д.);
- используя аналоги, легко усваивают способы образования существительных (при помощи суффиксов) и глаголов (при помощи приставок);
- в общении ориентируются на особенности человеческих отношений.
Ведущей формой обучения родному языку является диалог, в котором речь взрослых обеспечивает опережающее усвоение детьми слов.
Задачами по развитию речи в среднем дошкольном возрасте являются :
- формирование словаря;
- формирование грамматически правильной речи;
- воспитание звуковой культуры речи;
- развитие монологической речи;
- приобщение к художественной литературе.
Для обогащения и активизации словаря предусматриваются следующие задания, дидактические упражнения:
- речевой образец (для воспроизведения детьми слова, предложения);
-повторение воспитателем нового слова в различном контексте;
- объяснение происхождения (этимологии) слова;
- ответы на вопросы, требующие ответа-констатации и ответа-размышления;
- договаривание слов, недосказанных воспитателем;
- игра «Подскажи словечко».
При формировании грамматически правильной речи следует обращать внимание детей на использование :
- существительных во множественном числе в родительном и винительном падежах: ножей, груш, лисят, волков;
- существительных среднего рода в сочетании с прилагательными: зеленое ведро, красное яблоко;
- глаголов: хотеть, лежать, бежать, скакать, рисовать;
- предлогов: под, из-за, из-под, между;
- на образовании слов по аналогии: лес – лесник.
Особое внимание уделяется воспитанию звуковой культуры речи :
- показ и объяснения артикуляции звука;
- отработка произношения звука в словах, несложных фразах, стихах;
- выделять в слове, фразе, четверостишии знакомый звук, слегка интонируемый воспитателем;
- предусматривать задания, способствующие формированию интонационной выразительности речи.
Работа над каждым звуком делится на несколько этапов:
- многократное произношение изолированного звука, при котором отрабатывается чистота его воспроизведения, речевое дыхание и формируется звуковая и интонационная выразительность речи;
- проговаривание слогов, в которых отрабатываемый звук то мягкий, то твердый;
- произношение отрабатываемого звука в словах и фразовой речи.
Работа по обучению детей монологической речи включает :
- описание игрушки;
- формирование умения рассматривать сюжетные картины с составлением небольшого рассказа, выделяя фразы-связки, нацеливающие детей на более пристальное внимание к определенному предмету;
- задания по созданию и описанию картинок, выполненных с опорой на картинку-матрицу.
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение, обогащает эмоции и дает прекрасные образцы русского литературного языка. Поэтому при приобщении к художественной литературе следует:
- обращать внимание детей на содержание литературного произведения;
- обращать внимание детей на некоторые особенности литературного языка: образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения;
- формировать умение отвечать на вопросы, связанные с содержанием произведения;
- способность замечать красоту и богатство русского языка, выделяя ритмичность, подчеркивая образные выражения.
К концу года дети могут:
- значительно увеличить свой словарь;
- активно употреблять слова, обозначающие эмоциональные состояния, эстетические качества, эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов;
- осмысленно работать над собственным произношением;
- осмысливать причинно-следственные отношения;
- подробно с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать отрывки из знакомых произведений;
- рассказывать истории, которые являются следствием развития фантазии;
- активно сопровождать речью свою деятельность.