Губанова Любовь
Развитие речи детей с помощью игровых технологий
▼ Скачать + Заказать документы
МАСТЕР- КЛАСС
для воспитателей
«Развитие речи детей с использованием игровых технологий».
Аннотация
Актуальность темы.
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем
богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его
Публикация «Развитие речи детей с помощью игровых технологий» размещена в разделах
возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее
отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое
развитие. Уже достаточно давно специалисты, изучающие особенности развития детской
психики, говорят о необходимости больше внимания уделять вопросу развития мелкой
моторики рук детей. Дело в том, что уровень речевого развития ребенка находится в прямой
зависимости от способности малыша совершать пальчиками тонкие движения, брать мелкие
предметы, свободно действовать кистями рук. Но в последнее время наблюдается рост числа
детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. По какой же
причине? Ведь сейчас есть возможность приобретать для ребенка развивающие игрушки и
мультфильмы, специализированные мультимедийные программы. На самом деле именно в
этом разнообразии и кроется суть проблемы.
Цель мастер-класса: Повышение профессиональной компетентности
педагогов
по
использованию игровых технологий в работе с детьми, пропаганда и распространение
разновидностей форм работы.
Задачи:
Познакомить педагогов с эффективными методами использования игровых технологий в жизни
ребёнка.
Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать
элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
Познакомить педагогов с рекомендациями по проведению артикуляционной гимнастики;
дыхательной; релаксационной; пальчиковой гимнастики; игрового массажа и самомассажа.
Основные этапы мастер-класса:
1 Теоретическая часть.
2 Практическая часть.
3 Рефлексия. Итог.
Продолжительность мероприятия: 30 минут
Оборудование: (прищепки, карандаши, пробки)
Ожидаемый результат: Педагоги могут использовать игровые технологии в жизни детей
своей группы
Ход мастер-класса
Введение в тему.
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно
говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем
больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.»
В. Сухомлинский
1 Теоретическая часть
Здравствуйте уважаемые коллеги. Сегодня я хочу провести вместе с вами мастер-класс тема
«Развитие речи детей с использованием игровых технологий».
Сейчас я вас познакомлю с игровыми технологиями, которые я использую в работе с
детьми по развитию речи.
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.
Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его
возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее
отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое
развитие.
Уже достаточно давно специалисты, изучающие особенности развития детской психики,
говорят о необходимости больше внимания уделять вопросу развития мелкой моторики рук
детей. Дело в том, что уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от
способности малыша совершать пальчиками тонкие движения, брать мелкие предметы,
свободно действовать кистями рук.
Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей,
мелкой моторики и речевого развития. По какой же причине? Ведь сейчас есть возможность
приобретать для ребенка развивающие игрушки и мультфильмы, специализированные
мультимедийные программы. На самом деле именно в этом разнообразии и кроется суть
проблемы.
Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности,
предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от
общепринятых норм языка.
На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей
дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого
способствует эффективному речевому развитию ребенка. Весь практический материал можно
условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому
развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные
игровые технологии.
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека,
удивительный феномен нашего существования.
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на
воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется
самоуправление поведением.
Цель игровых образовательных технологий обеспечить ребенку в условиях комплексной
информатизации образования возможность развития речи, сформировать необходимые
знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера,, научить использовать
полученные знания в повседневной жизни.
Одним из видов игровых технологий является гимнастика.
Виды гимнастики, используемые мною для развития речи детей :
•
артикуляционная гимнастика;
•
дыхательная;
•
релаксационная;
•
пальчиковая гимнастика;
•
игровой массаж, самомассаж.
Активизация педагогов:
– Крикните громко и хором, друзья,
Деток вы любите? Нет или да?
Пришли на собрание, сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)
Я вас понимаю. Как быть, господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)
Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажетесь мне? (Нет.)
Последнее спрошу вас я:
Активными все будем? (Да.)
2. Практическая часть.
Сейчас я предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики,
которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
1.
Артикуляционная гимнастика -выработка качественных, полноценных движений
органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.
Упражнение «Жаба Квака» Упражнение для мышц мягкого нёба и глотки.
Жаба Квака с солнцем встала, - потягиваются, руки в стороны
Сладко-сладко позевала, - дети зевают
Травку сочную сжевала - имитируют жевательные движения,
Да водички поглотала, - глотают
На кувшинку села,
Песенку запела:
"Ква-а-а-а! - произносят звуки отрывисто и громко
Ква-а-а-а!
Ква-а-а-а!
Жизнь у Кваки хороша!
2. Дыхательная гимнастика – ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению
организма кислородом, улучшают обменные процессы, психо – эмоциональное состояние,
выводят из стресса, повышают иммунитет.
Игра-упражнение «Машина»
Цель: обучение постепенному выдоху воздуха Дети становятся на одной линии, делают вдох
("наливают бензин") и начинают движение вперед, при этом делая губами "бр-р-р". Дети, как
обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех "уехал" на одном дыхании.
3. Релаксационная гимнастика–снимает психическое и физическое напряжение. Проводится в
любое время в течение дня. Продолжительность 1 – 7 минут.
Пример (Дети стоят, спина и руки расслаблены, голова опущена)
Закройте глаза и слушайте мой голос.
Представьте, что вы находитесь под небольшим водопадом. Небо светло – голубое. Воздух
свежий. Вода чистая и прохладная. Она мягко струится по спине, стекает с ног и продолжает
свой путь дальше.
Постойте немного под водопадом, позволяя воде омывать вас и уносить прочь.
4. Пальчиковая гимнастика - позволяет активизировать работоспособность головного мозга,
влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.
Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их
помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок.
Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у
ребенка. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно
полезны для их общего развития : развивают мелкую моторику, а её развитие стимулирует
развитие некоторых зон головного мозга, в частности речевых центров.
Развитие мелкой моторики готовит руки ребё нка к разнообразным действиям в будущем:
рисованию, письму, различным манипуляциям с предметами и т. д. Занятия пальчиковыми
играми способствуют расширению словарного запаса, а если стихотворение не проговаривать,
а напевать — то и музыкального слуха.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка, каких- либо
рифмованных историй, сказок при помощи рук. Дети с удовольствием принимают участие в
играх – потешках. Самый известный вариант такой игры – «сорока- сорока», но есть и более
сложные для проговаривания и показа. Попробуем и мы с вами поиграть в такие игры
(совместно с педагогами проводится игротренинг).
«Моя семья»
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – папочка, попеременно массируем пальцы руки,
Этот пальчик – дедушка, на последней строке сжимаем и разжимаем
Этот пальчик – бабушка, кулачки.
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
«Капуста»
Что за скрип? (сжимаем и разжимаем кулачки)
Что за хруст? (переплетаем пальцы рук)
Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой)
Как же быть без хруста
Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан)
Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)
Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)
Мы капусту солим, солим… (щепотками)
Мы капусту жмем, жмем, (сжимаем и разжимаем кулаки)
5. Игровой массаж и самомассаж - позволяет стимулировать рост нервных клеток, развитие
мелкой моторики, а также помогает наладить эмоциональный контакт и снять напряжение.
В несколько игр мы с вами поиграем.
Игры с сыпучими материалами
1. Насыпаем в кружку сухую фасоль. На каждый ударный слог перекладывает горошины по
одной в другую чашку. Одной рукой, потом другой рукой.
«Зашагали наши ножки: топ-топ-топ,
Прямо по дорожке: топ – топ – топ.
Ну-ка, веселее: топ- топ- топ.
Вот как мы умеем: топ - топ-топ».
2. «Чудесный мешочек» В «сухой бассейн» помещаем горох и бобы. Ребенок запускает в него
руку и старается на ощупь определить и достать только горох или только бобы.
3. Игры с пробками от бутылок
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это – «лыжи».
Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу
на каждый ударный слог.
«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы»
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно. Если пробки
просверлить посередине – можно использовать для нанизывания бус.
4. Игры с прищепками.
Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и
обратно) на ударные слоги стиха:
«Сильно кусает котенок - глупыш.
Он думает это не палец, а мышь, (смена рук)
Но я же играю с тобою, малыш
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»
(силуэт-прищепка)
5. Игра с карандашом.
(лучше использовать карандаш - шестигранник)
Карандаш в руке катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу!
Подвижно – речевые игры.
1. Игра «Два круга»
Взрослые строятся в два круга – внешний (большой) и внутренний (3-4 человека) Родители из
большого круга стоят, а из малого идут вместе с ведущим и приговаривают: «Мы по кругу идем
и с собою берем… фрукты». Игроки большого круга должны быстро назвать любой фрукт,
например яблоко. Педагог первым назвавший предмет, становится во внутренний круг. Игра
продолжается («… с собою берем посуду, мебель, животное, и т. д.) Последний взрослый,
оставшийся в большом круге должен выполнить какое-либо задание.
2. Игра «Шаги» («Кто быстрее доберется до…»)
С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком
расширением его словарного запаса и развитием речи, в общем. 2 игрока стоят на старте. Через
8-10 шагов финиш.
Называется тема: «Вежливые слова». Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое -
нибудь вежливое слово. Другие темы: «Все круглое», «Слова утешения», «Ласковые слова для
мамы»….
3. Рефлексия. Итог.
Завершающее упражнение "Благодарю! "
Дорогие педагоги предлагаю каждому участнику мастер-класса мысленно положить на левую
руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на
правую руку - то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно
хлопают в ладоши и говорят БЛАГОДОРЮ! Психологический смысл упражнения позволяет
завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.
Итог:
Таким образом, приоритетным в работе с детьми по развитию речи являются игровые
технологии, которые включают в себя не только комплекс мероприятий по сохранению и
укреплению здоровья детей, но и дают ребёнку возможность обрести уверенность в себе,
улучшить результаты коррекции речи.
Благодарю за сотрудничество! Спасибо за внимание!