МААМ-картинки

Самообразование «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»

Ольга Смоляр
Самообразование «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

Становление, совершенствование и развитие всех сторон речи. Способствование формирования у ребенка потребности в увлекательном процессе познания; стремление к активному поиску решений на пути достижения цели.

Задачи:

1. Обеспечить детям социальное речевое окружение, соответствующее интересам их возраста, постепенно расширяя и обновляя их социальные связи.

Публикация «Самообразование „Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности“» размещена в разделах

2. Предоставлять детям возможность часто слышать речь и говорить с ними, сопровождать речью все виды обслуживания ребенка и стимулировать его к активности речи.

3. Использовать в речевом развитии средства, содействующие слуху, речевому аппарату, развитию связной речи детей младшего дошкольного возраста.

4. Улучшить координацию и точность движений руки, гибкость рук, ритмичность.

5. Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук у детей через использование разнообразных форм, методов и приемов.

6. Использовать игру как средство наибольшего развития речи детей, где игра является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее усвоение языка.

Предполагаемый результат:

1. Формирование речевых навыков.

2. Формирование умения вести диалог с педагогом.

3. Способствование развития у детей диалогической речи.

4. Обеспечить развитие мелкой моторики пальцев рук.

5. Добиться свободного общения со взрослыми и детьми.

ВВЕДЕНИЕ

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Поэтому необходимо больше внимания уделять развитию речи детей раннего возраста. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его обучения в школе. В процессе развития речи у детей четвертого года жизни появляется интерес к звучащему слову, что также существенно влияет и на понимание обращенной к ребенку речи, и на развитие его собственной речи.

Объединяя игру с обучением, можно сделать процесс обучения осмысленным и интересным. Самое главное, заинтересовать детей, пробудить творческую активность. Большое внимание нужно уделить приобретению ими сенсорного и сенсорно-моторного опыта.

Дидактическая игра, её роль в развитии детей младшего дошкольного возраста

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Дидактические игры способствуют:

- развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.

- развитию речи детей : пополнению и активизации словаря.

- социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника : в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т. д.

Виды дидактических игр:

1. Игры с предметами (игрушками).

2. Настольно-печатные игры.

3. Словесные игры.

Дидактические игры – различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, роли воспитателя.

Игры с предметами основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. При ознакомлении детей с природой в подобных играх использую природный материал (семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. – что вызывает у детей живой интерес и активное желание играть. Примеры таких игр: «Не ошибись», «Опиши данный предмет», «Что это такое?», «Что сначала, что потом» и др.

Настольно - печатные игры –это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", «парные картинки». С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.

«Это когда?»

Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях в природе.

Ход игры. У каждого из детей есть предметные картинки с изображением снегопада, дождя, солнечного дня, пасмурной погоды, град идет, ветер дует, висят сосульки и т. п. и сюжетные картинки с изображениями разных сезонов. Детям необходимо правильно разложить имеющиеся у них картинки.

Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.

«Отгадай, кто это?»

Цель. Закреплять представления детей о характерных признаках диких и домашних животных.

Ход игры. Воспитатель описывает животное (его внешний вид, повадки, среду обитания) дети должны отгадать про кого идет речь.

В процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют представления об объектах природы и ее сезонных изменениях.

Дидактические игры – путешествия являются одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности детей.

Пальчиковые игры – основа в развитии речи и мелкой моторики

"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Пальчиковые игры помогают ребенку достичь хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Игра «Шарик».

Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.

Игра «Это я».

Это глазки. Вот, вот.

Это ушки. Вот, вот.

Это нос, это рот.

Там спинка. Тут живот.

Это ручки. Хлоп-хлоп.

Это ножки. Топ- топ.

Ох устали вытрем лоб!

Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом.

Пальчиковые игры, по мнению ученых, - это отображение реальности окружающего мира - предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы. В ходе игры дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Персонажи и образы пальчиковых игр - нравятся малышам, дети с удовольствием повторяют (если ребенок разговаривает) за взрослыми тексты и движения. Если у ребенка не развита речь - эти игры его раскрепощают, и он с удовольствием произносит то, что позволяет его речевое развитие. В дальнейшем, при ежедневном повторении игры и введении новых игр, которые заинтересуют ребенка, он будет пытаться произносить за взрослым речитатив.

Что дают пальчиковые игры?

В основу пальчиковых игр положены два принципа обучения - это от простого к сложному и "самостоятельно по способностям". Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей.

Во-первых, пальчиковые игры могут дать пищу для ума с самого раннего возраста.

Во-вторых, они всегда создают условия, опережающие развитие способностей.

В-третьих, выполняя самостоятельно, ребенок развивается наиболее успешно.

В-четвертых, они могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.

В-пятых, играя в эти игры со своими детишками, папы и мамы, бабушки и дедушки, а также все специалисты, работающие с детьми, незаметно для себя, приобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать ребенку самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

Роль сказки в речевом развитии младших дошкольников

Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя.

Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью. Сказка - интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний.

К сожалению, сегодня у многих детей к пяти годам уровень речевого развития ниже положенной нормы. Уровень передачи эмоциональных состояний недоразвит, артистические способности, интонирование, восприятие различных оттенков речи не соответствует взрослому.

А сказка является отличным средством устранить все эти проблемы. Сам процесс игры в сказку тесно связано со всеми разделами программы, в которые входит и развитие речи детей дошкольного возраста. Игра в сказку - способствует активизации разных сторон речи детей : словаря; грамматического строя; диалогической и монологической речи; совершенствованию звуковой стороны речи.

Использование сюжетно-ролевых игр как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры детей дошкольного возраста. Сюжетно-ролевые игры создают сами дети, а их деятельность носит явно выраженный самодеятельный характер. Основные черты сюжетно-ролевой игры:

• Эмоциональная насыщенность и увлеченность детей;

Самостоятельность;

• Активность;

• Творчество.

Главной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое развивается.

Сюжет игры – это та сфера деятельности, которая воспроизводится детьми.

Условно сюжеты делятся на:

1. Бытовые (игры в семью).

2. Производственные, отражающие профессиональный труд (больница, магазин, парикмахерская).

3. Общественные (игры в празднование дня рождения и т. д.).

Сюжетно-ролевая игра планируется по следующей схеме:

1. Выбор темы.

2. Педагогическая разработка плана игры.

3. Создание воображаемой ситуации.

4. Распределение ролей.

5. Начало игры.

6. Сохранение игровой ситуации.

7. Завершение игры.

Результаты работы свидетельствуют об эффективности использования сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи детей. Наполняется словарный запас, речь носит активный и ролевой характер.

Конечный результат:

* дети проявляют интерес и желание играть с игрушками;

* возросла речевая активность детей (это положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей);

* дети пытаются осуществлять ролевой диалог.

В заключение хочу отметить, что игра – это практически единственная область, где ребенок может проявить свою инициативу и творческую активность. И в то же время, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и хотят действовать правильно.

Публикации по теме:

«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности». Опыт работы «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» Актуальность Развитие связной речи является.

Конспект игровой деятельности по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста «Чей это голос?» Конспект игровой деятельности по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста «ЧЕЙ ЭТО ГОЛОС?» Выполнил: СТАРЦЕВА АНАСТАСИЯ.

Консультация для родителей «Развитие навыков общения у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Игра-это право ребенка, спутница детства. Игра-это ведущий вид деятельности ребенка дошкольника. Она важна для своевременного и полноценного.

Роль игровой деятельности в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста Тема: «Роль игровой деятельности в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста». Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка.

Опыт работы «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» ВВЕДЕНИЕ Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение.

Опыт работы. Развитие речи младшего дошкольного возраста в игровой деятельности. К конкурсу «Воспитатель года -2018» Информационный лист 1. Воробьева Лариса Витальевна 2.13.08.1994г 3. Высшее. Московский гуманитарный университет им. Шолохова 2008г. 4. Соответствие.

Самообразование. «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста». Отчет по самообразованию Ворожищевой Анны Александровны, воспитателя 2 младшей группы. Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего.

Сценарий музыкально-игровой деятельности «По следам Колобка» для детей младшего дошкольного возраста Цель: повышение эмоциональной и двигательной активности детей. Задачи: - воспитывать интерес к музыкально-игровой деятельности, создать.

Статья. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности Статья. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности В последнее время возросли требования.

Эффективное развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством фольклора и театрализованной деятельностиЭффективное развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством фольклора и театрализованной деятельности «Обеспечить современное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становление разных видов детской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообразование «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»
Опубликовано: 10 января 2018 в 17:48
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Самообразование «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Смоляр в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД