Юлия Десяткина
Развитие речи детей от 1,5 до 3 лет посредством игровой технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Общее понятие выбранной технологии (широкое и узкое)
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Публикация «Развитие речи детей от 1,5 до 3 лет посредством игровой технологии» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования среди ряда образовательных областей выделена область - «Речевое развитие». Данная область подчеркивает основную функцию речи – быть средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи.
В настоящее время в дошкольном образовании широко применяются игровые технологии. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников.
К числу бесспорных преимуществ использования игровых технологий в образовательном процессе можно отнести следующие ключевые моменты:
• игра является для ребенка яркой, эмоциональной, образной деятельностью, в которой ребенок чувствует себя свободно и уверенно, что как нельзя лучше подготавливает его к усвоению новых знаний;
• игра практически сводит на нет пассивность ребенка;
• занимательный сюжет игры, использование дидактического материала, оборудования является дополнительным стимулом для включения в игру;
• игровая задача мотивирует дошкольника на достижение положительного результата обучения.
Психолого-педагогические исследования убедительно доказали позитивную роль игры в развитии и обучении детей. Уверена, что и в нашей работе по развитию речи младших дошкольников использование игровых технологий оптимизирует педагогическое воздействие, сделает процесс обучения более привлекательным для детей, а, следовательно, и более результативным.
Актуальность выбора технологии. Цели и задачи
Изучив статьи В. К. Воробьевой, В. П. Глухова, Т. В. Большевой, Л. Н. Ефименковой, материалы практиков из журналов «Логопед», «Дошкольное воспитание», «Воспитатель в ДОУ», «Ребёнок в детском саду» по данному вопросу, я поняла, что игровые технологии и методики можно использовать в развитии речи детей моей группы.
Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит и стимулирует речь детей. Речевые занятия в игровой форме дают большой результат. Наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.
Проблема
Речевое развитие дошкольника – важнейшая из всех образовательных областей. 21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития : компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.
В начале года выявила проблемы речевого развития детей своей группы.
В целом уровень речевого развития у детей охарактеризовала как неудовлетворительный. Эта проблема является актуальной.
Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами.
Цель: Исходя, из этого была поставлена цель: создание максимально благоприятных условий для речевого развития детей посредством игровых технологий.
Задачи:
• Изучить теоретические основы и практическую значимость игровых технологий в направлении речевое развитие;
• Осуществить поиск и отбор нетрадиционных форм образовательной деятельности с детьми, с использованием игровых технологий;
• Адаптировать к детям систему методов и приемов игровой технологии;
• Определить тематику, место и время их применения в образовательном процессе и внести в перспективное планирование;
• Создать развивающую предметно-пространственную среду для специально организованной образовательной деятельности в Центре речевого развития и самостоятельной деятельности;
Этапы внедрения технологии. Система технологии в детском саду.
В нашей группе создан центр речевой и сенсорно-моторной активности «Маленькие говорунчики», в котором расположены дидактические игры и пособия для развития лексико-грамматического строя речи и мелкой моторики пальцев рук, сюжетные картинки; «Пальчиковый и кукольный театр», игрушки для составления описательного рассказа и организации показа мини-театральных постановок; пособия для развитие дыхания, голоса; материал по тренировке мелкой моторики пальцев рук, развитию движений речевого аппарата; уголок «сказки» и «тихий уголок».
В младшем дошкольном возрасте речь ребенка носит ситуативный характер и поэтому важно именно в этот период вызвать активность речи, иначе речь будет отставать в своем развитии.
Поэтому работа по развитию речи в первой младшей группе строилась и проводилась с учетом диагностики и особенностей детей младшего дошкольного возраста. Дети были вовлечены в такую деятельность как: разучивание стихов и песенок, потешек, подвижные словесные игры, хороводы, игры с пальчиками, рассматривание игрушек и картинок, кукольный театр и др.
Этапы работы:
1. Этап. Изучение инновационных технологии, выбор технологии. Подбор литературы.
2. Этап. Создание условий:
1. Изготовление атрибутов к играм.
2. Подбор художественной и познавательной детской литературы;
3. Наличие дидактического материала;
4. Подбор стихов, потешек, песенок, рассказов для дополнительного изучения;
5. Подбор картотек по играм, направленным на развитие речи.
3. Этап. Составление плана работы
4 Этап. Структура образовательной работы.
Ребенок:
- Совместная с воспитателем работа: различные беседы, наблюдения, рассматривание.
- Чтение художественной литературы, рассказывание, загадки, потешки, использование различных игр: хороводные, подвижные, игры с упражнениями, народные детские игры, считалки, игры – заклички.
- игровые ситуации (во время занятий и в режимные моменты);
- сюрпризные моменты (во время занятий и в режимные моменты);
- знакомство с новой игрушкой (практическое обследование, обыгрывание манипуляторное и сюжетное);
- самостоятельная деятельность;
Родитель:
- консультации по тематике;
- индивидуальные беседы;
- папки-раскладушки;
- рекомендации на дом
4. Этап. Результаты.
Предполагаемые результаты:
- Словарный запас достигает от 40 до 300 слов и обогащается именами людей, названиями объектов, действий, состояний, процессов, однако произношение звуков остается несовершенным.
-формирование умения вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.
-использование различных атрибутов.
-формирование речевых навыков.
-развитие свободного общения с взрослыми и детьми.
Инновационные алгоритмы работы воспитателя в ДО могут строиться на базе традиционных, многократно опробованных образовательных моделей или составляться на основе абсолютно новых программ. Современный педагог, ищущий пути оптимизации воспитательно-образовательного процесса, может использовать любые инновационные решения, чтобы отточить педагогическое мастерство, повысить квалификацию, развить творческую составляющую, сделать обучение и воспитание дошкольников более содержательным и интересным.
Внедрение новых педагогических приемов позволяет не только повысить качество предоставляемых образовательных услуг в детском саду, но и удовлетворить возрастающие потребности родителей, создать правильную репутацию дошкольной образовательной организации, позволяющую детскому саду успешно конкурировать с другими учреждениями.
Взаимодействие детского сада с семьей по развитию речи через игровую технологию.
С целью повышения компетентности родителей в сфере развития речи детей посредством игровых технологий, проводятся следующие мероприятия:
• анкетирование «Речевое развитие детей»;
• буклеты, памятки «Играем - речь развиваем», «Сказкотерапия», «Играем на кухне - ребенка развиваем», «Факторы успешного речевого развития детей»;
• папка – передвижка «Что делать если ребенок молчит?» и т. д
• тематические вечера «Любимые сказки»;
• подготовила и провела дистанционно педагогический тренинг: «Развиваем речь детей с помощью игровых технологий»;
• фото-выставка «Развитие речи детей с помощью игровых технологий».
Результаты итоговой диагностики показали, что использование игровых технологий, значительно повысили уровень речевого развития детей. Так же в ходе наблюдений, я отметила, что дети стали более общительными, не боятся высказать свое мнение, применяют полученные знания в повседневной жизни.
Игровые, нетрадиционные формы работы в детском саду не отрицают традиционные, а их совершенствуют, модернизируют, дополняют. И созданы они в данный момент в соответствии с требованиями времени. Что соответствует задачам, поставленным на государственном уровне, чему свидетельствует и концепция модернизации образования, и ФГОС дошкольного образования. Когда используешь в своей работе что – то новое, интересное – увлекаешься сам, а соответственно и увлекаешь детей, а когда данная деятельность приносит ощутимый видимый результат – это интересно и увлекательно вдвойне.
Формы игровых технологий в развитии речи дошкольников
Понятие "современные игровые технологии в развитии речи " включает достаточно обширную группу методов и приемов организации
педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для применения игровых технологий в обучении.
Рассмотрим некоторые из них:
1. Хороводные игры помогают установить эмоциональный контакт взрослого с ребенком, что способствует пониманию и подражанию речи взрослого. В коллективе малыши учились двигаться в кругу, выполнять элементарные движения по роли.
2. Подвижные игры. Подвижные народные игры сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами, они не только развивают физические качества детей, учат выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения, развивают слуховое восприятие, но и пополняют словарный запас, обогащают речь детей. Путём проговаривания вместе с педагогом словесного сопровождения подвижных игр у детей появляется желание говорить, подталкивает их к речевым контактам.
3. Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу.
В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребёнка. Увеличить запас слов помогут игры-потешки, в которых привлекается внимание детей к предметам, животным, людям. Например, при изучении домашних птиц и животных можно использовать потешки: «Петя, Петя, петушок-золотой гребешок…», «Наши уточки с утра – кря–кря–кря!», «Пошел котик на торжок».
4. Потешки привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, способствует развитию разговорной речи. Они начинают вводить слова потешек в свои игры - во время кормления куклы или укладывания её спать.
5. Песочный светящейся стол. Актуальные проблемы, решаемые с помощью рисования песком: развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности; развитие воображения, творческого мышления, пространственного мышления; развитие речи, коррекция нарушений внимания и поведения; коррекция эмоциональных и невротических нарушений; развитие психических процессов у детей ; развитие двух полушарий ГМ, гармоничное развитие личности; снятие стресса и гармонизация внутреннего состояния; более глубокое понимание и принятие себя…
6. Дидактическая игра является основным видом игр, используемых в работе по развитию речи,
Дидактическая игра представляет собой многословное,
сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения
детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной
игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Существуют следующие виды дидактических игр:
• игры с предметами (игрушками,
• настольнопечатные игры,
• словесные игры.
Таким образом, для развития речи детей дошкольного возраста
рекомендуется использовать дидактические игры.
Практически все задачи речевого развития детей-дошкольников можно реализовать на основе театрализованной игры.
7. Театрализованные игры можно разделить на две основные группы:
• - игры – драматизации;
• -режиссерские игры.
8. В играх – драматизациях – ребенок исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются:
• -игры – имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
• ролевые диалоги на основе текста;
• инсценировки произведений;
• -постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
• игры – импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
9. Сказкатерапия. (Сочинение детьми сказок)
«Салат из сказок» / смешивание разных сказок /
«Что будет, если?» / сюжет задаёт воспитатель /
«Изменение характера персонажей» / старая сказка на новый лад /
«Использование моделей» / картинки-геометрические фигуры /
«Введение в сказку новых атрибутов» / волшебные предметы, бытовые приборы и т. д. /
«Введение новых героев» / как сказочных, так и современных /
«Тематические сказки» / цветочные, ягодные и т. д. /
Таким образом, развитие речи в игровой форме деятельности дает большой результат: наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.
Можно сделать вывод о том, что развитие речи с помощью игровых форм деятельности дает большой результат. Наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.