МААМ-картинки

Развитие речи детей младшего возраста

Анастасия Крылова
Развитие речи детей младшего возраста
▼ Скачать

Развитие речи детей младшего возраста.

Учитель-логопед: Крылова Анастасия Алексеевна

К. Д. Ушинский

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.

Публикация «Развитие речи детей младшего возраста» размещена в разделах

Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.

Этапы формирования речи в раннем возрасте :

1 период: главным компонентом ситуации выступает предмет.

2 период: главным компонентом ситуации становится взрослый.

3 период: центр ситуации переносится на слово.

Как понимает вас и что говорит ваш ребенок.

12 месяцев

1) Понимает без показа названия нескольких предметов (действий, имен).

2) Выполняет отдельные поручения: «найди», «принеси», «отдай тете», «положи на место» и др.

3) Понимает слово «нельзя», прекращает запрещенные действия.

4) По слову выполняет разученные действия. 1) Легко подражает новым слогам.

2) Произносит

5-10 облегченных слов: звукоподражательные (ав-ав);

с одинаковыми слогами (ма-ма, па-па); реже слова из разных слогов (Га-ля, тик-так); слова-действия («на, дай, бух»).

1 год 3 месяца

1) Понимает названия окружающих предметов и игрушек:

• находит и дает 3-4 игрушки,

• дает предметы обуви и одежды.

3) Понимает и выполняет простые инструкции по слову: «покорми куклу», «положи спать в кроватку»

4) По слову ориентируется в группе: «Где твоя кроватка? Возьми свой горшок»

5) Узнает знакомые предметы и игрушки на картинках (3 картинки). 1) Разнообразно лепечет, подражает новым слогам.

2) Пользуется облегченными «словами – действиями» в процессе активной деятельности («дай, бух, на, иди…»)

1 год 6 месяцев

1) Обобщает предметы: находит 2 одинаковых по значению, но разных по цвету или величине предмета: «Где собачка, где еще собачка?»

2) Узнает «картинки в действии» - собака ест, кукла спит… (2 картинки).

3) Показывает одну из частей тела. 1) Начинает заменять звукоподражательные слова на общеупотребительные («ляля» - кукла).

2) Использует в речи однословную фразу :

«Дай» + жест рукой

Имеет активный словарь около 5-20 слов

Словарь состоит в основном из существительных

Часто повторяет слово или фразу снова и снова

Употребляет много жаргонизмов с эмоциональным содержанием

Способен выполнять простые команды

1 год 9 месяцев

1) Показывает знакомые предметы на сюжетных картинках.

2) Отвечает на вопросы при рассматривании сюжетных картинок (ребенок может ответить одним словом).

3) Показывает три части тела.

1) Обозначает свои действия словами

(«спи, иди, упал»).

2) Связывает слова в двухсловную фразу:

«Дай ку» - дай куклу.

- начинает соединять 2 слова в одной фразе, часто без согласования ("папа туту" - папа едет).

Общее звучание речи смягченное.

Говорит о себе в 3 лице (по имени).

Отвечает на вопросы словами "да", "нет".

Знает названия окружающих предметов и действия, которые выполняются с ними.

Слушает и понимает небольшие рассказы.

2 года

1) Понимает обозначаемые на картинках действия, выполняет инструкции: «Покажи, кто сидит, кто спит?»

2) Понимает короткий рассказ о событиях, знакомых ребенку из личного опыта. Отвечает на вопросы взрослого словом или коротким предложением.

3) Показывает 5 частей тела.

4) Выполняет 2-х этапную инструкцию.

1) При общении со взрослым пользуется 2-3х словными предложениями.

2) Вводит в речь:

• прилагательные,

• местоимения (я, ты, мы, он,

наречия (там, туда).

Называет целый ряд объектов из своего окружения

Используют как минимум два предлога, как правило: в, на, под

Составляет короткие предложения, в значительной степени по модели существительное-глагол, длина предложений 1,2 слова

Примерно 2/3 того, что ребенок говорит, понятно взрослому

Активный словарь примерно 150-300 слов

Объем и высота голоса плохо контролируются

Иногда правильно использует местоимения “Я” и “Ты”. Хотя “Мне”, и “Я” часто путают

Начинают появляться понятия “Я” и “мои”

Реагирует на такие команды, как «покажи мне свои глаза (нос, рот, волосы)

Задает вопросы “Что это?”

К 2 годам называет предмет по просьбе.

Использует уменьшительно - ласкательные суффиксы (нос-носик).

Начинает использовать множественное число (нога-ноги) и падежи существительных (молоко-молока).

Знает слова большой-маленький, хороший-плохой.

Различает понятие один-много.

Слушает внимательно знакомые песни, стихи, эмоционально предвосхищая знакомый сюжет.

2 года 6 месяцев

1) Понимает значения предлогов в привычной конкретной ситуации («Положи на стул»).

2) Начинает понимать прочитанные сказки с опорой на картинку. 1) Строит предложения из 3-х и более слов.

2) Появляются вопросы «Где? Куда?»

3) Использует в речи предлоги (в, на, у, с).

4) Использует в речи местоимения «мой, моя, мои, мое».

3 года

Понимание

• Понимает сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной ситуации.) Понимает прочитанные сказки без опоры на картинку.

• Понимает простые вопросы, связанные с окружающей средой и деятельностью

• Ребенок понимает сложные предложения («Когда мы придем домой, то будем.»)

• Слушает простые рассказы.

• Различает предлоги "через", "между", "из-за", "из-под".

Словарь

• Используют редкие слова во множественном числе и в прошедшем времени

• Знает, по крайней мере три предлога, как правило: на, под, за

• Знает основные части тела и может показать их и назвать

• Активный словарный запас около 900-1000 слов

• В речи начинают преобладать глаголы

• Знает 1-2 цвета.

• На третьем году жизни происходит интенсивное накопление ребенком словаря. Увеличивается число существительных, обозначающих предметы ближайшего окружения. В своих высказываниях ребенок употребляет почти все части речи. Он овладевает элементарными грамматическими навыками родного языка (усваивает падежные окончания, некоторые формы глаголов с 2,5 лет, начинает согласовывать прилагательные с существительными, использует простые распространенные, бессоюзные сложносочиненные предложения. В общении со взрослыми малыш все реже и реже употребляет звукоподражательные слова, односложные предложения.

Грамматический строй речи

• Употребляет в речи сложные предложения.

• Использует вопросительные слова «Почему? Когда? Зачем?»

• Рассказывает наизусть стихи, потешки, песенки из 2-4-х строк с опорой на картинки.

• Договаривает слова и словосочетания в стихах, чистоговорках.

• Правильно использует местоимения “Я” и “Ты”

• Должен знать свой пол, имя, возраст, адрес, имена родителей

• Начинает употреблять прилагательные, наречия, предлоги (в, на, с, у).

• Около 90% из того, что ребенок говорит, должна быть понятно взрослым

• Понимает и дает ответ на такие вопросы, как “что ты должен делать когда, когда ты сонный, голодный, холодный, или хочешь пить?”

• Задает вопрос «что это?»

• Согласовывает прилагательные и существительные ("красивая мама").

• Отвечает на вопросы "почему", "сколько"

• Начинает говорить от первого лица («Я»).

• Начинает применять воображение и фантазию в игре, рассказе

Звукопроизношение

Произносит твердые согласные т,д,н,с,з,в,л. Смешение звуков сохраняется.

• заменяет недостающие звуки другими, более легкими для произношения, например: [р] и [л] — [и] или [л’], шипящие и твердые свистящие — мягкими свистящими звуками, а иногда и звуками [т’], [д’] (сюба, тюба вместо шуба, сянки, тянки вместо санки, зюк, дюк вместо жук, тяй вместо чай).

• нередко твердые согласные заменяются простыми по артикуляции мягкими (дяй вместо дай). Причем такая замена обнаруживается лишь в группе переднеязычных звуков ([т], [д], [с], [з]) и почти не наблюдается при произнесении губно-губных ([п], [б], [м]) и губно-зубных ([в], [ф]) согласных, хотя в процессе становления звуков последние появляются раньше, чем соответствующие им пары мягких согласных. Многие дети заменяют звук [ы] звуком [и], звук [х] звуком [к].

• правильно и четко произносят гласные звуки [а], [у], [и], [о] (некоторые дети еще могут заменять или недостаточно четко произносить звуки [ы], [э], согласные [м], [п], [б], [г], [д], [н], [в], [ф], [к], [г], [х] (некоторые дети еще заменяют звук [х] звуком [к] : клеп вместо хлеб, смягченно произносят звуки [т], [д] : тянк вместо танк, йотированные звуки [и], [йа], [йу], [йэ], [йо], усваивают мягкие согласные [с’], [з’] (твердые согласные большинство детей начинают правильно произносить к концу года). Звук [ц] отсутствует и заменяется звуком [т’] или [с’] ([с]). Однако к концу года этот звук у некоторых детей появляется и произносится правильно.

• начинают правильно произносить звук [л’], заменяя им недостающие звуки [л], [р’], [р] (люк, лепа, лядио вместо лук, репа, радио). Многие малыши заменяют всю эту группу звуков звуком [и] (йук, йена вместо лук, река, иногда звук [л’] заменяют также звуком [и] (бойно вместо больно). В произнесении многосложных слов дети продолжают испытывать затруднения: не всегда могут воспроизводить слоговую структуру слова (укорачивают слова, переставляют слоги, заменяют или опускают отдельные звуки. При стечении двух или трех согласных нередко выпадают даже те звуки, которые легко произносятся в простых одно-, двухсложных словах (пигин вместо пингвин).

Следует отметить, что к трем годам одни дети могут усвоить и правильно произносить большинство звуков родного языка, кроме [р] и шипящих, или даже все звуки. У других детей, наоборот, возможны задержки в формировании произносительной стороны речи (например, замена шипящих и твердых свистящих звуков звуками [т1], [д’]; неправильное формирование отдельных звуков (межзубное или призубное произнесение звуков [с], [з], нечеткая речь с неправильным произношением большого количества звуков и даже полное отсутствие речи).

Задачи развития речи первых 3х лет жизни :

 развитие понимания речи;

 развитие активной речи;

 приобщение к художественной литературе;

развитие регулятивной функции речи (выполнение речевых инструкций как основы произвольного поведения).

Эти задачи решаются как в ходе взаимодействия взрослого с ребенком в повседневной жизни, так и при проведении специальных игр и занятий.

Публикации по теме:

Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста В дошкольном образовательном учреждении при развитии речи детей, ставится основная задача: формировать связную устную речь и речевые навыки.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Консультация для воспитателей «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего возраста» На мой взгляд, тема развития речи является весьма актуальной, так как в последнее время в детский сад приходят дети, у которых речь неактивна.

Мастер-класс «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием сказкотерапии» Форма проведения: мастер - класс Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности педагогов по развитию речи детей дошкольного.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Развитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологийРазвитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологий Опыт работы в группе младшего возраста "Развитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологий. " Составила: Гордынская К. И.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: Бизиборд "Дом", "Если мамы нет дома", "Времена года",.

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклораРазвитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклора Актуальность Один из принципов дошкольного образования гласит: - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей младшего возраста
Опубликовано: 21 февраля 2022 в 11:50
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи детей младшего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Крылова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД