Анастасия Сюзева
Комплекс театрализованных игр для детей дошкольного возраста «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Комплекс театрализованных игр для детей дошкольного возраста «В гостях у сказки» представляет собой систему игр, направленных на развитие речи детей, способности творчески реализовываться и умения общаться со сверстниками и взрослыми. В комплекс включены театрализованные, пластические игры и этюды, а также артикуляционные и дыхательные упражнения.
Публикация «Комплекс театрализованных игр для детей дошкольного возраста „В гостях у сказки“» размещена в разделах
Цель: Создание условий для развития коммуникативной активности и творческой самостоятельности детей дошкольного возраста в игровой театрализованной деятельности.
Задачи:
Обучающие:
- знакомить детей с театральной культурой (видами кукольных театров, устройством театра, театральными жанрами).
Развивающие:
- развивать связную речь детей (монологическую, диалогическую формы, обогащать словарь;
- развивать способность свободно и раскрепощено держаться, поощрять исполнительское творчество;
- развивать воображение.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к художественной литературе;
- воспитывать уверенность в себе, доброе отношение к окружающим;
- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.
Игры проводятся в групповой форме, в режиме дня предусматривается использование игр до и после завтрака, обеда или полдника, они могут быть включены в непосредственно – образовательную деятельность и использоваться на прогулке.
Комплекс №1
1. Беседа «Что такое театр?» с показом иллюстраций, интерактивных презентаций.
Цель: Ознакомление детей с театральным искусством, историей появления, видами театра (оперный; драматический; театр кукол; театр теней; театр пантомимы; театр песни; уличный).
2. Игровое упражнение «Знакомство»
Цель: Создание атмосферы доверия и положительного настроя.
Ход игры: Дети встают в круг или сидят на стульях, первый называет свое имя.
Второй называет имя первого и свое. Третий имя первого, второго и свое, можно добавить к ответу название любимой игрушки или лакомства.
3. Словесная игра «Назови свое имя ласково»
Цель: Формирование доброжелательного отношения детей друг к другу.
Ход игры: Дети садятся в круг. В центр выходит один ребенок - ведущий. Все остальные по очереди называют ласковые варианты его имени ( или называют ласковым словом: котик, принцесса и т. п. или делают комплимент). Затем ведущий выбирает, какой ласковый вариант своего имени ему больше всего понравился.
4. Игра – импровизация «Осенний листочек»
Цель: Формирование умения в пластических образах передавать характер и настроение.
Ход игры: каждый ребенок импровизирует как ветер играет осенними листьями, как они кружатся в причудливом танце и падают на землю.
5. Игровое упражнение «Эстафета»
Цель: Развитие внимание, выдержки, согласованности действий.
Ход игры: Дети сидят на стульях в полукруге. Начиная игру, встают и садятся по очереди, не вмешиваясь в действия друг друга. Игра имеет несколько вариантов, можно предложить начинать с хлопка, притопа или любого другого действия.
Комплекс №2
1. Игра – имитация «Курочка зернышки клюет»
Цель: Развитие воображения, инициативы, умения принимать на себя образ.
Ход игры: Педагог разбрасывает импровизированные зернышки по полу, подзывая курочек их клевать, движением руки имитируя действия клюва.
2. Театрализованная игра «Курочка – Ряба»
Цель: Формирование представления у детей о показе сказки с помощью разных видов театра (настольного, плоскостного, кукол).
Ход игры: Сначала воспитатель напоминает детям героев сказки (осуществляется выбор театра для постановки, распределение ролей, обыгрывание сцен, затем показывает сказку сам, после детям предлагается самостоятельно осуществить постановку.
3. Игровое упражнение «Цыплята»
Цель: Формирование способности принимать на себя роль и действовать исходя из ее содержания.
Ход игры: Дети ложатся на пол, прижимают колени к груди, голову к коленям и обхватывают себя руками – яйцо. Цыплята клювиком разбивают скорлупу, расправляют крылышки, пытаются встать на ножки, знакомятся с окружающим миром, клюют зернышки.
4. Артикуляционное упражнение «Свеча»
Цель: Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Ход игры: Встать, принять исходное положение, сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание и выдохнуть ртом, задувая воображаемое пламя свечи (можно использовать полоску бумаги).
5. Игровое упражнение «Эстафета»
Цель: Развитие внимание, выдержки, согласованности действий.
Ход игры: Дети сидят на стульях в полукруге. Начиная игру, встают и садятся по очереди, не вмешиваясь в действия друг друга.
Комплекс №3
1. Игра – имитация «Мокрые котята»
Цель: Создание эмоционального состояния для снятия напряжения, развитие умений двигаться мягким пружинящим шагом, имитируя движения котят.
Ход игры: Дети двигаются врассыпную мягкими пружинящим шагом, как маленькие котята. По команде «дождь» дети садятся на корточки и сжимаются в комочек, напрягая все мышцы. По команде «солнышко» медленно встают и стряхивают «капельки дождя» с каждой из четырех лапок, с головы, с хвостика.
2. Артикуляционное упражнение «Свеча»
Цель: Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Ход игры: Встать, принять исходное положение, сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание и выдохнуть ртом, задувая воображаемое пламя свечи (можно использовать полоску бумаги).
3. Пластический этюд «Угадай, что я делаю?»
Цель: Обучение умению оправдать выбранную позу, развитие реи, воображения.
Ход игры: Педагог предлагает детям принять определенную позу и оправдать ее. (Стоять с поднятой рукой – достаю книгу, открываю шкаф; сидеть на корточках – смотрю на муравья, разбитую кружку, рисую мелом).
4. Мимическое упражнение «Улыбаемся – удивляемся»
Цель: Формирование умения передавать эмоциональное состояние с помощью средств выразительности (мимики и жестов).
Ход игры: По команде педагога дети либо улыбаются или удивляются, игру можно разнообразить тем, что педагог сама «превращает» детей в улыбчивых и удивленных.
Комплекс №4
1. Мимическое упражнение «Улыбаемся – удивляемся»
Цель: Формирование умения передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.
Ход игры: По команде педагога дети либо улыбаются или удивляются, игру можно разнообразить тем, что педагог сама «превращает» детей в улыбчивых и удивленных.
2. Пластический этюд «Превращение»
По мотивам русской народной сказки «Колобок»
Цель: Формирование умения принимать на себя роль героев сказки «Колобок»
Ход игры: С помощью считалочки определяются дети – герои (колобок, зайка, волк, медведь, лиса). Обсуждаются диалоги, герои, их характеры, средства выразительности.
3. Игровое упражнение «Покажи по - разному»
Цель: Формирование умения действовать в предполагаемых обстоятельствах.
Ход игры: Детям предлагается придумать и показать несколько вариантов поведения по определенному заданию: сидеть (в цирке, с удочкой); Идти (перепрыгивая лужи, по горячему песку, по бревну); бежать (опаздывать, от собаки, попав под дождь); ловить (бабочку, кузнечика).
4. Театрализованная игра «Колобок»
Цель: Формирование представления у детей о показе сказки с помощью разных видов театра (настольного, плоскостного, кукол).
Ход игры: Сначала воспитатель напоминает детям героев сказки (осуществляется выбор театра для постановки, распределение ролей, обыгрывание сцен, затем показывает сказку сам, после детям предлагается самостоятельно осуществить постановку.
Комплекс №5
1. Игра – имитация «Дружные звери»
Цель: Создание условий для развития речи, внимания, мышления и двигательной активности
Ход игры: Воспитатель загадывает животное, называет его вслух, а остальные участники игры должны повторить повадки и крики этих животных. Например, если ведущий загадал животное – корову, то участники должны ходить на четвереньках, мычать, изображать, что они едят траву и так далее.
2. Артикуляционное упражнение «Лошадка»
Цель: Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Ход игры: Педагог показывает, как можно изобразить скачущую лошадку: нужно приоткрыть рот, присосать широкий кончик языка к твердому нёбу за верхними зубами, а затем со щелчком оторвать его. Сначала цокайте медленно, а затем быстрее и быстрее.
3. Игровое упражнение «Эстафета»
Цель: Развитие внимание, выдержки, согласованности действий.
Ход игры: Дети сидят на стульях в полукруге. Начиная игру, встают и садятся по очереди, не вмешиваясь в действия друг друга. Игра имеет несколько вариантов, можно предложить начинать с хлопка, притопа или любого другого действия.
4. Игровое упражнение «Самолеты – бабочки»
Цель: Создание условий для игрового взаимодействия.
Ход игры: Дети двигаются врассыпную, по команде «самолеты» бегают стремительно, вытянув руки в стороны; по команде «бабочки» переходят на легкий бег, делая руками плавные взмахи (бабочка ищет красивый цветок).
Комплекс №6
1. Игра – имитация «Снежинки»
Цель: Формирование умения в пластических образах передавать характер и настроение.
Ход игры: Снежинки под музыку то медленно, то быстрее опускаются на землю, искрясь и кружась падают на землю.
2. Игровое упражнение «Поймай хлопок»
Цель: Развитие слухового внимания и быстроты реакции.
Ход игры: Дети стоят врассыпную. Их задача заключается в том, чтобы среагировать на хлопок педагога и хлопнуть практически одновременно.
3. Игра – драматизация «Заюшкина избушка» с помощью пальчиковых поз.
Цель: Формирование интереса к игровой театрализованной деятельности.
Подготовка к игре предполагает чтение сказки, обыгрывание диалогов сказочных героев, под руководством педагога дети создают пальчиковые позы, соответствующие данному герою. Далее педагог начинает рассказ сказки, дети говорят, сопряжено с ним. В рассказе и показе всех героев сказки участвуют все дети группы оперев ручки локтями на стол.
4. Игра – имитация «Снеговички»
Цель: Формирование умения в пластических образах передавать характер и настроение.
Ход игры: Дети превращаются в снеговиков, ноги на ширине плеч, тело напряжено, руки полусогнуты направлены друг на друга. Пригрело солнышко, и снеговик начал медленно таять. Дети постепенно расслабляют мышцы: опускают голову, руки, сгибаются, опускаются на корточки, ложатся на пол, полностью расслабляясь.
Комплекс №7
1. Пластические этюды «Зайка – беленький»,
«Лисичка – сестричка»
Цель: Развитие воображения, фантазии.
Ход игры: Детям предлагаются показать какой зайка (прыгает, машет хвостиком, вертит ушками, какая лисичка (с пушистым хвостом, с хитрой мордочкой).
2. Артикуляционное упражнение «Сдуваем снежинки»
Цель: Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Ход игры: Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить детям, что это снежок и предложить сдувать "снежинки" с ладони. Можно обойтись и без ваты, сдуть с плеча, с шапки, варежек.
3. Игровое упражнение «Кто позвал?»
Цель: Развитие слухового внимания.
Ход игры: Детки становятся в круг и выбирают водящего. Водящий становится в центре круга, воспитатель завязывает глаза водящему. Водящей крутится вокруг себя несколько раз. Воспитатель, не называя имени, указывает рукой на кого-нибудь из детей. Ребенок произносит имя водящего, который должен угадать, кто из играющих назвал его имя. Если водящий отгадал, он открывает глаза и меняется местами с ребенком, который назвал его имя. Если водящий ошибся, то игра продолжается. Имя водящего называет тот же ребенок или другой по указанию воспитателя.
4. Игра «ВЫШИВАНИЕ»
Цель: Создание условий для развития воображения, согласованности действий, игрового общения.
Ход игры: С помощью считалки выбирается ведущий — «иголка», остальные дети становятся, держась за руки, за ним — «нитка». Иголка двигается по залу в разных направлениях, вышивая различные узоры. Темп движения может меняться, «нитка» не должна рваться. Усложняя игру, на пути можно поставить препятствия, разбросав мягкие модули.
Комплекс №8
1. Игровое упражнение «Что это за герой?»
Цель: Развитие наблюдательности, художественной памяти.
Ход игры: Каждому из детей предлагается обыграть образ героя сказки так, чтобы он стал понятен только с помощью мимики, жестов и движений.
2. Пластический этюд «Кто в теремочке живет?»
Цель: формирование умения изображать характерные движения животных, подражать их голосам, способствовать выразительности и раскованности движения.
Ход игры: Педагог показывает волшебный мешочек, в котором лежат маски героев сказки. Дети под музыку имитируют движения разных героев.
3. Игра – имитация «Проснулись – потянулись».
Цель: Формирование умения в пластических образах передавать характер и настроение.
Ход игры: Дети ложатся на пол, «спят», по команде, «солнышко», потягиваются, вытягиваются на полу, потирают глазки.
4. Игра – имитация «Мокрые котята»
Цель: Создание эмоционального состояния для снятия напряжения, развитие умений двигаться мягким пружинящим шагом, имитируя движения котят.
Ход игры: Дети двигаются врассыпную мягкими пружинящим шагом, как маленькие котята. По команде «дождь» дети садятся на корточки и сжимаются в комочек, напрягая все мышцы. По команде «солнышко» медленно встают и стряхивают «капельки дождя» с каждой из четырех лапок, с головы, с хвостика.