Люция Иванова
Дидактическая игра для развитие речи детей дошкольного возраста «Магнитный театр»
Дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень во всей ступень во всей системе непрерывного обучения и дошкольное учреждение призвано создать все условия для физического, интеллектуального- творческого, эмоционального развития ребенка осуществить его подготовку к школе. Одним из непременных условий успешности ребенка в школе является развитие речи, коммуникативных навыков.
Актуальность - в современном мире, чаще живое общение детям заменяет компьютер, телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Работа с детьми возникла проблема с тем, что у них недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают, не могут пересказать сказки, плохо запоминают стихи. Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Л. В. Выготский писал: “Есть все фактические и теоретические основания утверждает, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи”. Такая помощь дошкольникам может состоять в организации театрализованной деятельности, которая способствует развитию речи, эмоции, коммуникативных навыков и развитию в ребенка в целом. Почему театральная деятельность может помочь в повышении уровня речи?
Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку. Она является благоприятной средой для речевого развития способностей детей, в процессе работы над выразительностью персонажей, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. В своей работе, решая задачу развития речи детей через театральную деятельность, использую магнитный театр. Отсюда выбрала тему проекта: «Развитие речи детей дошкольного возраста, посредством магнитного театра». Сюда входит драматизация, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихам. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества.
Магнитный театр – это дидактическое пособие,развивающая и развлекательная игра, побуждающая думать, мыслить и фантазировать. Помимо широких игровых возможностей магнитного театра, его можно использовать в коррекционных целях. С помощью магнитного театра можно легко обыгрывать сложные воспитательные моменты, в доступной игровой форме объяснять и наглядно показывать выход из сложных жизненных ситуаций.
.
Цель:
Создание условий, способствующих развитию речи детей дошкольного возраста посредством магнитного театра
Задачи:
• Учить детей излагать свои мысли связно, последовательно;
• Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками.
• Формировать умение согласованно работать с партнерами в планировании коллективной деятельности
• продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей в разных видах театрализованной деятельности;
• развивать мелкую моторику рук;
Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:
• игры в кукольный театр; игры в магнитный театр
• игры- драматизации;
• игры- представления (спектакли);
Значение театрализованной деятельности:
• помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств.
• появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.
• совершенствует артикуляционный аппарат.
• формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь.
• стимулирует активную речь.
Содержание деятельности:
• Артикуляционная гимнастика.
• Упражнения на воображение.
• Упражнения на активизацию словарного запаса.
• Упражнения на интонационную выразительность.
• Упражнения на формирование разговорной речи.
Театрализованные игры с героями:
• Этюды.
• Инсценировка сказок.
• Показ театрализованных представлений – кукольный театр, элементы драматизации.
Дидактическое пособие магнитный театр предназначено для использования в работе с детьми как раннего, младшего так и старшего дошкольного возраста, а также рассматривается в контексте реализации основных линий развития: физического, социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического. Пособие магнитный театр реализует принципы развивающего обучения и воспитания и соответствует требованиям ФГОС ДО. Магнитный стендовый театр. Стендовый магнитный театр рекомендуется для театральных игр с детьми. При показе театрального представления с использованием стендового театра представление разыгрывается на плоской вертикальной поверхности. Для магнитного театра следует использовать
Магнитный театр помогает раскрыть таланты и способности ребёнка, увидеть его индивидуальность. Он позволит малышу почувствовать себя одновременно актёром и режиссёром. Дети могут изображать на магнитной доске как конкретную сказку по сюжету, так и придумывать свои рассказы, инсценировки и т. д. Также ребята могут попробывать себя в роли костюмера (у каждой куклы присутствует комплект одежды и аксессуаров) и декоратора (в наборе есть трава, деревья, солнце, стол и т. д.). Данный вид театра можно использовать как в образовательной деятельности, так и в свободной. Эта увлекательная игра также один из лучших способов развития воображения, памяти, внимания и речи ребёнка. Дети старшего дошкольного возраста могут самостоятельно играть магнитным театром, сами рассказывать сказки, а дети младшего дошкольного возраста при помощи взрослых. В показе представления рекомендуется участие одного или двух детей.
Влияние магнитного театра на развитие дошкольников.
Участие дошкольников в театральных постановках с использованием магнитного театра, развивает :
- мелкую моторику,
- память,
- логику,
- воображение,
- пространственную ориентацию на плоскости,
- внимание к деталям
Работа с родителями:
- осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка;
- повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития детей.
Предполагаемый результат:
- У детей повысился интерес к театрально – игровой деятельности.
- Усовершенствовались исполнительские умения детей в создании художественного образа.
-. Расширились представления детей об окружающей действительности.
.-Обогатился и активизировался словарь детей.
- Усовершенствовалась интонационная выразительность речи.
-Дети научились понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё.
Заключение :
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованные игры являются играми-представлениями. В них с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Благодаря театрализованным играм, у детей развивается эмоциональная сфера, расширяется и обогащается опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа. Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.
Список использованной литературы:
1. Григорьева Т. С. Программа «Маленький актёр»: для детей 5-7 лет.
Методическое пособие. - М. : Творческий Центр «Сфера», 2012.
2. Доронова Т. Н. Играют взрослые и дети. –М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.
3. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. :ТЦ «Сфера», 2001.
4. Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
5. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий /Под ред. О. С. Ушаковой. - М.
6. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Совершенствование связной речи: Учеб. -метод. пособие. - М. : Соц. - полит. журн. ,1994.