Чепланова Анна
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством инновационной технологии Проппа
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из ведущих задач, которую решает наше дошкольное образовательное учреждение, является развитие речи детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности. Изучая методическую литературу по развитию у детей связной речи, я заинтересовалась книгой Дж. Родари «Грамматика фантазии». В ней автор отметил методику фольклориста Владимира Яковлевича Проппа, которая заключается в пересказе сказок с использованием его карт.
Публикация «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством инновационной технологии Проппа» размещена в разделах
- Карты Проппа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Всем нам известно, что для развития связной речи самая благодатная почва, имеющая большие развивающие и воспитательные возможности – это сказка. Которая основана на пересказе. А пересказ – это один из наиболее простых видов монологического высказывания, поскольку детям дается уже готовый текст.
На первом этапе я познакомила детей с жанром сказки. Мы выявили ее отличие от других жанров, познакомила со структурой: присказка, зачин; повествование, концовка. На этом же этапе познакомила детей с картами, изображенными на них символами. Согласно системе В. Я. Проппа, этих символов – тридцать одна, позже их сократили до 28. Вначале они у нас были выполнены в сюжетной манере и красочно. В дальнейшем, стали пользоваться картами с довольно схематичным изображением каждой функции, смысл которой был понятен детям и легко запоминался, потому, что дети являлись активными участниками создания карт.
Карты вводила постепенно, от сказки к сказке (ведь не в каждой сказке присутствуют все функции).
Второй этап я начала с игр. Некоторые из них мы мастерили сами. Это игровые поля (на которых были размешены иллюстрации к сказкам и дети подбирали к ним схемы и со схемами к которым дети подбирали соответственно иллюстрации к сказкам).
«Хороший- плохой - в этой игре мы проводили сравнительный анализ положительных и отрицательных качеств любого героя.
Например, Емеля, его отрицательные качества- он ленивый, положительные - добрый и отзывчивый.
В совместном поиске и нахождении обозначенных функций в новых сказках на протяжении одного занятия использовали всего 3-5 карт.
Читали сказку всегда вслух с установкой на пересказ, затем дети сами подбирали карты в соответствии с прочитанным и пересказывали текст с опорой на выложенную схему.
Например: Игра называется "Примени символ к сказке". На игровом поле расположены основные карты Проппа, ребенок "ходит" по игровому полю, и остановившись возле какого-либо символического изображения, называет его. Например "Победа", он вспоминает, в какой сказке есть такой сюжет и объясняет, почему эта карта подходит к этой сказке. Можно работать, как по одной, так и по нескольким сказкам, но их содержание дети хорошо должны знать.
На столе у нас лежали картинки-фрагменты из сказок, которые ребенок выбирает в соответствии с символом. Так как наглядная опора на первых порах должна быть обязательной, такие карточки необходимо иметь для подсказки. Затем усложняя задания мы играли уже без картинок.
На третьем этапе предложила пересказать сказку, опираясь на карты Проппа. Для того, чтобы детям легче было пересказывать мы выделяли узловые моменты сказки, выстраивали схемы по сюжету сказки, и начинали ее пересказывать.
Таким образом мы видим, что карты стимулируют у детей развитие внимания, восприятия, фантазию, творческое воображение, волевые качества, обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь, способствуют повышению поисковой активности, позволяют наладить полноценные взаимоотношения со сверстниками.
Карты Проппа оказывают неоценимую помощь в сенсорном развитии детей, так как их воздействие распространяется на все органы чувств, включая тактильные анализаторы. Ребенок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений.